Контроль отчислений в ФСС и социальных расходов предприятий, производимый сплошной проверкой документов, осуществляется в рамках выездной проверки Фонда. Охватываемый контролем период составляет 3 календарных года, предшествующих проверке. В статье мы разберем как проводится выездная проверка ФСС, что проверяют, какие необходимы документы и размер штрафов.
Общие сведения о плановых и внеплановых выездных проверках
Законодательством установлена обязанность проведения совместных проверок фондов ФСС и ПФР (ст.33 № 212-ФЗ). Ревизоры каждого из фондов проверяют свою часть отчислений предприятия. Утверждение плана проверок производится перед началом календарного года. Данные документа не подлежат публикации и используются только для служебного пользования.
Наряду с плановыми мероприятиями проводятся внеплановые выездные проверки ФСС, осуществляемые при ликвидации, реорганизации компании или по жалобам сотрудников. Внеплановые проверки могут осуществляться ФСС отдельно от ПФР и вне зависимости от сроков окончания предыдущего мероприятия планового контроля.
Выездная проверка ФСС проводится на территории предприятия. В исключительных случаях, при отсутствии условий на предприятии, документальный контроль производится в расположении территориального отделения.
Проведение повторных проверок
Ревизоры ФСС при проверке страховых взносов выездного характера основываются на положениях ст. 35 ФЗ № 212-ФЗ. Статья определяет порядок оформления, сроки, возможность продления или приостановки мероприятия и другие нюансы. Особое внимание уделено возможности повторной проверки, проводимой в случаях:
- Инициации мероприятия вышестоящим органом Фонда. Цель проверки – контроль над качеством действий ревизоров, в ходе которых могут быть выявлены недочеты с последующими доначислениями.
- Подачи налогоплательщиком уточненного расчета, в результате которого уменьшена сумма к уплате в бюджет. Контролю подвергается период, по результату которого представлен уточненный расчет.
Для проверок с включением в план отбираются предприятия, допустившие нарушения или имеющие солидные расходы социального характера.
Основания и причины для включения предприятия в план проверок
Все организации и ИП, имеющие наемных работников, подлежат проверкам фондов. В план проверок преимущественно включаются предприятия, имеющие показатели:
- Несовпадение данных налоговых баз по периодам, указанных в расчетах, представленных в ФСС и ПФР.
- Наличие ошибок в начислениях, расходах, выявленных по результатам камеральных проверок (см. → как пройти камеральную проверку ФСС, → как проходит камеральная проверка ПФР).
- Систематическое несоблюдение графика представления отчетности.
- Наличие задолженности по взносам, указанным в отчетности на протяжении более 2-х отчетных периодов.
- Получение информации от ИФНС о негативных результатах проверок или выявленных схемах ухода от налогов.
- Снижение величины отчислений в бюджет по периодам при неизменных показателях фонда оплаты труда и численности.
Наличие любого из показателей увеличивает вероятность внесения предприятия в план проверок. Рассмотрим пример возникновения у налогоплательщика негативных показателей. Компания ООО «Бастион» представила за 9 месяцев 2015 года данные налоговой базы по 4-ФСС в размере 750 тысяч рублей. Одновременно по отчетности в ПФР в форме РСВ-1 указана сумма 700 тысяч рублей. В дополнение к нестыковкам бухгалтерия предприятия не перечисляла взносы за 2 квартальный период 2015 года. По итогам аналитического анализа предприятие ООО «Бастион» было предложено к включению в план проверок на 2016 год.
Начало процедуры выездной проверки ФСС
Регламент проведения выездных проверок обязывает ревизоров следовать четкому порядку действий. Нарушение документооборота или сроков влечет оспаривание результатов налогоплательщиком и отмены решения. Проверка осуществляется на основании решения территориального отделения ФСС.
Особенности оформления решения на проверку:
- Право удостоверения документа имеет руководитель Фонда, его заместитель или иное лица, временно назначенное на должность приказом.
- Проверка филиала предприятия, имеющего самостоятельный счет, баланс и рабочие места, производится на основании решения органа территориального расположения филиала.
- В составесведений документа содержатся название налогоплательщика, цель проверки, период, охватываемый мероприятием, данные ревизоров.
- Документ издается на фирменном бланке ТО ФСС, утвержденном вышестоящим органом.
- Одновременно с решением (сразу после его вручения) налогоплательщику предъявляется требование о представлении документов.
В рамках совместных выездных проверок фондов решения и требования выписываются ФСС и ПФР каждым учреждением отдельно. Документы вручаются руководителю предприятия независимо друг от друга.
Как подготовится к проверке?
В ряде случаев при проверке ФСС выявляются нарушения, связанные с оформлением документов. Документы, заполненные некорректно, могут быть не признаны в составе расходов. Предприятие, получившее уведомление о проверке (решение) должно провести контроль документов на предмет наличия и полноты заполнения реквизитов.
Формы документов | Обязательные реквизиты |
Расчетные ведомости по заработной плате | Подписи ответственных лиц |
Платежные ведомости | Подписи работников, получивших заработную плату наличным расчетом |
Расходные кассовые ордера на разовые выплаты | Полнота заполнения (суммы прописью, паспортные данные), подписи лиц |
Табели учета рабочего времени | Подписи руководителя и ответственных лиц |
Листки нетрудоспособности | Штамп, печати медучреждения, врача и расчет |
Приказы | Подписи об ознакомлении лица |
Справки-расчеты, заявления | Корректность заполнения |
Право ответственных лицах, подписывающих документы, должно быть подтверждено приказами о назначении или временном исполнении обязанностей. До начала проверки необходимо отделить документы, касающиеся проверки от материалов, не представляющих интерес для проверяющих. При наличии недоимки по взносам в ФСС необходимо оперативно погасить задолженность.
Права инспекторов Фонда при проверках
В ходе мероприятия контроля ревизоры Фонда имеют право затребовать документы, подтверждающие данные, указанные в отчетности. Производится контроль точности начисления взносов и обоснованности произведения расходов. Проверке выездного контроля подлежат только документы, имеющие отношение к отчислениям и затратам социального характера по страховым случаям.
Группировка документов | Составляющие формы группировки |
Учредительного характера | Устав, приказ о назначении руководителя |
Внутреннего распорядка по выплатам работникам | Положения об оплате труда, о премировании |
Кадрового назначения | Приказы, заявления, трудовые договоры, дополнительные соглашения, трудовые книжки и журналы учета к ним |
Расчетов по заработной плате | Табели, приказы о премировании, ведомости по начислению и выплате заработной платы, авансовые отчеты |
Выплат социального характера | Заявления, справки, листки нетрудоспособности, приказы, справки-расчеты, ведомости, кассовые документы, выписки банка, иные формы |
В дополнение к первичным документам учета представляются итоговые формы – своды, регистры, отчеты. Перечень документов не установлен законодательством и определяется внутренними документами Фондов. Запросы проверяющих на предоставление документов могут производиться до составления справки об окончании проверки.
Рассмотрим пример проверки ТО ФСС предприятия ООО «Рассвет». В процессе контроля кассовых документов ревизор ФСС определил большое число выдач подотчетных сумм. По данным оборотной ведомости счета 71 был выявлен большой остаток сумм, не закрытых авансовым отчетом. При проверке РКО обнаружились суммы, выданные лицам, не относящимся к списку подотчетных лиц, срок выдачи которых значительно превысил месячный срок и попал в проверяемый период. Полученные данные позволили ревизору обозначить суммы как доход работников, включить в налогооблагаемую базу, начислить налог, пени и наложить штраф.
Сроки и этапы проведения проверок ФСС
Каждый этап мероприятия контроля имеет сроки, оговоренные законодательством. Окончание проверки оформляется справкой и актом, на составление которого отводится 2 месяца. К акту проверки с выявленными нарушениями должны прилагаться подтверждающие документы – копии форм первичного учета.
Этап проверки | Срок оформления |
Проведение проверки | 2 месяца |
Составление справки | Последний день проверки |
Оформление акта | 2 месяца |
Опротестование налогоплательщиком | 15 дней |
Принятие решения | 10 дней |
Вступление решения в силу | Через 10 дней после подписания |
Направление требования | После вступления в силу решения |
Соблюдение периодов исполняется каждым фондом. Срок проведения проверки предприятия может быть продлен по обстоятельствам:
- Получения данных от УВД о фактах нарушений, требующих дополнительных мероприятий.
- Возникновения форс-мажорных обстоятельств, влияющих на состояние документов, хранящихся на территории предприятия.
- Наличия у компании обособленных подразделений.
- Непредставление в указанный срок документов, указанных в требовании.
Продление срока проверки производится на основании решения, принятого вышестоящим органом Фонда.
Штрафы и санкции при выявленнии нарушений
Налогоплательщики, в учете которых выявлены нарушения, привлекаются к ответственности. При отсутствии своевременно представленного расчета влечет наложение санкций в размере 5% от суммы, начисленной к уплате по расчету за каждый полный и неполный месяц. Уклонение от представления расчета в электронном виде влечет наложение штрафа в размере 200 рублей.
Несвоевременная уплата взносов, возникшая при занижении налоговой базы, влечет уплату санкций в размере 20% (40% при умысле) от величины не уплаченного взноса. Если предприятие уклоняется от подачи документов для проверки, штраф за каждую не представленный документ налагается в размере 200 рублей. Дополнительным минусом может быть доначисление по аналогу – данным предприятия, имеющем примерные показатели ведения деятельности.
Начиная с 2015 года Фондом могут проводиться повторные проверки. В случае обнаружения нарушений, не выявленных при первоначальной проверки, на налогоплательщика не налагаются санкции.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Приведем перечень ответов на актуальные запросы налогоплательщиков
Вопрос № 1. Имеют ли право инспекторы ФСС в течение выездной проверки выносить документы из бухгалтерии предприятия?
Вынос документов налогоплательщика допускается только в форме копий. Оригиналы должны находится на месте проведения проверки выездного характера.
Вопрос № 2. Могут ли ревизоры ФСС испрашивать к проверке хозяйственные и гражданско-правовые договоры?
В ходе выездной проверки инспекторы могут произвести контроль гражданско-правовых договоров, заключение которых часто является скрытой формой трудоустройства. Данные хозяйственных договоров не относятся к сфере контроля Фонда и в предоставлении документов к проверке предприятие может обоснованно отказать.
Вопрос № 3. Сколько решений оформляется при совместной проверке ФСС и ПФР?
Документальное оформление результатов проверки производится каждым фондом отдельно. Решения по проверкам удостоверяются руководителями каждого учреждения. Даты решений могут совпадать.
Вопрос № 4. Должны ли проверяющие фондов ФСС и ПФР начинать проверку одновременно?
Вручение руководителям предприятий решений на проверки осуществляется одновременно.
Вопрос № 5. Могут ли ревизоры ФСС производить опросы работников предприятия в процессе выездной проверки?
Ревизоры ФСС имеют ограниченные возможности в рамках мероприятий контроля. Проверяющие не имеют права проводить осмотры, опросы, заказывать экспертизу, переводчика, проводить встречные проверки.