Унифицированная форма ОС-4б

Автор статьи

Виктория Ананьина

3 минуты на чтение
1 715 просмотров
Содержание Содержание

ОС-4б – это акт о списании групп объектов основных средств. Данный документ необходим и используется при списании  имущества, которое пришло в негодность. Данная форма документа должна быть составлена в количестве двух экземпляров, оба экземпляра подписываются членами комиссии, которая формируется руководителем предприятия. Завершающим этапом в оформлении данного документа является его подпись руководителем организации (либо уполномоченным на это лицом).

Какие обстоятельства являются причинами оформления акта о списании групп объектов? Какие важные моменты должны быть указаны в акте списания? Какова специфика заполнения акта о списании?  Подробная инструкция по заполнению данного документа, ответы на самые распространённые вопросы,  об этом далее в нашей статье.

Причины оформления акта о списании групп объектов

Итак, существуют следующие причины оформления документа по форме ОС-4б:

  1. Продажа основных средств;
  2. Имущество становится морально устаревшим, что препятствует его дальнейшему использованию;
  3. Имеет место физический износ оборудования, что также тормозит производственный процесс;
  4. В случае чрезвычайной ситуации (происшествия) происходит ликвидация активов;
  5. Превращение имущества организации в инвестируемый капитал в отношении другой организации;
  6. Обнаружение порчи объекта ОС, либо его недостача в результате проведения инвентаризации;
  7. Имел место обмен или передача в дар имущества организации;
  8. Была осуществлена модернизация (технологическое усовершенствование) объектов основных средств в результате реконструкции.

Читайте также статью ⇒ Форма ОС-6а.

Важные моменты, указываемые в акте списания

Напомним, что данный документ оформляется в количестве двух штук, заполнение производится уполномоченным лицом из состава комиссии, в самом конце оформления документ подписывается семи членами комиссии и утверждается руководителем организации, либо доверенным лицом от имени директора.

Итак, какие же моменты регистрируются в акте списания? Об этом ниже:

А) факторы, на основании которых происходит ликвидация основных средств;

Б) комментируется техническое состояние объекта ОС при первичном осмотре, осуществляется оценка состояния;

В) комментируется возможность восстановления имущества, есть она или её нет?

Г) выявляется список ответственных сотрудников, которые могут быть причастны к износу (преждевременному) рассматриваемого оборудования;

Д) комментируется возможность применения при дальнейшей эксплуатации отдельных узлов или составляющих ОС.

Специфика заполнения акта списания основных средств

Акт о списании по форме ОС-4а состоит и трёх разделов, в таблице ниже раскроем информацию о том, что включается в каждый из этих разделов, а также поясним специфику заполнения каждого раздела.

Раздел Информация, содержащаяся в разделе Специфика заполнения раздела
Раздел I Содержится информация об объекте, в частности:

— восстановительная стоимость имущества;

— сумма амортизационных начислений с момента эксплуатации ОС;

— остаточная стоимость имущества.

При переоценке имущества необходимо указывать остаточную стоимость в соответствующей графе.

Если переоценка не была проведена, то необходимо указать начальную стоимость актива ) на момент постановки ОС на баланс предприятия).

Раздел II Содержится информация об объекте, в частности:

— краткие технические и индивидуальные характеристики ОС (например, наличие в составе имущества драгоценных металлов)

Должно быть сформировано заключение со стороны комиссии, которое касается состояния объекта и оценка возможности или невозможности использования объекта ОС в перспективе.
Раздел III Содержится информация об объекте, в частности:

— затраты, которые были понесены в процессе списания имущества (на демонтаж, разработку и вывоз с территории);

— перечисление товарно-материальных ценностей, которые имеются после списания ОС и могут быть использованы в перспективе

Информация, которая используется для заполнения данного раздела берётся и следующих документов:

— ОС-1,

— ОС-1а,

— ОС-1б.

Инструкция по заполнению акта ОС-4б.

Эксперты бухгалтерского и налогового учёта рекомендуют проводить оформление данного документа пошагово:

Шаг 1 — Заполнение титульного листа. Указываются:

А) полное наименование организации,

Б) структурное подразделение, в котором находится объект, предназначенный для списания;

В) дата списания ОС.

Шаг 2 – Данные о приказе (документ-основание для списания имущества). Указываются:

А) номер приказа;

Б) Дата приказа.

Шаг 3 – Обозначение причин списания основного средства. Например:

А) поломка;

Б) физический износ,

В) моральное устаревание и прочее.

Шаг 4 – Заполнение трёх таблиц:

Вся основная информация берётся из инвентаризационной карточки.

1 таблица. В седьмой графе указывается восстановительная стоимость имущества. В девятой графе указывается остаточная стоимость ОС.

Остаточная стоимость ОС = Начальная цена ОС – Амортизационные начисления до момента списания ОС.

2 таблица. Указываются особенности списываемого имущества, в том числе наличие драгоценных металлов в составе основного средства.

Заключение. В данном разделе указываются причины, которые повлияли на списание данных объектов основных средств, далее все члены комиссии подписывают составленный акт.

3 таблица. Эта таблица заполняется бухгалтером, рассчитывается финансовый результат, который был получен в результате списания основного средства. Далее документ подаётся на подпись руководителю организации.

Читайте также статью ⇒ Форма ОС-1б: скачать образец заполнения в 2024 году.

Ответы на распространённые вопросы

Вопрос: Как оформляется списание автотранспортного средства?

Ответ: Данная операция осуществляется при использовании акта списания по форме ОС-4а, причём в бухгалтерию должны быть предоставлены следующие документы:

— акт ввода средств;

— подтверждение из органов Государственной автомобильной инспекции о снятии списываемого транспортного средства с учета.

Вопрос: Для выбытия каких средств используются акты по форме ОС-4 и ОС-4б?

Ответ: Первый документ необходим для списания только одного ОС, а второй документ – для единовременного списания нескольких активов.

Вопрос: Куда сдаются экземпляры акта на списание?

Ответ: Первый экземпляр должен быть сдан в бухгалтерию, так как данный акт служит основанием для отражения в бухгалтерском учёте операции на выбытие имущества и его последующее списание со счёта 01 «Основные средства».

Второй экземпляр хранится у ответственного лица.

Данный документ также является основанием для отражения результатов списания в инвентарной карточке по форме ОС-6.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи