Штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Автор статьи

Мария Скворцова

4 минуты на чтение
801 просмотров
Содержание Содержание

Иногда даже небольшое отступление от установленных норм может обернуться большой проблемой для организации. Халатность исполнителя либо умышленное правонарушение может быть выявлено в ходе обычной налоговой проверки и как следствии штрафные санкции против должностного лица и самой компании. В данной статье мы рассмотрим, как законодательство интерпретирует понятие «грубое нарушение правил учета доходов и расходов» в 2024 году, какое существует наказание (штрафы) и как его избежать.

Учет доходов и расходов организации

Корректное ведение системы учета доходов и расходов организации является одним из главных обязательств организации или индивидуального предпринимателя перед органами исполнительной власти (не считая некоторых исключений). Данные операции влияют на финансовый результат, а также на базу для исчисления налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Доходы и расходы признаются в системе ведения бухгалтерского и налогового учета посредством принятия первичной документации, подтверждающей факт совершения операции. Поэтому каждый документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями к данного рода документации, а также должны быть соблюдены нормы хранения (архивы). также существуют требования к оформлению финансовой отчетности, в которой должно быть предусмотрено подробное раскрытие информации об источниках дохода (виды деятельности, прочие доходы и т.д.) и детализация расходов (себестоимость, прочие расходы и т.д.). Читайте также статью ⇒ «Книга учета доходов и расходов для ИП в 2024»

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Любая коммерческая деятельность ставит перед собой цель – максимизация прибыли и минимизация издержек, но данная цель должна выполняться в рамках существующего правого законодательства. Каждая хозяйственная операция должна быть корректно отражена с учетом всех норм налогового и бухгалтерского учета, что в последствие будет основанием для расчета налоговой базы. Любое нарушение, связанное с отражением хозяйственных операций, может привести к искажению налогооблагаемой базы и как следствие привести к проблемам со стороны исполнительных органов власти. К таким нарушениям относятся:

  • Отсутствие или некорректное оформление первичной документации, принимаемой к учету. Это обычно приводит к несвоевременному отражению хозяйственных операций или искажению данных, внесенных в базу;
  • Систематический (умышленный) некорректный учет операций, связанных с основной деятельность организации и сформированных для нужд налоговой и бухгалтерской отчетности. Данные нарушение могут привести к искажению экономического результата хозяйственной деятельности и сокрытию налогов от бюджета.

Грубое нарушение положения о бухгалтерском учете

Исполнительные органы власти могут в любое время запросить бухгалтерскую отчетность и сопутствующие документы для проведения проверки. В случае выявления ошибок или нарушений исполнительные органы власти могут привлечь к административной ответственности должностное лицо, являющееся исполнителем. К грубым административным нарушениям можно отнести:

  • Некорректное отражение операций, связанных с непосредственной деятельностью организации, которые приводят к уменьшению суммы налоговых обязательств подлежащих уплате в бюджет;
  • Бухгалтерская отчетность, предоставляемая в налоговую службу, составлена не из фактических данных организации (умышленное искажение);
  • Искажение финансовых показателей, отклонение которых составляет более 10% от надлежащей величины;
  • Отражение операций, связанных с деятельностью организации, которые на самом деле не существовали или искажены и т.д.

Штрафные санкции за нарушение правил учета доход и расходов: налоговая ответственность

После выявления факта существующего нарушения, установленных законодательством положений о налоговом учете, исполнительные органы власти могут применить в отношении организации штрафные санкции.

Факт нарушения Штрафные санкции
Умышленное занижение налогооблагаемой базы более чем на 10% Обязательный возврат всей суммы налога, который подлежит уплате с учетом правонарушений. Минимальная сумма штрафа составляет 40 тыс. рублей или 20% от суммы неуплаченного налога.
В течение налогового периода было зафиксировано несколько одинаковых нарушений Минимальная сумма штрафа составляет 10 тыс. рублей
В течение нескольких налоговых периодов было зафиксировано несколько одинаковых нарушений Минимальная сумма штрафа составляет 30 тыс. рублей

Штрафные санкции за нарушение правил учета доходов и расходов: административная ответственность

Помимо обязательств перед налоговой службой, организация должна исполнять свои обязательства перед всеми органами исполнительной власти в противном случае возникает административная ответственность. Поэтому к грубым правонарушениям относятся не только искажением суммы налога подлежащего уплате, но и искажение учета операций для данных бухгалтерской отчетности, а также экономических показателей финансовой документации. Со стороны уполномоченных органов власти после фиксирования правонарушения могут быть наложены штрафные санкции на организацию:

  • За грубое административное нарушение на исполнителя накладывается штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
  • За повторное нарушение уже зафиксированного факта накладывается штраф от 10 до 20 тысяч рублей или отстранение от исполнения должностных обязанностей на срок до двух лет.

Читайте также статью ⇒ «Образцы пояснительных записок в налоговую 2024»

Освобождение от штрафных санкций за грубое правонарушение

Аккуратность ведения учета – очень важна для любой организации, но не стоит переживать при выявлении ошибок.

Вовремя выявленное и исправленное правонарушение поможет избежать наказания, даже после обнаружение правонарушения налоговой инспекцией.

Любое правонарушение, связанное с обязательствами перед налоговыми органами власти, можно исправить через подачу уточняющей декларации вовремя:

  • Декларация, поданная до окончания срока подачи, считается окончательной и принимается без взыскания штрафа;
  • Декларация с уточняющими данными поданная после окончания срока подачи, но до выявления ошибок уполномоченными органами власти. Необходимо устранить все ошибки и подать новую декларацию и перечислить недостающую сумму.
  • Декларация с уточняющими данными поданная после окончания срока подачи и после выявления ошибок уполномоченными органами власти. Организация обязана оперативно устранить все недостатки уплатить разницу плюс пени за все дни просроченного платежа.

Как уже говорилось ранее, административное правонарушение может быть определено не только за искажение налогооблагаемой базы и недоплаченные налоги в бюджет, а также за искажение показателей в финансовой отчетности, предоставленной в соответствующие исполнительные органы власти. Поэтому помимо предоставления скорректированной налоговой декларации, необходимо внести изменения в финансовую отчетность организации. Читайте также статья ⇒ «Декларация по налогу на прибыль в 2024 году«.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие правила учета доход и расходов

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Налоговый кодекс Статья 120 Данная  статья дает разъяснение по величине штрафных санкций, предусмотренных за нарушение правил в рамках учета доходов и расходов, связанных с деятельностью организации
Приказ Министерства Финансов Номер 86 Регламентирует порядок учета хозяйственных операций
Кодекс РФ об Административной ответственности Статья 15.11 Регламентирует понятие грубого нарушения требований к положению о бухгалтерском учете, а также меры применения административной ответственности
Налоговый кодекс Статья 112 Регламентирует  сроки, в течение которых, организация подпадает под действие законодательства, регулирующего применение штрафных санкций за грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Существует ли сроки, по истечению которых, организацию не привлекут к ответственности за обнаруженное правонарушение?

Действительно в правовой практике можно встретить такое понятие как сроки давности правонарушения. За налоговое правонарушение существует срок давности, который составляет 3 года с момента завершения налогового периода, в котором было совершено правонарушение. При этом нельзя забывать, что умышленное препятствие проведение проверки со стороны органов исполнительной власти приостанавливает этот срок до момента составления акта о проверке всех данных налогового и бухгалтерского учета организации.

Вопрос №2. Относится ли к грубым нарушениям некорректный расчет базы для исчисления взносов во внебюджетные фонды?

Некорректный расчет базы для исчисления взносов во внебюджетные фонды также относится к грубым правонарушениям и после выявления данного правонарушения налоговой проверкой организация будет обязана возместить недостающую сумму налога, пени, а также штраф за данное деяние. Также как и в других случаях, организация может избежать штрафных санкций посредством своевременного устранения недостатков и подачи уточняющих документов в органы исполнительной власти.

Вопрос №3. В случае ошибочной переплаты налога в бюджет из-за некорректного отражения хозяйственной операции, будет ли организация привлечена к ответственности?

Любое нарушение норм учета доходов и расходов в части искажения налогооблагаемой базы будет относиться к грубым правонарушениям. Если исправить данное нарушение вовремя, то последствий для организации не будет, а переплаченный налог можно будет вернуть или использовать в зачет будущих выплат по налогам и сборам.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи