Японская модель менеджмента: характеристика и особенности

Автор статьи

Екатерина Иванова

1 минуту на чтение
26 просмотров
Содержание Содержание

Японская модель управления, как и в любом государстве, является отражением особенностей его исторической, культурной и социальной психологии. Это тесно связано с социально-экономической структурой Японии. Этот метод управления имеет существенные отличия от американских и европейских аналогов.

Особенности японской модели менеджмента

Существует шесть основных характеристик этого типа управления:

  1. Создание атмосферы доверия и гарантии занятости.
  2. Корпоративные ценности и реклама.
  3. Информационное управление.
  4. Менеджмент, ориентированный на качество.
  5. Постоянное присутствие руководства на рабочем месте.
  6. Поддержание порядка и чистоты.

Гарантия занятости и поддержание доверительной обстановки

Эти особенности приводят к стабильности в рабочей среде и значительно снижают текучесть кадров. В то же время стабильность послужит определенным стимулом для сотрудников и рабочих, укрепит чувство корпоративного единства, гармонизирует отношения между руководством и работниками. Рабочие, освобожденные от угрозы увольнения, имеют возможность продвижения по карьерной лестнице, что способствует мотивации, укрепляет чувство общности с компанией, в которой они работают. Японская модель управления содержит гарантии занятости, что проявляется в существовании системы пожизненного найма. Явление это совершенно уникальное и еще не вполне понятное европейцу.

Ценности корпорации и гласность

Эта характеристика проявляется при использовании единой информационной базы о политике и деятельности компании на всех уровнях управления и работниками. При этом вырабатывается определенный климат участия и социальной ответственности, что значительно повышает продуктивность и улучшает взаимодействие на всех уровнях. В данном случае речь идет о значительной эффективности совещаний, проводимых с участием как инженеров, так и работников администрации.

Японская модель управления способствует созданию общей базы понимания всеми сотрудниками компании таких корпоративных ценностей:

  • приоритет качества в обслуживании,
  • высокий уровень обслуживания потребителей,
  • тесное сотрудничество работников и руководства,
  • а также взаимодействие между структурными подразделениями.

Управление, базирующееся на информации

Особенности японской модели управления показывают особое значение сбора информации и ее систематического использования с целью повышения экономической эффективности производства. Например, на предприятиях, занимающихся сборкой телевизоров, используется система сбора информации, с помощью которой дата поступления данного товара в продажу раскрывается сотруднику, ответственному за его обслуживание. Таким образом, в любой момент могут быть выявлены не только виновники неисправности, но и причины самой неисправности, что поможет предотвратить подобные ситуации в будущем. Менеджеры ежемесячно анализируют статьи доходов и расходов, объемы производства.

Управление, которое ориентируется на качество

Японская модель менеджмента предусматривает обязательный контроль качества. Этим постоянно руководят президенты компаний и их менеджеры. Когда дело доходит до управления производством, вашей главной заботой является достоверная и полная качественная информация. Главное достижение любого руководителя – создание системы контроля качества.

Постоянное нахождение руководства на своем рабочем месте

Без учета этой характеристики характеристика японской модели управления была бы неполной. Чтобы быстро преодолевать трудности и решать различные проблемы в компании, японские менеджеры в основном размещают менеджеров на производственных объектах. По мере решения компаниями определенных задач могут быть внедрены различные инновации, что приведет к внедрению инноваций. При этом активно используются кружки качества и система инновационных идей.

Высокое качество выпускаемой продукции

Это один из важных факторов, способствующих высокому качеству японской продукции. Руководители предприятия стараются, чтобы заказ был таким, чтобы он служил гарантией качества готовой продукции и способствовал повышению производительности труда.

Вывод

Таким образом, в данной статье рассматривается японская модель управления. Кратко резюмируя представленный материал, можно отметить, что в данном типе управления основной упор делается на групповую ориентацию, согласованность, моральный дух сотрудников, стабильность работы и тесное взаимодействие руководителей и сотрудников.

Одной из отличительных особенностей является качественное управление человеческими ресурсами. Японские компании управляют сотрудниками таким образом, что последние работают достаточно эффективно. Для достижения такого максимального результата используется американская методика управления персоналом (система оплаты труда, анализ организации труда, аттестация сотрудников). Однако есть и разница между американской и японской моделями управления. Это использование японскими корпорациями преданности сотрудников своим компаниям, отождествление их с компанией, создание сильной морали, что в конечном итоге приводит к высокой эффективности.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи