В тюрьму за деловое соглашение или антикартельные поправки

Автор статьи

Анна Крицкая

2 минуты на чтение
9 просмотров

Уже не один год Правительство хочет ужесточить наказание за создание картелей. Еще в 2017 году Президентом было поручено разработать соответствующие инструменты для выявления и пресечения картельных сговоров, а также ужесточить административную и уголовную ответственность.

Напомним, что, согласно действующему законодательству, под картельным сговором понимается неформальное соглашение о продаже или покупке товаров или услуг по одной цене, заключаемое в рамках одной отрасли. Также к такому сговору может быть отнесено договорное регулирование объемов закупок или продаж с целью оказания влияния на цены.

И вот, наконец, свершилось. В Государственную думу внесен пакет изменений, существенно ужесточающих ответственность за картельный сговор – не только уголовную, но и административную. Пояснительная записка к документу говорит о том, что картельные соглашения, а также соглашения, ограничивающие конкуренцию, становятся одной из самых серьезных угроз экономической стабильности страны.

Авторы поправок указывают на то, что в сотни раз увеличилось число сговоров для проведения аукционов, продолжительность существования самого картеля выросла примерно до 3-х лет, а размеры ущерба от деятельности картелей достигают до 2% ВВП каждый год.

Примерами сфер деятельности, в которых были выявлены картельные сговоры, называются:

  • разработка соглашений для космической отрасли,
  • строительство медучреждений,
  • обеспечение граждан продуктами и медицинскими препаратами,
  • строительство дорог,
  • и даже заказы в сфере обороны.

Видимо, таким образом подчеркивается значимость вносимых поправок, поскольку картельные сговоры проникли буквально во все сферы производства и бизнеса. Кроме того, антимонопольной службой указывается на необходимость формирования отрицательного отношения в обществе к картелям.

Итак, суть поправок сводится к следующему. В случае наличия соглашения между предпринимателями-представителями одной отрасли производства и выявления у них прибыли свыше 500 млн руб. (или причинения ими ущерба на сумму свыше 60 млн руб), предпринимателей могут отправить за решетку на срок до 6 лет. За участие в картеле, «повлекшее за собой ущерб свыше 20 млн руб. или извлечение дохода от 100 млн руб.», бизнесменам будет грозить штраф размером до полумиллиона рублей или реальное лишение свободы сроком до 4-х лет.

Вместе с тем, юристы и бизнес-омбудсмен высказывают опасения, связанные с принятием указанных изменений. В частности, стоит отметить, что в Уголовном законе отсутствует понятие картельного сговора. При определении этого понятия в ст. 178 УК РФ существует отсылка к положениям Федерального закона “О конкуренции”. Это в корне противоречит действующему уголовному законодательству, поскольку диспозиция статьи и состав преступления обязательно должны быть прописаны именно в Уголовном кодексе. Собственно, в указанном законе также нет четкого понятия картельного сговора. Отсылки к другим законам допустимы только в рамках Кодекса об административных правонарушениях.

Кроме того, вносимые поправки отменяют такой важный аспект состава преступления, как объективная сторона деяния, то есть умысел на ограничение конкуренции. Теперь вовсе необязательно, чтобы картель был прямой угрозой конкуренции (по сути, это запрет любых соглашений). А это значит, что можно будет отправить за решетку абсолютно любого бизнесмена, о чем бы то ни было договорившегося с другим предпринимателем.

Примечательно, что доказывать наступление именно негативных последствий соглашения антимонопольная служба не хочет. Более того, под санкции обновленных статей могут подпасть предприниматели, предлагающие госструктурам уникальный продукт – конкуренции ведь не было.

Бизнес-омбудсмен предлагает разграничение сговоров на торговом рынке и сговоров при проведении торгов. Кроме того, он предлагает вывести товарные сговоры из-под действия уголовного закона. увеличить размеры ущерба, а также ввести четкое и конкретное определение картельного соглашения. 

Однако, в профильном комитете Госдумы заявили, что предложений бизнес-омбудсмена пока не получали, а потому не могут быть уверены, что его предложения будут учтены при рассмотрении поправок.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи