Льготы по земельному налогу

Автор статьи

Виктория Ананьина

3 минуты на чтение
536 просмотров
Содержание Содержание

Земельный налог (далее по тексту – ЗН) – местный налог, который вводится на законодательном уровне региональными нормативно-правовыми актами соответствующих муниципальных образований (Москвы, Севастополя, Петербурга). Платить его должны те организации и физлица, у которых в собственности либо на праве постоянного (бессрочного) пользования имеются участки земли.

Общие вопросы, связанные с налогообложением данных участков, регулирует гл. 31 НК РФ. Как обращает внимание ФНС РФ, плательщики ЗН на определенных условиях могут воспользоваться федеральными либо налоговыми льготами. Разница между ними состоит в источнике финансирования и территории действия.

Так, федеральные льготы действуют на территории всей страны, а финансируются из госбюджета. Что касается местных (региональных), то они предусмотрены для граждан конкретного региона и, соответственно, предоставляются за счет местного бюджета.

Важно! Местные льготы, а также ставки ЗН устанавливают законы муниципальных образований, на основании которых он вводился.

Говоря о ставках, следует отметить, что для субъектов РФ законом введены ограничения по их размерам. Запрещается устанавливать ставки, превышающие 0,3%, для земель, занятых объектами ЖКХ, жилфонда, выделенных под с/х, садоводство, огородничество, ЛПХ, животноводство, дачи, а также полученных для строительства жилья. Это ограничение применяется и в отношении участков, предоставляемых таможне и с целью обеспечения обороны, безопасности. Для остальных земель по ставкам установлен лимит в полтора процента.

Федеральные льготы для всех плательщиков ЗН

Список федеральных льготников и собственно сами льготы определяет закон, а в случае с земельным налогом – ст. 395 НК РФ. Настоящая статья содержит исчерпывающий перечень тех лиц, кто освобождается от уплаты ЗН. Следует заметить, что в данный перечневый список включены в основном юрлица. Таким образом, не нужно платить налог:

  1. Резидентам особой экономической зоны, кроме тех, кто поименован в п. 11 ст. 395 НК РФ.
  2. Гражданам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, которые имеют в собственности участки земель с определенным местным предназначением.
  3. Судостроительным организациям, получившим статус резидента ППОЭЗ и по назначению использующим свои земли, на которых расположены производственные здания и прочие аналогичные строения.
  4. Управляющим компаниям инновационного центра «Сколково», владеющим участками данного центра, выделенными им для выполнения функций согласно ФЗ РФ № 244 от 28.09.2010 (ред. от 2024).
  5. Организациям и учреждениям УИС Минюста РФ, использующим участки земель для исполнения возложенных на них задач, целей и др.

С полным перечнем можно ознакомиться на сайте ФНС РФ в разделе, посвященном земельному налогу либо обратившись непосредственно к ст. 395 НК РФ (ссылку см. выше). О том, как следует калькулировать налог, если право на участок (или его долю) прекращено либо образовалось на протяжении конкретного соответствующего периода, а также в иных особых случаях, разъясняется п. 7 ст. 396 НК РФ. Прописанные в нем нормы полностью распространяются на исчисление авансовых платежей.

Еще одно послабление – снижение базы налога на кадастровую стоимость

На федеральном уровне при соблюдении определенных условий предусмотрена также возможность снижения налоговой базы на скалькулированную стоимость 600 кв. м. участка. Указанный вычет предоставляется согласно ч. 5 ст. 391 НК РФ только некоторым гражданам не зависимо от места жительства в РФ, а именно:

  • Героям РСФСР и СССР;
  • инвалидам 1, 2 гр., а также инвалидам детства, в том числе детям с ограниченными возможностями;
  • ветеранам, инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • участникам ликвидации последствий на ЧАЭС;
  • пенсионерам;
  • лицам, участвовавшим в испытаниях ядерного, термоядерного оружия и в ликвидации аварий;
  • получателям пожизненного содержания (при достижении 60 и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно);
  • многодетным семьям и др. лицам.

Лица из данного списка, у которых во владении имеется несколько участков земли, могут оформить вычет только по одному из них на свой выбор. Чтобы его получить, льготнику необходимо подать ИФНС уведомление по типовой форме, утв. Приказом ФНС № ММВ-7-21/167@ от 26.03.2024.

Сделать это следует не позднее 31 декабря текущего года. Если льготник срок пропустит, не заявит о своем праве на вычет, то ИФНС предоставит его автономно, но по тому участку, у которого база налога окажется наибольшей. Калькуляция вычета для всех льготников производится общим порядком.

  Последовательность действий при калькуляции вычета  
1 2 3
Цена 1 кв. м. = КС / S участка,

 

где КС – кадастровая стоимость, а S – площадь

 

Цена 600 кв. м. = цена 1 кв. м. * 600

 

Сумма вычета = КС – цена 600 кв. м.

 Следует учесть, что если по итогам подсчетов при снижении налоговой базы на сумму вычета получится отрицательный показатель, то для целей калькуляции земельного налога она признается нулевой. Т. е., попросту говоря, налог платить тогда не нужно.

К сведению, вычет для отдельных категорий граждан, не включенных в представленный выше список, могут устанавливать субъекты РФ. Т.е. на практике может оказаться, что гражданин не входит в федеральный список льготников и вычет ему не положен, а на местном уровне он подпадает под категорию льготников, которым в данном субъекте РФ предоставляют вычет.

Местные льготы для региональных плательщиков ЗН

Субъекты РФ, на территории которых введен земельный налог, вправе самостоятельно устанавливать по нему льготы. Об этом свидетельствует аб. 2 ч. 2 ст. 387 НК РФ. Обобщая актуальные правовые сведения по регионам, определенно можно сказать, что льготы для граждан абсолютно разные. Региональное законодательство предусматривает как полное высвобождение от уплаты налога, так и частичное. При этом послабления предоставляются лишь отдельным категориям граждан и могут снижать сумму налога в общем случае на 50–70 %.

Актуальную информацию о применяемых ставках и имеющихся льготах в своем регионе можно выяснить посредством справочного ресурса на сайте ФНС РФ (nalog.ru). Он так и называется, дословно: «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам». Выйти на него можно через ссылку, размещенную в разд. «Земельный налог».

Пользоваться данным информационным ресурсом достаточно просто. В предложенной форме нужно пометить интересуемый налог, а также указать:

  • субъект РФ;
  • нужный год.

Далее поисковая система выдаст все имеющиеся сведения по нормативно–правовым актам, применяемым местным льготам и действующим размерам ставок.

Пример 1. Земельный налог и местные льготы по нему на территории Москвы в 2024 году

Законом г. Москвы №74 от 24.11.2004 (ред. от 26.12.2024) на территории столицы начиная с 01.01.2005 и по сей день введен и действует земельный налог. Ст. 3 Закона № 74 обязывает вносить требуемую сумму налога до 01.02 года, следующего за окончившимся налоговым периодом. Настоящий закон помимо прочего устанавливает размеры ставок от 0,025 до 1,5 % и иные послабления при уплате налога.

Так, к примеру, согласно ст. 2 Закона № 74 минимальная величина ставки определена для участков, выделенных под ЛПХ, садоводство, дачи, огородничество, животноводство. Повышенная ставка 0,1% определена для участков с «долговременными» автостоянками, для земель, занятых жилфондом и объектами ЖКК.

Льготирование для некоторых категорий москвичей предоставляется применительно ко ст. 3.1 Закона № 72. К ним относятся: полное высвобождение от уплаты, снижение суммы налога (может составлять от 0,7 до 50% от ЗН в зависимости от категории льготника), дополнительный вычет размером 1 000 000 рос. руб. (например, для ветеранов ВОВ, многодетного родителя либо усыновителя).

Как физлицу получить положенную ему льготу

Все причитающиеся по ЗН льготы граждане должны оформлять через ИФНС. Об этом свидетельствует п. 10 ст. 396 НК РФ. По сути, для этого достаточно заполнить и подать типовой бланк заявления, утв. Приказом ФНС РФ № ММВ-7-21/897@ от 14.11.2017. Документы, подтверждающие право на льготирование, можно к нему не приобщать, т. к. налоговая запрашивает их самостоятельно.

Следует заметить, что названая форма заявления (по КНД № 1150063) одинаково используется для оформления льгот по транспортному, земельному, имущественному налогу. Это не ошибка, а норма, которая применяется повсеместно.

Бланк заявления, введенный Приказом ФНС РФ № ММВ-7-21/897@, заполняется и подается для получения вычетов, снижения базы налога за счет необлагаемых сумм. Порядок заполнения и формат предоставления его электронной версии можно скачать на сайте ФНС РФ в разд. «О ФНС России», подр. «Документы». Подать заявление можно любым доступным способом: лично, посредством полномочного представителя либо в электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС РФ.

Следует обратить внимание, что при некоторых обстоятельствах, с 2024 г. отдельным категориям лиц (инвалидам 1, 2 гр., ветеранам ВОВ и др. льготникам) заявление подавать не нужно. ИФНС предоставляет ее в беззаявительном порядке на основании имеющихся сведений о праве на нее. Данная информация поступает к ней посредством системы межведомственного электронного взаимодействия либо берется из первичного заявления, которое ранее подавал льготник.

Распространенные ошибки при получении льгот по ЗН

Ошибка 1. Во избежание некорректных действий, следует иметь в виду, что с 2024 года порядок получения льгот обретает несколько иной характер. С указанной даты налогоплательщику предоставляется именно выбор при оформлении льгот. Подавая по установленной форме заявление для получения льготы, он сможет приобщить к нему (по желанию) документальное подтверждение права на нее.

Ошибка 2. Налоговую декларацию по земельному налогу сдают только организации (юрлица). Обычные граждане делать это не обязаны.

Опять же с 2024 г. по части декларирования вводятся изменения. За 2024 г. и последующие года им сдавать декларацию сдавать уже не придется, т. к. данная норма отменяется.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: По какой причине в уведомлении, которое пришло от налоговой, отсутствует, не учтена положенная гражданину льгота?

На самом деле причин может быть несколько, причем вполне обоснованных. Чаще всего это случается, когда льготник вовремя не подал заявление на предоставление льготы либо вообще его не написал и не представил.

В конце концов, гражданину попросту могут отказать в льготе. Также не исключается, что срок ее действия закончился до начала налогового периода. Именно из-за этого она «отсутствует» в уведомлении.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи