Управление персоналом: задачи, принципы и методы

Автор статьи

Амина С.

7 минут на чтение
759 просмотров
Содержание Содержание

Управление персоналом – это практическая деятельность, целью которой становится обеспечение предприятия квалифицированными кадрами, способными качественно выполнять возложенные на них трудовые функции и оптимально использовать персонал. Управление персоналом является одной из основных составляющих современного менеджмента.

Направления деятельности и управление персоналом

К направлениям деятельности управления персоналом относятся следующие функции:

  1. Поиск и адаптация персонала. Адаптация — это процесс, посредством которого новые сотрудники входят в состав рабочей силы и знакомятся со специфическими особенностями компании.
  2. Оперативная работа с персоналом, состоящая из обучения и развития персонала, проведения оперативной оценки персонала, организации труда и мотивации сотрудников.
  3. Стратегическая работа с персоналом.

Задачи управления персоналом

Управление персоналом решает следующие задачи:

  • разработка общей стратегии;
  • определение потребности компании в квалифицированных работниках с учетом имеющегося персонала;
  • штатное расписание и разработка должностных инструкций для сотрудников организации;
  • осуществление мероприятий по подбору персонала и формированию трудового коллектива сотрудников;
  • создание пула будущих руководителей для обеспечения преемственности, а также реализация мероприятий по снижению риска потери кадров;
  • построение и организация труда, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности работ, условий труда;
  • управление затратами на персонал;
  • анализ качества работы, выполняемой сотрудниками;
  • разработка и реализация программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организации;
  • разработка критериев, методов и оценки персонала для аттестации работников организации;
  • разработка системы продвижения по службе (управление карьерой сотрудников);
  • осуществление мероприятий по высвобождению персонала;
  • реализация мер по мотивации работников компании, в том числе: повышение заработной платы, выплата премий, предоставление различных льгот, возможность продвижения по службе.

Принципы управления персоналом

Управление персоналом основывается на следующих принципах:

  1. Принцип отбора сотрудников по деловым и личным качествам.
  2. Принцип преемственности. Сочетание молодых сотрудников и опытных специалистов в рабочей силе.
  3. Принцип соответствия. Порученная работа должна соответствовать навыкам и способностям исполнителя.
  4. Принцип повышения квалификации.
  5. Принцип замещения отсутствующего работника.
  6. Принцип служебного и профессионального продвижения работников основан на использовании разумных критериев оценки их деятельности и создании условий для дальнейшего карьерного роста.
  7. Принцип сочетания доверия к работникам и контроля за выполнением работниками своих трудовых обязанностей.
  8. Принцип открытого конкурса среди сотрудников, претендующих на руководящие должности.
  9. Принцип правовой определенности. Все управленческие и кадровые решения должны приниматься на основе действующего трудового законодательства.

Методы управления персоналом

На практике в организации выделяют три группы методов управления персоналом:

  • экономические методы;
  • административные или организационно-распорядительные методы;
  • социально-психологические методы.

Следует отметить, что управление персоналом представляет собой совокупность методов воздействия на сотрудников организации с целью достижения успеха компании и ее эффективной работы.

Социально-психологические методы

Социально-психологические методы воздействия на интересы личности или коллектива основаны на законах психологии и социологии. Результатом применения социально-психологических методов является минимизация проявления личностных конфликтов на рабочем месте.

Также с помощью социально-психологических методов возможно формирование корпоративной культуры и управление карьерой каждого сотрудника. Социологические методы управления персоналом позволяют выявить неформальных лидеров, определить место каждого работника в рабочем коллективе и эффективно разрешать любые производственные конфликты между работниками организации.

Экономические методы

К экономическим методам относятся все методы материального стимулирования работников организации, к которым относятся:

  • участие сотрудников в распределении прибыли компании;
  • система поощрений в виде повышения заработной платы, выплаты премий за качество работы и ее эффективность;
  • элементы социального обеспечения работников компании, такие как: оплата питания работников организации, предоставление медицинской страховки, оплата проезда в общественном транспорте;
  • система санкций в виде удержаний из заработной платы работников организации и накопления штрафов.

Административные или организационно-распорядительные методы

Административные или организационно-распорядительные методы основаны, прежде всего, на применении руководством предприятия власти, принуждения и применении норм в области трудового права.

Административные методы реализуются в виде издания приказов и распоряжений, которые направлены на необходимость соблюдения трудовой дисциплины и предусматривают ответственность за нарушения. Административные методы отличаются прямым характером воздействия. То есть любой приказ руководства организации должен обязательно выполняться.

Дополнительные сведения про методы управления работниками

Лишение привилегий является еще одним стимулом для выполнения своих функциональных обязанностей с качественным выполнением плана продаж: 

  • дополнительная премия для всего отдела;
  • поощрение за лучшие результаты показателей качества в течение полугода:
  • возможность профессионального роста; 
  • отсутствие нарушений и замечаний в течение трех месяцев — доплаты к заработной плате; 
  • нарушение дисциплины, несоблюдение корпоративных правил – лишение премий и премий; 
  • серьезные ошибки, систематические нарушения — увольнение. 

Сотрудники должны понимать, что от работы каждого из них зависит общий результат команды, и усилия каждого будут замечены и оценены. Тогда цель управления персоналом административными методами будет достигнута. Сотрудники — живые люди, они склонны дружить между собой и конфликтовать. С помощью этих методов, грамотно воздействуя на интересы каждого отдельного человека и коллектива в целом, риск возникновения конфликтов сводится к минимуму. Но это не единственная цель метода управления персоналом. Не менее важно, что таким образом можно: 

  • выявить неформальных лидеров; 
  • определить, какое место каждый сотрудник занимает в компании и в коллективе; управлять карьерой подчиненных; 
  • формировать корпоративную культуру; 
  • решить любой трудовой спор. 

Вывод

Главной задачей управления персоналом является максимально эффективное использование трудовых ресурсов. Основные функции системы управления персоналом организации: кадровое планирование, адаптация, аттестация, мотивация, оценка, обучение персонала.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи