Аудит налога на прибыль

Автор статьи

Амина С.

6 минут на чтение
4 815 просмотров
Содержание Содержание

Налог на прибыль является одним из основных обязательств при ведении деятельности. Аудит налога на прибыль направлен на определение верности исчисления, соответствия учетных операций законодательству и отсутствие искажений в виде занижения или завышения размера прибыли. По результатам аудита заказчик получает рекомендации по оптимизации налогообложения.

Заказчики и исполнители процедуры аудита

Проверка налога на прибыль часто входит в состав аудита налогообложения предприятия. Существует обязательный и добровольный аудит. Потребность в обязательном аудите возникает на основании требований законодательства. Под обязательства попадают организации:

  • Зарегистрированные в форме ОАО.
  • Ведущие деятельность по страхованию, кредитованию, инвестиционным вложениям.
  • Имеющие доход за предшествующий календарный год в размере 500 тысяч МРОТ и свыше 200 тысяч МРОТ размера актива баланса.

Добровольный аудит налога на прибыль заказывают предприятия на общей системе налогообложения по инициативе руководителя, учредителя, акционеров. Основаниями для заказа аудита служат необходимость выявления слабых мест в учете, причин убыточности деятельности, выявление возможных методов оптимизации. Читайте также статью: → «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций (ПБУ 18/02)»

Право на проведение аудита имеют специализированные организации, обладающие соответствующими лицензиями или независимые аудиторы, зарегистрированные в качестве ИП. Процедуру аудита производят специалисты, имеющие аттестат аудитора и помощники – лица, обладающие профессиональными знаниями. Ответственность за результат работы группы лиц несет аттестованный аудитор.

Аудит налога на прибыль: основные этапы проведения аудиторской проверки

Начало проверки состоит в направлении заказчиком аудитору запроса на проведение проверки. Принятие условий аудиторской компанией в письменном виде служит договором оферты с определением сроков и назначения аудита.

Ход проверки можно условно разделить на несколько этапов.

Этап проведения аудита Состав действий этапа
Подготовительный период На этапе производится ознакомление с деятельностью предприятия, основными задачами аудита
Предварительный этап В периоде определяется план мероприятия и программа действий с разбивкой на решение задач с установлением сроков и лиц, исполняющих проверку
Проведение аудита Проверка, анализ путем применения выбранных методов. В процессе проверки информация подлежит записи в рабочих документах, позднее прилагаемых в составе подтверждающих материалов к заключению и отчету аудитора
Заключительный этап В периоде производится подведение итогов, анализ полученных данных и составление заключения

План проведения, решаемые задачи, программа, сроки проведения согласовываются с заказчиком.

Документы, подлежащие проверке при аудите

При аудите прибыли проверяются документы, подтверждающие доходную и расходную части налогооблагаемой базы. Одной из основных задач аудитора является проверка документального оформления экономически оправданных затрат. В основе налогового учета прибыли используются данные первичной бухгалтерской документации. При проверке дополнительно анализируются юридические, кадровые документы, учетная политика.

Документ Назначение проверяемого документа
Накладные на отгрузку, акты, договоры, платежные документы Определение верности и своевременности отражения выручки в учете от ведения обычной деятельности
Договоры на реализацию активов, сдачи имущества в аренду, предоставления займов Проверка полноты отражения внереализационных доходов
Накладные на приход ТМЦ, акты на оказание услуг, проведение работ подрядчиками, договоры Определение достоверности и экономической оправданности расходов, момента отражения в учете
Ведомости по заработной плате работников, положение о премировании, трудовые контракты Установление правомочности включения в состав расходов затраты на заработную плату
Договоры, акты, решения судов, постановления, требования Определение верности отражения в составе доходов или расходов штрафов, пени
Накладные на поступление ОС, акты приемки, переоценки, дооборудование, ремонта Проверка своевременности и достоверности расходов, связанных с поступлением и эксплуатацией ОС
Регистры налогового учета Проверка наличия документов, полноты реквизитов показателей
Своды, оборотные ведомости Проверка соответствия данных регистров аналитического и синтетического учета
Отчетность по налогу на прибыль, бухгалтерские балансы Контроль достоверности и полноты отражения показателей в отчетности

Перечень проверяемых первичных документов зависит от специфики ведения деятельности предприятия. При проверке особому контролю подлежат расходы, не включаемые в расчет налогооблагаемой базы.

Методы и способы проведения аудита налога на прибыль

Аудиторская проверка производится сплошным, выборочным или комбинированным способом. При сплошном способе контролю подвергаются записи всех первичных документов и учетных регистров. Выборочный способ направлен на получение выводов по совокупности части типовых записей. Аудиторы применяют комбинированный подход при проверке разных участков учета. Порядок проверки определяет аудитор в зависимости от объема, системности подхода и количества однотипных операций.

Достоверность записей определяется с помощью нескольких методов, порядок применения которых определяется аудитором. Читайте также статью: → «Кассовый метод расчета налога на прибыль»

Методы аудитора при проверке заключаются в проведении последовательных процедур, позволяющих составить заключение о достоверности учета прибыли и отчетности.

Метод проверки Особенности
Тестирование На стадии предварительной подготовки аудитор определяет степень внутрихозяйственного риска, средств контроля и необнаружения ошибки. При тестировании большое количество сведений получают с помощью опросов
Проведение опросов с помощью анкет, проверочных листов Метод предполагает сбор данных с использованием информированных лиц, обладающих сведениями о статьях налоговой базы прибыли
Формальный контроль документов При использовании метода аудитор устанавливает наличие обязательных реквизитов и полноты записей документов
Арифметическая проверка данных При реализации метода подтверждается верность проведения расчетов
Применение специальных приемов проверки Разработанные аудиторской компанией схемы проверки позволяют выявить достоверность первичных записей в регистрах учета более высокого уровня

Аудиторы имеют разработанные системы этапов, контрольных точек проверки, применяемых для каждого отдельного случая в зависимости от деятельности предприятия.

Ответственность аудиторов в случае нарушения процедуры проверки

Ответственность аудиторов по отношению к заказчику регулируется ГК РФ субъектов, осуществляющими взаимовыгодную деятельность на основании договора. Аудиторы могут не обнаружить существенную ошибку, провести проверку в нарушение стандартов, нанеся ущерб заказчику в результате ненадлежащего выполнения обязанностей. К нарушениям относятся несоблюдение законодательных норм, конфиденциальности, сроков проверки, неквалифицированное оказание услуг. Рекомендуем ознакомиться с примером заключения аудитора по налогу на прибыль.

При доказанности нанесения ущерба заказчик имеет право потребовать от аудитора покрытия прямых убытков и размера упущенной выгоды. Возмещение ущерба осуществляется по решению суда. В случае признания судом составления аудитором заведомо ложного заключения лицо может лишиться квалификационного аттестата, а организация и ИП – лицензии.

Распространенные ошибки при проведении аудита налога на прибыль

При проведении проверки налога на прибыль аудиторы могут допускать ошибки, к наиболее распространенным среди которых относятся:

  • Отсутствие указания аудитором нормативных документов, подтверждающих выводы об обнаруженных ошибках.
  • Неверное определение документов для выборки данных в зависимости от целей проверки.
  • Недостаточное выявление взаимосвязанных показателей для отражения достоверных данных отчетности.

В результате непрофессиональных действий аудитор может выдать заведомо ложное заключение, не основанное на анализе документов.

Заключение по результатам аудита

На завершающем этапе аудита производится подведение итогов проверки, анализ полученных предварительных выводов. Аудитор осуществляет:

  • Контроль выполнения программы.
  • Составление перечня выявленных ошибок.
  • Оформление выводов проверки.
  • Подготовку рекомендаций заказчику аудита.
  • Составление перечня документов, передаваемых в подтверждение выводов.

Заключение, представленное по результатам проверки, является официальным документом. Аудиторское заключение подписывается лицом, проводившим проверку и скрепляется печатью организации или ИП. К документу прилагаются рабочие формы и отчетность проверяемого предприятия, пронумерованные, прошнурованные и заверенные аудитором.

Особенности проведения аудита в предприятиях с/х назначения

Предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную, животноводческую продукцию, имеют льготу по налогу на прибыль. В отношении доходов, полученных от реализации продукции, применяется ставка «0». В отношении иной продукции, не относящейся к сельскохозяйственной, предприятия являются плательщиками обычной ставки в размере 20%. Порядок установлен п. 1.3. ст. 284 НК РФ. Читайте также статью: → «Как пройти камеральную проверку по налогу на прибыль?»

Организации в случае реализации продукции, попадающие по уплату налога по разным ставкам, должны вести раздельный учет доходов и расходов. Общие затраты подлежат делению в зависимости от доли выручки в общем объеме. В процессе аудита могут быть выявлены нарушения:

  • Неверное определение налогооблагаемой базы, попадающей под льготирование прибыли.
  • Включение в состав затрат необоснованных расходов.
  • Отсутствие раздельного учета и нарушение порядка соблюдения условий для получения льготы.
  • Наличие ошибок в учете вследствие отсутствия внутреннего контроля или допущения арифметической ошибки.

Аудит прибыли предприятий сельскохозяйственного профиля отличается от проверки организаций другого профиля перечнем решаемых задач.

Особенности проведения аудита у ООО и ИП

При ведении общего режима налог на прибыль уплачивают организации. ИП несут обязанности по уплате НДФЛ. Особенность проведения аудита налогообложения ИП состоит в том, что ряд операций у ИП отличаются от ООО.

Предприниматели не ведут бухгалтерский учет, не составляют балансы. Учет операций производится путем записи в КУДиР. Каждая операция ведется в разрезе номенклатуры с определением себестоимости, НДС, прибыли по единице товара. Аудит ИП является более трудоемким по сравнению с проверкой деятельности ООО. Схема проверки и этапы являются однотипными.

Самые распространенные вопросы

Вопрос № 1. Нужно ли согласовывать с заказчиком аудита методы и способы проведения проверки?

Ответ: Аудиторская компания независима в выборе порядка проведения проверки. Специалисты самостоятельно разрабатывают программу, временные рамки каждого этапа, методов.

Вопрос № 2. Может ли аудитор изменить программу проверки в ходе ее проведения?

Ответ: В процессе проверки план аудита и программа пересматриваются по мере возникновения новых обстоятельств и результатов отдельной процедуры. Причины изменения фиксируют документально.

Вопрос № 3. Можно ли включать в состав проверяющих аудиторов и помощников работников предприятия?

Ответ: Аудит производится лицами, независимыми в принятии решения и выводов о состоянии деятельности. Привлекать в состав проверяющих заинтересованных лиц запрещено.

Вопрос № 4. Как аудитором используется принцип существенности показателей?

Ответ: Аудиторы при проведении анализа показателей опираются на реализацию принципа существенности. Оценке подлежат данные, оказывающие влияние на статьи отчетности и принятие на основании показателей экономических решений.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи