Нормативно-правовые акты РФ: иерархическая система

Автор статьи

Амина С.

11 минут на чтение
1 857 просмотров
Содержание Содержание

Одним из важных и при этом распространенных юридических документов, имеющих силу, является нормативно-правовой акт. Если проще — НПА. Его введение сопряжено с рядом моментов, которые нужно обязательно учитывать, дабы он мог работать полноценно.

Рассмотрим в этой статье все, что связано с нормативно-правовыми актами, вступивших в силу на территории нашей необъятной родины.

Понятие нормативно-правового акта РФ

Если вкратце, то речь идет о письменном документе, причем официальном, который создает и принимает законодательный орган. Он, прежде всего, направлен на целенаправленное выполнение любой из трех задач, каждая из которых прямо связана с правовыми нормами:

  • установить их; 
  • изменить;
  • отменить.

Важно! НПА может иметь временные рамки, т.е. он не всегда является постоянно действующим.

У всех нормативно-правовых актов есть одна характерная черта, которая выглядит достаточно интересно — они не могут существовать хаотично. Им нужен порядок, нужна система. Конституция РФ предоставляет им это.

«Норма права отличается возможностью неоднократного применения и отсутствием персонификации». Юрист Даниил Звягинцев 

Интересно, что с точки зрения юридической силы НПА способен своей работой повлечь за собой появление правовых последствий.

С какого момента нормативный акт вступает в силу

Поскольку НПА является документом, обладающим значительной юридической силой, но меньшей чем у Конституции, он способен по своей сути затрагивать три пункта, связанных с гражданином: его права, свободу и обязанности. Кроме того, они могут устанавливать правовой статус любых организаций.

Все НПА, которые прошли гос. регистрацию в российском Минюсте, обязательно публикуют в двух конкретных местах:

  • издание «Российская газета»;
  • журнал «Бюллетень НПА федеральных органов исполнительной власти».

Как у всякого правила, тут есть исключение. Речь идет об актах или же об их отдельных их положениях со сведениями, о которых знать никому не стоит, как, например, гостайна.

Если какой-либо НПА, кроме актов и отдельных их положений, сведения которых могут составлять гостайну, не прошел госрегистрацию или НПА был зарегистрирован, но был неправильно опубликован, то они не считаются вступившими в силу, а значит, они не могут делать следующее:

  • регулировать правоотношения (например, их нельзя использовать в качестве средства применения санкций по отношению к любому физическому и юридическому лицу);
  • использоваться в качестве аргумента или контраргумента при разрешении любого спора.

НПА, как правило, вступает в полную силу в течение 10 дней с того дня, когда он прошел этап публикации на официальном уровне. Исключением из этого правила является пункт, в котором указано, что сам акт войдет в силу на других условиях.

Важно! Сегодня порядок подготовки НПА регламентируется специальными правилами.

Срок действия нормативно-правового акта

НПА, как и всякий юридический документ, имеет свои нормы в вопросе временных рамок. Известно, что его срок чаще всего постоянен. Бывают и временные, у которых обозначен срок. 

Рассмотрим пределы действия любого НПА с точки зрения времени:

  • вступление в полную силу;
  • прекращение действия (потеря силы);
  • «обратная сторона закона»;
  • «переживание закона».

Что интересно, законодательство РФ пошло по более простому пути, исключив третий период. Получается, что практически любой закон в России по умолчанию не имеет обратной силы, что не позволяет рассматривать дела, определенные законом уже после их совершения. 

При этом с «переживанием закона» ситуация получается обратной — было множество случаев, когда к актуальному НПА применяются устаревшие нормы.

Возникает один достаточно интересный вопрос — что можно считать за конечную точку действия нормативных актов? Правильно — утрату законной силы, которая возможна по ряду причин.

№ п/п. Причина Описание
1 Истечение срока действия Является самой частой причиной. Как уже говорилось ранее, у каждого акта есть своя продолжительность действия. Чаще всего срок устанавливают у тех НПА, которые были приняты во время военного или чрезвычайного положения. Хотя и в мирное время принимают такого рода акты.
2 Замена одного акта другим Вследствие обстоятельств, когда какой-либо пункт НПА или он полностью уже устарел, проводится замена на более актуальную версию. 
3 Установление новых правил поведения Когда простой замены актов уже не хватает, законодательная власть проводит глобальные изменения в виде изменения госстроя или Конституции, формирования Парламента и так далее.

Разновидности нормативно-правовых актов в РФ

Любое НПА делится на три вида. У каждого из них есть свои особенности:

  • закон;
  • подзаконные акты (ниже по ступени в сравнении с любым законом);
  • международные законы (ответвление от основного вида закона).

Рассмотрим каждый из этих трех видов НПА по отдельности.

Закон

Данная часть НПА обладает высшей юридической силой. Издается она Государственной думой, являющимся высшим законодательным органом гос. власти. 

Все законы, относящиеся к конкретным субъектам РФ принимаются, как правило, законодательными органами, расположенные там же. Они, конечно же, регулируют вопросы совместного ведения страны по определенному пути вместе с правительством всей страны (ст. 72 Конституции РФ). Сами субъекты при этом ведут свои дела сами без вмешательства главного исполнительного органа страны (ст. 73 Конституции РФ). 

Законы субъектов РФ, как и любые другие, никоим образом не должны идти наперекор Конституции РФ (во всех без исключения случаях). Напротив, их нужно исполнять, причем неукоснительно.

По своей значимости федеральные законы можно разделить на две группы:

№ п/п. Вид закона Описание
1 Конституционные законы Регулируют вопросы, связанные с общественной жизнью (например, судебную систему РФ). Все вопросы урегулированы, однако их добавление в Конституцию позволяет проработать как можно детальнее. Важно, чтобы эти законы самой конституции не противоречили.
2 Прочие законы Ими регулируют все остальные вопросы, важность которых не меньше, чем у конституционных (например, вопрос с акционерными обществами или образованием). Они также не должны противоречить Конституции РФ.

Разновидностью законов служат кодексы, которые относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Они по сути являются теми же актами, но уже сложными и систематизированными. Это выражается уже в оглавлении, где для каждой нормы и отрасли права установлено свое место.

Пример. УК РФ — кладезь всех норм касательно преступления и наказания, ГК РФ собирает в себе нормы, которые регулируют имущественные отношения.

Как правило, любой кодекс состоит из двух частей: 

  • общая;
  • особенная. 

В общей части собраны все нормы, которые имеют значение для применения любой нормы из особенной части. т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. 

Пример. В общей части УК РФ можно найти разные данные: нормы о возрасте уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, их виды и правила их применения. Особенная часть УК РФ характеризуется наличием информации о том или ином наказании за конкретное деяние.

Подзаконный акт (общефедеральный, субъектов федерации, муниципальный)

Подзаконные акты — другой вид НПА, которые изданы с целью исполнения указанных законов. Сами подзаконные акты выстраиваются по определенной иерархии. 

Прописание норм в подзаконном акте, как правило, соответствует тому, как прописаны законы в документах, имеющих большую юридическую силуу.

Расскажем ниже о видах подзаконных актов:

  • указы и распоряжения от президента страны;
  • распоряжения и постановления от главного исполнительного органа в государстве — Правительства РФ;
  • инструкции, приказы, а также положения ведомств и министерств — все они отвечают за регулирование общественных отношений;
  • постановления, решения и распоряжения от местных органов гос. управления;
  • акты, изданные муниципальными органами;
  • предписания как локальный подзаконный акт (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Важно! Вышеуказанные акты обязаны соответствовать законодательству всего государства и законам субъектов РФ в частности.

Международные законы

Данный вид НПА резко отличается от двух прочих тем, что они принимаются вне российской юрисдикции. Они делятся на два отличающихся друг от друга вида: 

  • директивы — они дают правительствам определенных стран выбор реализации принятых международных обязательств;
  • постановления — в них имеются требования, которые неукоснительно исполняются, причем не одним, а всеми государствами.

Важно! В Конституции есть пометка, в которой указывается следующее: нормы и принципы международного права, а также договоры между РФ и прочими государствами. Все это — часть российской правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов РФ

Представляем общий вид иерархии НПА. Выглядит она вот так:

  1. Конституция РФ (главный закон во всей стране).
  2. Федеральные законы (по масштабности и силе меньше, чем законы в Конституции).
  3. Указы Президента РФ (явный пример подзаконного акта).
  4. Постановления от Правительства РФ (еще один вид подзаконных актов).
  5. НПА от ведомств и министерств.

Отдельно выделяют следующие документы:

  1. Международные договоры. 
  2. НПА от субъектов РФ.

Уровни нормативных актов РФ

Действие НПА, как правило, распространяется в трех видах актов:

  1. Общефедеральные акты. Они прописаны так, чтобы обязательно исполнялись по всей стране.
  2. Изданные в субъектах РФ акты. Действие их, конечно же, распространяется на конкретные регионы и на лица, живущих в них.
  3. Правовые акты муниципального уровня. Их одабривают органы местного самоуправления. Действуют все они на живущих и гостей в определенном месте (например, конкретного города).
  4. Локальные правовые акты с узкой направленностью.

Как создаются НПА

Каждый акт, прежде чем вступить в силу, должен быть каким-либо образом создан. Для этого все прописывается и заранее проверяется последовательность подготовки и дальнейшего вступления в силу.

Рассмотрим ниже каждый этап создания любого НПА.

  1. Создание проекта. На данном этапе начинается нормотворчество — создание НПА. Он заключается в выполнении следующих действий.
  • постановление вопроса о необходимости создания нового НПА;
  • обеспечение проекта всем необходимым;
  • сбор общей информации об общественных отношениях, нуждающихся в урегулировании;
  • подготовка концепций и инициатив, раскрытие цели проекта.

2. Рассмотрение проекта. В это время создаваемый акт проходит тщательное изучение. В дальнейшем может быть откорректирован службами и органами, имеющими нужные полномочия. В процессе проверки и корректировки проводится поиск и аргументация перспективности в нескольких сферах — юридической, экономической и социально-политической.

3. Стадия решения. После рассмотрения, субъект, отвечающий за изучение перспективности разрабатываемого НПА принимает решение. Их может быть всего три: принять, вернуть на доработку или отклонить.

4. Финишная прямая. Тут уже готовый проект отправляется на подпись лицам, имеющим на это полномочия. Когда подпись уже поставлена, документ отправляется на официальную публикацию, а также в реестр с зарегистрированным номером. Только после этого НПА может вступать в силу. 

Такая форма оформления НПА, в целом, присутствует практически везде. Российская Федерация — не исключение.

Заключение

НПА в любой стране — важный письменный документ, обладающий строгой иерархией и юридической силой. Неважно, подзаконный акт или закон — они оба считаются источником права для всех: и для гражданина, и для любой организации.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи