МЭР раскритиковало проект о «Безопасном городе» из-за трат регионов и риска утечки данных

Автор статьи

Анастасия Перова

1 минуту на чтение
303 просмотров

В Минэкономики раскритиковали законопроект МЧС о запуске в России агропромышленного комплекса «Безопасный город», который должен объединить все городские и коммерческие системы безопасности страны на одной государственной площадке. Они считают, что реализация проекта потребует от местных властей и госорганов чрезмерных трат на оборудование и расширение каналов связи, а компании столкнутся с риском утечки данных. Но разработчики платформы уверяют, что запуск системы необходим МЧС для ускорения реагирования на чрезвычайные ситуации.

«Ъ» ознакомился с рецензией Минэкономики от 21 декабря 2021 года на законопроект о системе «Безопасный город», которую МЧС подготовило в сентябре. В обзоре указан ряд недостатков и слабых мест как самого документа, так и проекта, если он будет реализован. В Минэкономики Ъ пояснили, что «консультируются с МЧС», а последнее уверяет, что отзыв «официально не поступал».

Законопроект предполагает, что власти регионов будут обязаны настроить городские системы безопасности и подключить их к программно-аппаратному комплексу «Безопасный город» (ПГК). Теперь они делают это по желанию. Инициатива также предусматривает создание публично-правовой компании (КПП) «Сьюдад-Сегура», которая будет выступать в качестве центра управления проектом. В агропромышленном комплексе должны сочетаться городские и частные системы безопасности (распознавание лиц, камеры анализа трафика на дорогах, датчики дыма). Запуск системы призван сократить к 2030 году количество ЧС и количество погибших в них людей на 25%, а также уменьшить ежегодный ущерб от ЧС на 10 млрд рублей, говорится в документе. Реализация проекта АПК, по данным МЧС, это может обойтись бюджету в 97 млрд руб. (см. Ъ от 17.07.2020).

В отзыве Минэкономики говорится, что в случае вступления закона в силу затраты частных компаний на его реализацию могут быть «весьма значительными».

Таким образом, при условии наличия готовой сети передачи данных, сметная стоимость РЖД на закупку оборудования для подключения системы видеонаблюдения железнодорожного вокзала к внешнему ресурсу накопления и обработки информации в 2021 году составила минус 2,5 млн руб., а стоимость аренды канала связи для станции, расположенной в городе, – 1,1 млн руб. Таким образом, общая стоимость подключения 890 станций, находящихся на балансе РЖД, к подготовленным сетям связи может составить более 2,2 млрд рублей единовременно и около 1 млрд рублей ежегодно на оплату арендованных каналов связи. В РЖД на запрос Ъ не ответили”.

Региональные затраты также могут быть значительными. Минэкономики приводит в пример смету по Тульской области: 1,3 млрд рублей, не предусмотренных местным бюджетом. В региональном правительстве «Ъ» уточнили, что развивают сегменты АПК, и направили в Минэкономики предложение о софинансировании проекта из федерального бюджета.

Кроме того, отмечается в обзоре, законопроект не предусматривает ограничения доступа оператора системы «Безопасный город» к ИТ-инфраструктуре частных компаний, что может привести к изъятию коммерчески значимых данных.

Осенью инициатива МЧС уже подверглась критике со стороны МВД (см. Ъ от 25 ноября).

Оксана Якимюк, генеральный конструктор АПК «Безопасный город», возражает, что затраты на подключение предприятий и органов местного самоуправления к системе «не стоят космических денег»: «Интеграция различных систем безопасности с единой федеральной площадкой позволит оперативно получать информацию о ЧС, кризиса и, следовательно, ускорить его ликвидацию». Сейчас, по его словам, информацию «крайне сложно получить», что влияет на оценку рисков и планирование ресурсов для реагирования.

Масштаб проекта и разная степень системной готовности в региональном и муниципальном сегментах — два основных фактора, которые окажут существенное влияние на стоимость интеграции в АПК, считает Александр Рожков, директор по продуктам и технологиям группа Т1: «Особенно сложно будет подключить коммерческие системы видеонаблюдения и безопасности». Если госсистемы как-то регулируются, поскольку строились по госконтрактам, говорит он, то в случае с коммерческими проектами таких данных может не быть.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи