Пандемия коронавирусной инфекции официально еще не закончилась, но уже сейчас совершенно очевидно, что после ее долгожданного завершения мир уже никогда не будет прежним. Россия — не исключение. Эксперты рассказали об основных трендах постпандемийной эпохи в России.
Практически все изменения, ожидающие россиян, связаны с теми ограничениями, которые были введены во всем мире в пиковый период первой волны распространения заболевания, то есть весной прошлого года.
Первое. Уход бизнеса в онлайн
После введения ограничений произошло глобальное изменение, которое можно сравнить с Великим Переселением Народов, как считают эксперты. Все, что только могло уйти в онлайн — ушло. Знаменитости давали концерты онлайн, шоу и спектакли проводились в онлайн-формате. Музеи и выставки предлагали онлайн экскурсии; показы кутюрных коллекций именитых дизайнеров проводились онлайн. Это не говоря уже об онлайн-кинотеатрах, а также об обучении и покупках.
Теперь центр внимания сместился на онлайн-магазины, удобство их использования, навигации внутри них. простоты заказа, а также на скорость и удобство доставки. Все это способствует формированию новых привычек у пользователей. Кроме того, это адаптировало бизнес, подстегуло его развитие. Тот, кто не вышел в сеть прошлой весной — не выжил.
Второе. Уход на удаленку
В преддверии окончания удаленного формата работы многие служащие признаются, что им совсем не хочется возвращаться в офисы.
Аналитики уверены, что пандемия заставила небольшие компании по-новому взглянуть на организацию офисов. Теперь они станут меньше, а в них останутся только те сотрудники, которые действительно не могут работать из дома. Это позволит сэкономить средства, затрачиваемые на аренду, организацию рабочего места для каждого сотрудника, компенсацию проезда к месту работы и т.д.
По некоторым данным, после пандемии большинство крупных компаний будет сочетать удаленный и офисный формат занятости. Вырастет число фрилансеров. Недаром многие государства, в том числе и Россия, стали активно разрабатывать законодательство, регламентирующее удаленную работу, как формат занятости — были прописаны и само понятие удаленной работы, и права и обязанности работника и работодателя, и особенности рабочего процесса на удаленке. Эти законы направлены не только на возможное повторение пандемийных сценариев, но и на защиту прав фрилансеров, которые, фактически, не были защищены Трудовым кодексом.
Впрочем, скептики уверены, что удаленная работа — это зло, которое лишает сотрудников живого человеческого общения и увлекательного процесса взаимодействия в ходе командной работы.
Третье. Контроль поведения
Многие помнят, как в Москве для тех, кого обязали соблюдать карантин на дому, было разработано обязательное к использованию мобильное приложение, с помощь которого контролировался процесс соблюдения карантина. Оно отслеживало геолокацию, находящегося на карантине, периодически требовали прислать фотографию, подтверждающую факт нахождения дома. Информация отсылалась в компетентные органы.
Для удаленных сотрудников также был введен контроль — они должны были периодически отсылать скриншоты рабочего стола, чтобы подтвердить, что они заняты именно работой на дому, а не, скажем, раскладыванием пасьянса.
Коммерческие автомобили фиксируют манеру вождения — резкие повороты, неправильную парковку, агрессивное вождение. А затем на основе этой информации формируются новые стандарты безопасности. Интернет-магазины формируют индивидуальные предложение на основе часто заказываемых товаров. Подобных примеров масса — тренд на контроль за поведением будет только нарастать.
Читайте также: сколько в стране обреченных на увольнение