Ведение бухгалтерского учета в МУП

Автор статьи

Амина С.

7 минут на чтение
20 213 просмотров
Содержание Содержание

МУП по организационной форме относятся к коммерческим организациями. Регистрация предприятий осуществляется на основании решений местных органов власти. Особенность ведения деятельности МУП состоит в ограничении прав предприятия по владению и управлению имуществом. В статье расскажем про бухучет в МУП, дадим примеры проводок.

Специфика учета деятельности МУП

Организационная форма МУП создается в виде юридического лица, осуществляющего деятельность без ограничения времени действия. Предприятия имеют отдельный Устав, печать, расчетный счет для ведения деятельности.

Основные положения Характеристика
Назначение деятельности предприятия Используются виды, указанные в Уставе
Источник возникновения имущества Муниципальное образование
Участие в других организациях в качестве учредителя Допускается с согласия собственника
Управление имуществом Право хозяйственного ведения или оперативного управления
Распределение уставного имущества по долям Не осуществляется, имущество отражается в учете в неделимом виде
План счетов Коммерческий

Предприятия не имеют право проводить сделки с вверенным ему имуществом – сдавать в аренду, реализовывать, использовать в качестве взноса в фонды других организаций. Активами ТМЦ и МПЗ, имеющимися у предприятия, не полученные или приобретенные на средства собственника, МУП распоряжается самостоятельно.

Формирование уставного фонда МУП

Уставный капитал МУП формируется путем поступления от муниципального собственника имущества – денежных средств, ценных бумаг, нематериальных и материальных активов, имеющих стоимостную оценку. Учет имущества ведется с использованием счета 75 путем открытия субсчета 1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Пример формирования уставного фонда МУП

МУП зафиксировало в Уставе сумму фонда в размере 150 000 рублей. Формирование осуществлено имуществом муниципального образования. Предприятие в учете осуществляет записи:

  1. Отражена стоимость имущества фонда: Дт 75/1 Кт 80 на сумму 150 000 рублей;
  2. Осуществлено поступление имущества: Дт 08/4 Кт 75/1 на сумму 150 000 рублей;
  3. Оприходованы основные средства: Дт 01 Кт 08/4 на сумму 150 000 рублей;

Величина фонда может снижена или увеличена. Изменение установленного размера фонда осуществляется после его полного формирования.

Учет передачи основных средств: проводки

Оформление передачи имущества в виде основных средств осуществляется на основании распоряжения муниципалитета, извещения, договора о передаче имущества в хозяйственное ведение и акта приема-передачи. Учет ведется с использованием счета 75 с открытием отдельного субсчета или иного другого. Читайте также статью: → «Учет уставного капитала организации. Учет расчетов с учредителями. Счет 80, 75». Стандартные проводки по поступлению и учету ОС:

Название операции Дебет Кредит
Поступление имущества сверх стоимости, утвержденной в Уставе 75/3 или 83 84
Отражение поступления объекта 08 75/1
Прием на учет основного средства 01 08

Имущество, стоимость которого не соответствует требованиям отнесения к ОС, учитывается в составе МПЗ. Например, если в договоре указан период передачи в управление менее 12 месяцев, имущество не учитывается в составе ОС.

Учет поступления ОС в сумме сверх фонда

Способы учета ОС, полученных сверх вложений в уставный фонд, не определены законодательно. Для учета поступлений допускается использовать счет 83, консолидирующий информацию о добавочном капитале. Имущество учитывается обособленно от других ОС в разрезе объектов.

МУП получило от собственника имущество сверх стоимости, заявленной учредительными документами. Стоимость полученного имущества составила 51 000 рублей. После дооборудования запчастями стоимостью 2 000 рублей основное средство принято в эксплуатацию. В учете предприятия отражается операция:

  1. Учтено поступление имущества: Дт 08 Кт 83 на сумму 51 000 рублей;
  2. Учтено дооборудование: Дт 08 Кт 10 на сумму 2 000 рублей;
  3. Отражено принятие на учет основного средства: Дт 01 Кт 08 на сумму 53 000 рублей.

О возможности изменения величины добавочного капитала соответствующие положения вносятся в учредительные документы. При возврате имущества стоимость добавочного капитала будет уменьшена.

Учет основных средств в МУП

Имущество относится к амортизируемым ОС (п.1 ст. 256 НК РФ). Для учета ОС предприятие оформляет карточку учета № ОС-6. В регистре указывается первоначальная стоимость, группа и норма амортизации, срок использования, дата принятия на учет. Амортизация в МУП начисляется по стандартным правилам учета – ежемесячно, с отражением на отдельном счете. Сумма участвует в налогообложении предприятия для снижения базы.

Собственник имущества может не установить в передаточном акте стоимость имущества. Предприятия имеют право принять на учет по сумме, соответствующей величине рыночной стоимости (п.10 ПБУ 6/01). Получение данных возможно после проведения оценки. Читайте также статью: → «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)».

Предприятия имеют право возвести хозспособом, за счет собственных средств объект основного средства. После приемки основного средства объект передается в муниципалитет (собственнику МУП). Расходы, произведенные в процессе строительства, не учитываются при налогообложении (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Изъятие имущества МУП: примеры проводок

Собственники имущества, муниципальные органы, имеют право изъять имущество, ранее переданное в управление. Одновременно с возвратом имущества производится уменьшение уставного фонда, если активы формировали его стоимость.

МУП имеет полностью сформированный уставный фонд в размере 160 000 рублей. Муниципалитетом принято решение об изъятии из фонда основного средства на сумму 32 000 рублей, амортизация которого составила 3 000 рублей. Предприятие производит записи:

  1. Отражено снижение стоимости фонда: Дт 80 Кт 75/1 на сумму 32 000 рублей;
  2. Списана стоимость ОС: Дт 01/2 («Выбытие») Кт 01 на сумму 32 000 рублей;
  3. Списана амортизация: Дт 02 Кт 01/2 на сумму 3 000 рублей;
  4. Отражено выбытие: Дт 75/1 Кт 01/2 на сумму 29 000 рублей;
  5. Учтена разница: Дт 75/1 Кт 91 на сумму 3 000 рублей.

При изъятии имущества обязанности по уплате НДС и прибыли не возникает в связи с отсутствием объекта обложения при передаче имущества. Изъятие имущества собственником необходимо отделять от продажи. Реализация имущества МУП осуществляется после одобрения собственника путем открытых торгов. Необходимость в продаже имущества возникает в связи с отсутствием необходимости использования его в деятельности МУП. Суммы, полученные после реализации, являются средствами собственника.

Системы налогообложения в МУП, критерии выбора режимов

Предприятия имеют право выбрать систему налогообложения и применить общеустановленную либо упрощенную форму. Для применения УСН необходимо соблюсти критерии ограничений по величине дохода (требование не применяется для вновь созданных предприятий), предельной численности, сумме остаточной стоимости.

В отношении МУП не используется ограничение по величине участия в уставном фонде других организаций, независимо от того, что фонд полностью сформирован имуществом муниципалитета. Условие не применяется в связи с тем, что собственник не является юридическим лицом. Сравнительные характеристики использования ОСНО и УСН:

Условие ОСНО УСН
Объект обложения Доходы, уменьшенные на величину расходов Доходы или доходы минус расходы
Ограничения применения Нет Имеются по величине дохода и численности
Минимальная сумма налога при получении убытков Отсутствует Имеется для схемы доходы минус расходы
Ведение бухгалтерии В полном объеме В ограниченном объеме
Возможность снижения ставки Отсутствует Имеется, устанавливается по распоряжению субъекта
Обязанность по уплате налога на имущество и НДС Имеется Отсутствует

Переход на упрощенный режим обложения возможен при регистрации или с начала налогового периода путем подачи уведомления по форме, установленной законодательными актами.

Налогообложение в МУП, порядок начисления налогов

Предметом договора МУП с собственником является не предоставление прав, а передача имущества во временное пользование. При поступлении имущества от собственника не возникает объекта налогообложения в виде дохода (пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ). В аналогичном порядке передача имущества организациям МУП собственником не является объектом обложения НДС (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).

При исчислении налога на прибыль предприятия:

  • Уменьшают налогооблагаемую базу на расходы. В отношении затрат должны быть соблюдены условия ст. 252 НК РФ. Запрет на использование в налогообложении расходов, оплаченных из средств собственника, отсутствует.
  • Облагают доходы, полученные отведения деятельности, в общем порядке.
  • Включают суммы, полученные от собственника в счет компенсации потерь от ведения деятельности, в состав внереализационных доходов. Данная ситуация часто возникает в сфере ЖКХ, реализация услуг которых осуществляется с применением льгот или государственных регулируемых тарифов.

Налог на имущество исчисляется в общем порядке. Читайте также статью: → «Проводки по начислению налога на имущество, учет штрафов + примеры». У предприятий возникает обязанность учитывать стоимость в составе базы после принятия имущества на баланс. При налогообложении учитывается его среднегодовая стоимость, уменьшаемая при начислении амортизации. Стоимость ОС определяется по данным бухгалтерского учета.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Как определяется момент передачи имущества в МУП?

Датой передачи имущества в виде денежных средств считается день зачисления суммы на счет, передачи имущества в форме материального актива – день оформления акта.

Вопрос №2. Кто определяет срок эксплуатации передаваемого МУП имущества?

Установление срока полезного использование входит в обязанности МУП.

Вопрос №3. Как поступить с имуществом, выявленным в ходе инвентаризации?

Имущество, выявленное при ревизии, не принадлежит собственнику (муниципалитету). Стоимость оценки включается в состав внереализационных доходов.

Вопрос №4. Что происходит с имуществом МУП при смене собственника на правах правопреемства?

Имущество, переданное предприятию, продолжает использоваться МУП. Смена собственника не влияет на право ответственного ведения или оперативного управления.

Вопрос №5. Какие последствия возникают при проведении сделки с имуществом МУП, проведенные без согласования с собственником?

Сделки МУП без согласия муниципалитета признаются недействительными по иску собственника или без предъявления претензий, если сделка относится к разряду крупных. Срок признания недействительности сделки, включая осуществленные с помощью аукциона или открытых торгов, составляет 3 года.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи