Санкционирование расходов учреждения — обязательства

Автор статьи

Амина С.

13 минут на чтение
2 538 просмотров
Содержание Содержание

В данной статье поговорим про санкционирование расходов учреждения. Разберемся, какие документы необходимо предоставить в ОФК для подтверждения возникновения денежного обязательства, и как отражаются операции с принимаемыми/отложенными денежными обязательствами в бухгалтерском учете.

Подтверждение возникновения денежного обязательства (санкционирование расходов учреждения)

Под денежными обязательствами понимаются обязанности учреждения в отношении организации, физического лица или бюджета по выплате определенной суммы денежных средств после того, как выполняются условия, оговоренные в ходе проведения гражданско-правовой сделки, которая заключалась учреждением в границах его бюджетных полномочий (или в согласии с положениями законодательного акта РФ, другого правового акта, договора, соглашения).

Учреждение, получающее финансирование из средств федерального бюджета, на основании статьи 219 БК РФ принимает на себя бюджетные обязательства и обязуется оплачивать денежные обязательства путем заключения госконтрактов и других договоров с организациями, ИП и физическими лицами в рамках доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ЛБО).

Казенные учреждения в целях подтверждения возникновения денежного обязательства должны предоставлять в ОФК следующие документы:

  • заявки на кассовый расход (по форме 0531801, 0531851);
  • документы, доказывающие факт возникновения денежного обязательства (акт оказанных услуг, акт выполненных работ, счет-фактура, товарная накладная, счет), другие документы, предусмотренные правовыми актами Министерства финансов, Постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ, федеральным законодательством (Письмо Федерального казначейства от 30.03.2015 № 07-04-05/05-196, Письмо Минфина РФ № 02-03-09/17449).

В качестве документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства, может быть предоставлен:

  • первичный документ (любой) с обязательными реквизитами (предусмотренными актуальными нормативно-правовыми актами), который подтверждал бы оказание услуги, выполнение работы, совершение поставки и т.д.;
  • универсальный передаточный акт (составленный по предложенной Федеральной налоговой службой форме — см. Письмо ФНС РФ № ММВ-20-3/96@), в графе 1 раздела 2 которого сообщается о том, что данный документ является универсальным передаточным актом, а в графах 2 и 3 указывается дата и номер документа соответственно.

Решение о предоставлении в ОФК именно упомянутых выше документов было принято на основании того факта, что унифицированная форма первичного учетного документа для оформления актов хозяйственной жизни (имеющих отношение к закупке товаров, услуг и работ организациями гос. сектора) не установлена.

Читайте также статью ⇒ «Инструкция 174н с изменениями на 2024 год. Новые бухгалтерские проводки бюджетного учета«.

Учет принимаемых и отложенных обязательств (санкционирование расходов учреждения)

В первую очередь необходимо вспомнить о том, что существует проект внесения изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Так, в Инструкцию № 157н были введены новые счета:

Новый счет Пояснения
502 07 000 «Принимаемые обязательства» Счет предназначен для учета учреждением, финансируемым из средств бюджета, сумм бюджетных обязательств рамках ЛБО, принимаемых при определении конкурентным способом исполнителей, подрядчиков, поставщиков (путем назначения конкурсов, запросов предложений, аукционов, запроса котировок).
0 502 09 000 «Отложенные обязательства» Предназначен для учета сумм отложенных бюджетных обязательств учреждениями, финансируемыми из средств бюджета. Предполагается, что обязательства возникли  в связи с принятием на себя иных обязательств (оплату гарантийного ремонта по просьбе покупателя, оплату отпусков за фактически отработанное время, оплату текущего обслуживания по договорам поставки, оплату компенсации за неиспользованный отпуск), а также расходных обязательств, которые подлежат оспариванию через суд (взыскание судебных издержек, штрафных санкций и пеней, вытекающих из ГПД (контрактов)).

Учреждение в границах формирования его учетной политики должно детализировать счета 0 502 07 000 и 0 502 09 000. Приведем пример, который опубликовал Минфин РФ в целях пояснения своей позиции относительно проведения детализации упоминаемых нами счетов:

0 502 07 000 Принимаемые обязательства
0 502 17 000 Принимаемые обязательства на текущий финансовый год
0 502 17 200 Принимаемые обязательства на текущий финансовый год по расходам
0 502 17 221 Принимаемые обязательства на текущий финансовый год по услугам связи
0 502 27 000 Принимаемые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)
0 502 37 000 Принимаемые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)
0 502 09 000 Отложенные обязательства
0 502 99 000 Отложенные обязательства на иные очередные года (за пределами планового периода)
0 502 99 200 Отложенные обязательства на иные очередные года (за пределами планового периода) по расходам

Министерство финансов также представило общие правила отражения операций по обязательствам. Ниже приведены бухгалтерские записи для казенных учреждений:

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Отражение обязательств, которые приняты учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении исполнителей, подрядчиков, поставщиков в рамках конкурсного отбора, на день размещения извещения о проведении закупки в ЕИС 1 501 03 000

(по соответствующему коду КОСГУ)

1 502 07 000

(по соответствующему коду КОСГУ)

Принятие суммы расходных обязательств при подписании договора или контракта по итогам конкурса 1 502 07 000

(по соответствующему коду КОСГУ)

1 502 01 000

(по соответствующему коду КОСГУ)

Уточнение принятых обязательств на сумму экономии, полученной при проведении закупки 1 502 07 000

(по соответствующему коду КОСГУ)

1 501 03 000

(по соответствующему коду КОСГУ)

Принятие учреждением обязательства в сумме сформированных резервов предстоящих расходов

(сумма уменьшения обязательств по сформированному резерву предстоящих расходов, и принятие обязательств по затратам за счет сформированного резерва в соответствующем финансовом году отражаются методом «красное сторно»)

1 501 93 000

(по соответствующему коду КОСГУ)

1 502 99 000

(по соответствующему коду КОСГУ)

Предлагаем также ознакомиться с бухгалтерскими записями по операциям с обязательствами, которые были представлены Министерством финансов с указанием документов-оснований. По словам Минфина РФ, записи необходимо производить с указанием не только документа-основания, но и момента отражения в учете, первичного учетного документа, примечаний.

1. Отдельные операции с обязательствами:

Вид обязательства Документ-основание, первичный учетный документ ДЕБЕТ КРЕДИТ
Договоры, заключаемые без проведения конкурсных процедур
Заключение договора на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров без проведения конкурса, в т.ч. с единственным поставщиком Договор/справка по форме 0504833 1 501 13 000

Текущий год

1 502 11 000
1 501 03 000

Плановый период

1 502 01 000
Контракты, заключенные путем проведения конкурсных процедур
Размещение извещения о проведении закупок в ЕИС в сумме начальной (максимальной) цены контракта, лота, объявленной в документации к конкурсу Извещение/справка по форме 0504833 1 501 13 000 1 502 17 000
1 501 03 000 1 502 07 000
Принятие обязательства в сумме, предусмотренной по контракту, заключенному по итогам проведения закупки конкурентным методом Контракт/справка по форме 0504833 1 502 17 000 1 502 11 000
1 502 07 000 1 502 01 000
Уточнение суммы принимаемых обязательств на сумму экономии, полученной при проведении закупки Контракт/справка по форме 0504833 1 502 17 000 1 501 13 000
1 502 07 000 1 501 03 000
Уменьшение обязательства, если поставщик отказался от заключения договора, или если не имеется заявок на всю сумму ранее отраженного обязательства методом «красное сторно» Протокол конкурсной комиссии/справка по форме 0504833 1 501 13 000 1 502 17 000
1 501 03 000 1 502 07 000

2. Операции с отложенными обязательствами:

Вид обязательства Документ-основание, первичный учетный документ ДЕБЕТ КРЕДИТ
Принятие обязательства на сумму созданного резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время Расчет, справка по форме 0504833 1 501 93 211 1 502 99 211
1 501 93 213 1 502 99 213
Принятие обязательств по оплате компенсации за неиспользованный отпуск за счет ранее созданного резерва (с учетом начислений по обязательным взносам в гос. внебюджетные фонды):
— Принятие обязательства текущего финансового года по оплате компенсации за неиспользованный отпуск Расчетно-платежная ведомость 1 501 13 211 1 502 11 211
1 501 13 213 1 502 11 213
— Уменьшение отложенного обязательства по оплате отпуска за фактически отработанное время Справка по форме 0504833 1 501 93 211 1 502 99 211
1 501 93 213 1 502 99 213

Законодательные акты по теме

ст. 6 БК РФ, п. 308 Инструкции по применению Единого плата бухгалтерского учета для органов гос. власти, местного самоуправления, управления гос. внебюджетными фондами, гос. академий наук, учреждений № 157н Определение денежного обязательства
Письмо Минфина РФ от 07.04.2015 № 02-07-07/19450 Порядок отражения в учете принимаемых и отложенных обязательств

Типичные ошибки

Ошибка: Учреждение, получающее финансирование из средств федерального бюджета, не знает о том, как детализировать счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» и 0 502 09 000 «Отложенные обязательства».

Комментарий: Согласно разъяснениям Министерства финансов, детализация указанных счетов проводится в рамках формирования учетной политики учреждения.

Ответы на распространенные вопросы про санкционирование расходов учреждения

Вопрос №1: В 2015 году ЛБО на 2016 и 2017 годы до главных распорядителей бюджетных средств федерального бюджета не были доведены. То есть учреждениям, финансируемым из средств федерального бюджета, они не достались. А бюджетные обязательства должны быть приняты в рамках доведенных ЛБО. Как быть в подобных случаях?

Ответ: Когда ЛБО не доводились до получателей средств бюджета, Минфин РФ рекомендовал не расторгать ранее заключенные договоры по собственной инициативе, если они подлежали оплате в 2016-2017 годах. Заказчики должны были согласовать новые условия контрактов, исполнение которых намечено на 2015 год (в этом году ЛБО были доведены в размере 90% объема бюджетных ассигнований), включая цены и сроки исполнения контракта, количества товара, обеда работ и услуг.

Вопрос №2: В Инструкции № 157н нет проводок с применением новых счетов 0 502 07 000 и 0 502 09 000. Изменения же Инструкции № 162н находятся на стадии проекта. Как тогда стало известно о том, как отражать в учете принимаемые и отложенные обязательства?

Ответ: В связи с тем, что проводок в Инструкции по новым счетам еще нет, а Инструкция 162н находится в стадии проекта, Министерство финансов опубликовало Письмо от 07.04.2015 № 02-07-07/19450, в котором изложило порядок отражения в учете принимаемых и отложенных обязательств, а также привело примеры отражения операций в бухгалтерском учете.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи