Расходы на услуги банков — сложные случаи

Автор статьи

Амина С.

7 минут на чтение
1 400 просмотров
Содержание Содержание

На сегодняшний день банковские учреждения предлагают бизнесу самые разнообразные услуги, и без некоторых таких услуг обойтись просто невозможно в силу того, что они связаны с текущей хозяйственной деятельностью. К примеру, предприятия вынуждены оформлять расчетный счет, открывать зарплатные счета работникам, заключать договор на расчетно-банковское обслуживание. Практически все остальные услуги оформляются владельцами бизнеса по желанию. К необязательным услугам относятся выдача банковских гарантий, открытие кредитной линии, составление документов по внешнеэкономическим сделкам, открытие аккредитивов. Обязательная услуга или выборочная — банк будет взимать комиссию за обслуживание. В связи с этим перед бухгалтерами встает множество вопросов относительно того, как грамотно отразить расходы на услуги банков в учете. Можно ли включать в расходы затраты на «зарплатное» обслуживание? Нормировать или нет процентные комиссии банка в целях налогообложения? Как учитывать расходы на услуги кредитных организаций при приобретении основного средства? Давайте разбираться.

Расходы на услуги банков — перечисление заработной платы на карточки сотрудников

Банк взимает комиссию за обработку документации, связанной с перечисление зарплаты на счета работников. Согласно положениям Письма Минфина РФ от 20.04.2009 № 03-03-06/2/88 и Письма Минфина РФ от 04.08.2008 № 03-04-06-02/88, затраты на выплату банку вознаграждения в данном случае разрешается включить в состав расходов по налогу на прибыль.

Но споры вызывает уменьшение налогооблагаемой базы на сумму расходов по уплате банку комиссии за выпуск и годовое обслуживание пластиковых карт сотрудников, на которые приходит зарплата. Условием отнесения затрат в состав расходов является их экономическая обоснованность, а комиссию банку уплачивает предприятие, но картами при этом пользуются трудящиеся. Последнее высказывание на этот счет Минфина РФ изложено в Письме от 28.10.2010 № 03-04-06/6-255, в котором говорится о том, что выплачиваемая банку комиссия за обслуживание зарплатных карт не является доходом и выгодой сотрудников (не облагается НДФЛ), пользующихся этими картами — это всего лишь необходимость, связанная с выбором способа расчетов по оплате труда (работодатель обязан вовремя выплачивать зарплату через кассу или иным способом).

Важно! Платежи работодателя в пользу банка за обслуживание зарплатных счетов работников не являются объектом обложения НДФЛ и не облагаются страховыми взносами.

Что касается судебной практики, суды принимают позицию налогоплательщиков и позволяют учитывать расходы на уплату комиссии банка в состав затрат. Например, в Постановлении ФАС УО от 29.10.2009 № Ф09-8382/09-С3, разъясняется следующее:

  • согласно трудовым договорам расходы на оплату услуг банка по обслуживанию зарплатного счета ложатся на работодателя;
  • банковские карты нужны для выполнение обязанности нанимателя по выплате заработной платы (оплата труда связана с ведением коммерческой деятельности);
  • зарплатные карты не являются собственностью работников — они являются собственность банков и выдаются сотрудникам во временное пользование.

Важно! В договоре с банком об обслуживании зарплатных счетов следует упомянуть, что карты изготовлены для нужд предприятия, а не для работника.

Бухгалтер должен учесть рассматриваемые затраты в составе прочих расходов, позаботившись о грамотном оформлении кадровых документов. В тексте трудовых договоров, дополнительных соглашениях к таковым или других внутренних актах компании необходимо прописать условия:

  • зарплата будет выплачиваться безналичным способом;
  • затраты на банковское обслуживание зарплатных счетов несет работодатель;
  • в случае увольнения сотрудник возвращает карту работодателю.

Расходы на услуги банков — предприятие приобретает основное средство

Одним из самых больших затруднений является принятие решения относительно включения платы за банковские услуги в налоговую первоначальную стоимость приобретенного актива. В качестве примера можно привести ситуацию, когда банк взимает комиссию за открытие аккредитива для приобретения какого-то оборудования по импортному контракту.

Рассуждаем. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в первоначальную стоимость актива включается сумма затрат на его покупку, изготовление, сооружение, доставку, а также доведение до состояния, в котором его можно будет использовать по назначению. Для чего предприятие уплачивает комиссию по аккредитиву? В целях приобретения оборудования. Соответственно, сумму вознаграждения банку можно рассматривать как затраты на покупку и учесть в первоначальной стоимости  ОС. Однако, комиссия банка за открытие аккредитива — это плата за услугу банка. Тогда затраты должны быть отнесены к прочим или внереализационным расходам. Министерство финансов РФ высказало целых 3 различных позиции на данный счет:

  1. В Письме от 01.08.2005 № 03-03-04/1/111 Минфин РФ проанализировал ситуацию с уплатой вознаграждения банка за предоставление банковской гарантии. Сотрудники ведомства заявили, что банковская гарантия по кредиту, взятому ради приобретения актива предприятия, имеет отношение к покупке основного средства, а значит, затраты по ее уплате должны быть включены в первоначальную стоимость ОС.
  2. В тексте Письма от 05.12.2008 № 03-03-06/1/673 финансисты предлагали затраты по уплате комиссии за открытие аккредитива и его обслуживание включать в состав внереализационных расходов.
  3. Письмо от 18.06.2009 № 03-03-06/1/408 содержит в себе указания относительно учета расходов на уплату комиссии банку как проценты, которые учитываются по статье 269 НК РФ. В данном случае нормы ст. 269 НК РФ финансисты признают специальными, приоритетными в отношении норм ст. 257 НК РФ. Комиссия по аккредитиву, по их мнению, учитывается как проценты по долговым обязательствам и не включается в первоначальную стоимость основного средства.

Важно! Пункт 4 ст. 252 НК РФ позволяет предприятию самостоятельно определить порядок учета расходов, если затраты на равных основаниях могут быть отнесены к нескольким группам расходов. Такую позицию поддерживают суды.

Расходы на услуги банков — предприятие оформляет кредит

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям зачастую необходимы дополнительные денежные вливания в бизнес для поддержания его «на плаву» в сложные времена или для расширения. Иногда одним из условий выдачи кредита является взимание кредитным учреждением дополнительных комиссий. Чаще всего дополнительные платежи назначаются следующие:

  • комиссия за досрочное погашение кредита;
  • вознаграждение за открытие кредитной линии и ее пролонгирование;
  • дополнительная плата за открытие ссудного счета и его обслуживание;
  • комиссия за пользование кредитом.

Налоговый кодекс позволяет налогоплательщику выбрать вариант учета расходов на оплату банковских услуг, который кажется ему наиболее правильным (и тот и другой вариант предусматривает открытый перечень учитываемых затрат):

  • разрешается включать подобные затраты в состав внереализационных расходов;
  • можно также учесть затраты на банковское обслуживание в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Однако, Министерство финансов РФ имеет собственное мнение относительно учета таких расходов, изложенное в Письмах от 27.08.2012 № 03-03-06/1/432, от 29.08.2011 № 03-03-06/1/534. По мнению сотрудников ведомства, таким способом разрешено учитывать только те комиссионные выплаты банковскому учреждению, которые уплачиваются в фиксированном размере и представлены в абсолютном выражении. А в том случае, если вознаграждение банка определено в процентном отношении, комиссию необходимо рассматривать в качестве процентов по долговым обязательствам. Такие выплаты должны быть нормированы по ст. 269 НК РФ.То есть, чтобы принять процентные комиссии в состав расходов по налогу на прибыль, бухгалтер должен рассчитывать предельную сумму процентных комиссий при получении предприятием кредита наравне с предельной суммой процентов за использование заемных средств.

Но позиция Минфина РФ не может не вызывать споров. Проценты на основании подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ исчисляются для целей налогообложения по фактическому времени пользования взятыми в кредит денежными средствами. В то же время дополнительные комиссии по займу, выплачиваемые в процентном соотношении, зависят от размера кредита, а не от срока пользования средствами. Более того, проценты уплачиваются заемщиком за услугу банка, а не за пользование средствами. Суды также не поддерживают данное мнение финансового ведомства. К примеру, в Постановлении ФАС МО от 11.10.2012 № Ф05-11313/12 суд поясняет, что комиссия банка за выдачу кредита является самостоятельным платежом, взимаемым банком за услугу по оформлению кредита, а потому выплату нельзя приравнивать к процентам по долговым обязательствам. Расходы на оплату вознаграждения должно учитываться бухгалтером заемщика в составе прочих расходов или внереализационных расходов. Что касается платежей за открытие аккредитива и комиссий по договору факторинга, суды принимают следующие позиции:

  • по вопросу отнесения расходов на оплату комиссий за открытие аккредитивов судебной практики не сложилось, поэтому компании вправе отнести такие затраты к прочим или внереализационным расходам (при аргументации своей позиции можно ссылаться на правовую природу аккредитива — это не заимствование, функция аккредитива заключается в проведении через нег безналичных платежей (ст. 862 ГК РФ), соответственно, комиссия банка уплачивается за осуществление такой операции, а еще комиссия зависит от суммы аккредитива);
  • по мнению судов комиссии по договору факторинга следует относить к прочим и внереализационным расходам, потому что обязательство по договору факторинга не является долговым обязательством, а потому комиссия банка не признается процентами, которые необходимо нормировать (Постановление ФАС МО от 16.02.2011 № КА-А40/16965-10).

Расходы на услуги банков — прочие или внереализационные

В некоторых случаях достаточно сложно установить связь между затратами предприятия на оплату банковских услуг и основной деятельностью организации. В качестве примера возьмем банковскую комиссию, взимаемую за обслуживание ссудного счета, который открывался с целью сопровождения кредита. Можно утверждать, что комиссия взимается за предоставление банком финансирования для осуществления коммерческой компанией своей деятельности. То есть, на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, комиссию можно считать прочими затратами, связанными с производством и реализацией. Но также можно говорить и о том, что банковская комиссия не имеет прямой направленности на осуществление производственно-реализационной деятельности предприятия. Вознаграждение банка всего ли опосредует получение предприятием заемных средств. Соответственно, на основании подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ комиссия должна учитывать в составе внереализационных расходов.

Что касается судебной практики, арбитражные суды встают на сторону плательщика налогов (как в случае с вынесением Постановления ФАС МО от 11.10.2012 № Ф05-11313/12), ведь в такой ситуации пункт 4 ст. 252 НК РФ позволяет налогоплательщикам делать выбор в пользу одной из позиций на свое усмотрение.

Что можно сказать наверняка, так это то, что при выборе любого из предложенных вариантов (учет банковской комиссии в составе внереализационных расходов или в составе расходов, связанных с производством и реализацией) налогооблагаемая база по налогу на прибыль не искажается. Поэтому ошибиться не так страшно — налоговые органы лояльно относятся к выбору компании и принимают ее позицию.

Читайте также статью ⇒ «Отказ в банковском обслуживании — судебная практика«.

Законодательные акты по теме

п. 6.3 Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П

О том, что аккредитив обособлен и независим от основного договора

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие отказывается признавать банковскую комиссию за аккредитив в качестве расходов на услуги банков.

Комментарий: Данный метод является наиболее выгодным для организаций на том основании, что это позволяет на законных основаниях отнести комиссию на уменьшение доходов в целях налогообложения единовременно (п. 7 ст. 272 НК РФ), а не включать в расходы посредством амортизации.

Ошибка: Бухгалтер единовременно признал в составе налоговых расходов затраты предприятия на уплату банквоской комиссии за обслуживание зарплатных счетов работников.

Комментарий: Такие затраты необходимо распределить между отчетными периодами, поскольку затраты должны быть учтены в том периоде, на протяжении которого они возникли исходя из условий сделки, а обслуживание карт производится постоянно на протяжении годового периода.

Ответы на распространенные вопросы про расходы на услуги банков

Вопрос №1: Приравнивает ли Министерство финансов РФ плату в процентном отношении за иные банковские услуги, помимо комиссионных вознаграждений за выдачу кредита, к процентам по долговым обязательствам в целях налогообложения?

Ответ: Да, по мнению Минфина РФ нормированию по статье 269 НК РФ подлежат и иные платежи за банковские услуги, выраженные в процентах. К примеру, комиссии за открытие аккредитива (Письмо Минфина РФ от 18.06.2009 № 03-03-06/1/408), предоставление кредита под уступку денежного требования по договору факторинга (Письмо Минфина РФ от 13.05.2009 № 03-07-11/136).

Вопрос №2: Относят ли сотрудники финансового ведомства комиссионное вознаграждение банку за предоставление банковской гарантии к процентам по долговым обязательствам?

Ответ: Нет. В своем Письме от 11.01.2011 № 03-03-06/1/4 Минфин РФ отменил свое решение относительно признания банковской комиссии за предоставление банковской гарантии процентами по долговым обязательствам.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи