У российского сырья начинаются трудности с экспортом на фоне санкций

Автор статьи

Ангелина Нестерова

1 минуту на чтение
1 546 просмотров

В условиях возможного ужесточения санкций из-за боевых действий на Украине российские нефтяные компании столкнулись со значительными трудностями при реализации нефти. Поэтому несколько трейдеров уже сократили закупки, а намерение США и ЕС отключить большую часть российской банковской системы от SWIFT добавляет паники. Кроме того, судовладельцы резко повышают фрахтовые ставки на нефтяные танкеры, заходящие в порты Российской Федерации, а некоторые из них опасаются сдавать их в аренду. Экспортеры металла и угля говорят, что у них пока нет серьезных логистических и финансовых проблем.

Покупатели российской нефти сталкиваются с растущими трудностями при ее реализации в условиях уже принятых против России санкций ЕС и США и их возможного ужесточения. В связи с этой угрозой трейдеры снижают спрос на российское сырье, в результате дисконт Urals к североморской нефти на северо-западе Европы, по данным Argus, в конце прошлой недели вырос до рекордных $11,6 за баррель. Дисконт от 28 февраля, вероятно, должен был еще вырасти в контексте роста цен на нефть марки Brent.

Торговля российской нефтью сама по себе не является целью западных санкций, но паника на рынке растет после заявлений ЕС и США об отключении большей части российской банковской системы от SWIFT. Полный список банков пока не опубликован. Как сами санкции, так и неясность их масштабов затрудняют работу трейдеров с контрагентами: западные банки боятся открывать аккредитивы и оказывать другие услуги, отмечает S&P Global.

Финская Neste и шведская Preem уже заявили о сокращении закупок российской нефти. Из-за неопределенности платежей индийские и китайские переработчики ограничивают закупки. В частности, по данным Reuters, из-за отсутствия покупателей «Сургутнефтегаз» не смог продать спот-лоты 28 февраля».

Кроме того, из-за санкционных рисков судовладельцы стали в несколько раз увеличивать стоимость лизинга танкеров, а также отказывались предоставлять суда для экспорта российской нефти.

По данным Reuters, покупатели нефти в балтийских портах Российской Федерации особенно сталкиваются с этой проблемой, поскольку судовладельцы и страховые компании теперь требуют дополнительную премию. Пока сложно сказать, насколько трудности, с которыми столкнулись российские экспортеры нефти, повлияют на объемы физического экспорта и будут ли негативные последствия для добычи.

Чем Европа заменит импорт газа из России

«Иностранные судовладельцы не хотят рисковать тем, что суда могут подвергнуться ответным санкциям и быть заблокированными в российских портах, а российские судовладельцы, еще не попавшие под санкции, вероятно, боятся их экспансии (и это уже субъективные факторы). Свой вклад в рост цен вносят страховщики: по мере увеличения рисков перебоев с поставками по вышеуказанным причинам они увеличивают стоимость страховых премий», — говорит Антон Самохвалов, партнер юридической фирмы КИАП.

Джозеф Байден, президент США, о влиянии санкций против РФ на товарные рынки, 24 февраля:

«Мы активно работаем со странами мира по скоординированному использованию стратегических запасов нефти основных энергопотребляющих стран».

Серьезных проблем с поставками и финансовых ограничений российские экспортеры угля и металлов пока не испытывают. 28 февраля начальник управления ММК Мария Никулина заявила, что основная ликвидность находится в российских банках. «Мы работаем как с государственными банками, на которые не распространяются ограничения, так и со структурами европейских банков. Мы не испытываем проблем с ликвидностью, и группа также не стеснена в денежных потоках на данный момент», — говорит он. По словам главы ММК Павла Шиляева, проблем с транспортировкой также нет. «На данный момент мы пока не видим никаких ограничений. Но вот замечание, что Черное море — в этом месяце у нас были небольшие объемы и мы уже все прошли. До конца второго квартала мы по-прежнему не видим никаких ограничений», — добавил он.

По словам источника Ъ среди металлургов, немецкие покупатели опасаются покупать российский металл, но есть и те, кто после начала боевых действий стал покупать активнее.

Такую активность, по словам собеседника, проявляют заказчики из Польши, интерес к росту поставок проявляют и американские заказчики. Источники Ъ говорят, что пока металлурги не сталкивались с отказом от контрактов, но есть рост фрахтовых ставок, а из-за удорожания страховки покупать сырье стало сложнее, а многие поставщики требуют 100 % предоплата.

Крупнейший в мире производитель антрацита «Сибантрацит» сообщил 25 февраля, что его банки-кредиторы подтвердили отсутствие ограничений на операции вне зависимости от валюты. «Сибантрацит» не ожидает ограничений на перевалку угля в портах и ​​доставку продукции клиентам морем. Собеседники Ъ на других угольных предприятиях говорят, что работы ведутся, но по «инерции» и в условиях неопределенности, в которых нельзя делать никаких прогнозов будущих планов. Один из источников Ъ допускает пересмотр планов добычи угля в сторону понижения.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи