Когда бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту

Автор статьи

Виктория Ананьина

3 минуты на чтение
170 просмотров
Содержание Содержание

Давайте сразу определимся с тем, что же такое обязательный аудит? Обязательный аудит – это процедура, в ходе которой проводится проверка того, насколько правильно организован учет доходов и расходов на предприятии, наличие необходимой бухгалтерской документации (отчетности) предприятия, предпринимателя и вынесение заключения об их соответствии нормам законодательства. Только независимые аудиторские фирмы, имеют право на проведение обязательного аудита.

В настоящее время предметом, то есть тем, что проверяет аудиторская фирма, может быть не только бухгалтерская отчетность, но и любая другая информация финансового характера предприятия (ч. 3 ст. 1 ФЗ от 30.12.2008г. № 307-ФЗ).

Важнейшей задачей аудиторской фирмы является определение соответствия имеющейся у них информации о работе организации, предпринимателя законам РФ.

Результатом работы аудиторов является заключение, входящее в состав бухгалтерской отчетности для предприятий, проведение аудита для которых обязательно.

Кто и каким образом определяет обязательства для организации аудита

Необходимость проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности регламентируется законами РФ. Наиболее информационным в этом вопросе является ФЗ от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В статье 5 этого закона перечислены основания обязательного проведения аудита, без четкой их систематизации, а именно:

– когда организация зарегистрирована как акционерное общество, не зависимо от его типа;

– когда организация имеет ценные бумаги, используемые для проведения публичных торгов;

– когда организация создана для кредитной, страховой деятельности, работы различных фондов (акционерный, инвестиционный, паевой), кроме государственных и пр.;

– когда деятельность организации предусматривает составление и раскрытие консолидированной отчетности.

Есть еще два условия для проведения процедуры строго обязательного аудита, прописанного в данном законе. Они ориентированы на размер финансовых показателей деятельности организации и не распространяются на предприятия государственной, муниципальной формы собственности, сельскохозяйственные  кооперативы и их союзы:

  • когда объем дохода в 2019г. составили более 400 млн. руб.;
  • суммарный размер активов бухгалтерского баланса за 2019 г. оказался более 60 млн. руб.

Наличие хотя бы одного из этих условий является бесспорным основанием для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности предприятия.

Вместе с тем, чтобы наверняка определить, надо ли проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности конкретной организации, недостаточно руководствоваться только этим перечнем. Другими федеральными законами также определены условия обязательного проведения аудита.

Во избежание недоразумений и создания четкого представления о том, когда и кому следует проводить обязательный аудит, Министерство финансов России уже на протяжении нескольких лет публикует информацию о перечне случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такой перечень за 2019 год был также составлен и представлен в открытом пользовании для всех желающих на официальном сайте Минфина России от 15 января 2019г. С ним можно ознакомиться по ссылке http://base.garant.ru/72150534/ .

Эта информация представлена в удобной для пользователей табличной форме с детально прописанными случаями проведения обязательного аудита, ссылкой на федеральные законы, являющихся основанием для этого, а также  указанием того, кто имеет право проводить аудит в каждом конкретном случае по видам отчетности.

Кроме того, Министерство финансов представило свой перечень по вполне логичным группам:

– организационно-правовой форме хозяйствования;

– по направлениям видов деятельности;

– по конкретным организациям;

– по размерам финансовых результатов деятельности;

– по видам сдаваемой отчетности (консолидированная).

Как часто следует проводить обязательный аудит

Периодичность проведения обязательного бухгалтерского аудита составляет 1 год.

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

        Чем руководствоваться при определении времени для организации обязательного аудита

Период, на который распространяется проведение обязательного аудита, составляет, как правило, один календарный год. Договор определяет конкретные даты начала и окончания  обязательного аудита финансовой деятельности предприятия на основе проверки  документов бухгалтерской отчетности, но, как правило, все работы по составлению аудиторского заключения должны быть выполнены и переданы в контролирующий орган власти до конца года, следующего за отчетным (31 декабря текущего года).

Продолжительность проведения аудиторской проверки связана и с объемом предполагаемых работ, который предварительно определяется аудитором. Весь период работы аудиторов может быть разбит на 2 этапа. Сами аудиторы не все время прохождения проверки находятся на предприятии. Как правило, они собирают необходимую информацию, проводят опросы сотрудников и др. Аналитическую работу проводят на своих рабочих местах. Могут высылать дополнительные запросы на предоставление недостающих данных.

Размеры проверяемой организации также существенно влияют на продолжительность аудиторской проверки. Чем меньше организация, тем, соответственно, меньше времени потребуется для работы аудиторов. В таких случаях проверка может проходить в один этап и заключение аудиторов предприятие может получить через 5-10 дней. Ускорить прохождение аудита возможно оперативностью и полнотой предоставляемой информации со стороны организации.

В отношении акционерных обществ в текущем 2019 году они должны до 3 апреля раскрыть информацию обязательной аудиторской проверки.

При определении продолжительности и сроков проведения обязательного аудита следует также руководствоваться действующими законодательными нормами по предоставлению отчетности предприятия в органы контроля.

Важно! Результаты проведение обязательного аудита подлежит раскрытию в течение 3-х дней с момента получения заключения от аудиторской фирмы.

Чем грозит уклонение от проведения обязательного аудита

         Если предприятие по различным причинам не проводит процедуру обязательного аудита бухгалтерской отчетности, то со стороны контролирующих органов эти действия рассматриваются как противоправное действие, наказуемое различными способами.

Штрафы. Размер штрафа для организации составит от 5,0 тыс. руб. до 10 тыс. руб. Если обнаружат повторное нарушение, санкции  возрастут в 2 раза и составят 20 тыс. руб.

Дисквалификация. Существенно пострадает и профессиональная деятельности ответственного лица. Сотрудник, на которого возложены обязанности по организации аудита, как правило, это главный бухгалтер предприятия, будет дисквалифицирован в должности на срок 1-2 года.

Если акционерное общество не раскроет данные о результатах проверки аудиторов в Росстат, на финансовых рынках и по требованию его акционеров, то согласно ст. 15.19 КоАП будет наказан ответственный сотрудник данного АО штрафом в размере 30,0 – 50,0 тыс. руб. Повторение подобной ситуация влечет запрет занятия должности (дисквалификацию сотрудника) на 2 года и размер штрафа на организацию будет достигать 1,0 млн. руб.

По решению суда предприятие, игнорирующее проведение обязательного аудита привлекается к ответственности согласно действующему законодательству РФ.

         Важно! Ответственное лицо, наказанное за совершенное правонарушение, обязано выполнить закон и организовать проведение  аудита,  раскрыть результаты проверки.

Возможные изменения в законодательстве в отношении критериев проведения обязательного аудита

         В настоящее время в Государственной думе изучается законопроект, в котором рассматривается повышение размеров показателей, являющихся основанием для проведения обязательного аудита предприятий.

Первоначальный текст документа предполагает повышение граничных лимитов финансовых показателей, что даст возможность малым предприятиям выйти из категории, требующей проведения обязательного аудита.

Предполагаемая динамика роста величины лимитирующих показателей

Наименование показателяГод
201920192020
1. Объем дохода, млн. руб.400,0600,0800,0
2. Сумма активов, млн.руб.60,0200,0400,0
3. Численность занятых, чел.  более 100

По мнению депутатов, принятие законопроекта с поправками в отношении повышения величины критериев для проведения обязательного аудита позволит на законном основании малым предприятиям не проводит данную процедуру и направить высвободившиеся средства на свое развитие.

Какие изменения произошли при проведении обязательного аудита в 2019 году

До 2019г. в ФЗ об аудиторской деятельности существовал термин аудиторской тайны. Он подразумевал, что информация, полученная аудиторами в ходе проверки, открыта только для сторон-участниц договора на оказание аудиторских услуг, т.е. закрыта для иных лиц, организаций и т.д. С текущего года сущность этого понятия несколько изменилась в связи с новой статьей НК РФ 93.2, дающей право сотрудникам налоговой службы требовать у аудиторов данные, полученные в ходе проверки.

Налоговики предполагают воспользоваться этим правом, если предприятие отказывает им в предоставлении интересующей их информации о финансовых активах фирмы. В таком случае инспекция налоговой службы правомочна запросить информацию у аудиторов и получить ответ в десятидневный срок.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи