Характеристика рабочего места

Автор статьи

Амина С.

3 минуты на чтение
13 564 просмотров
Содержание Содержание

Характеристика рабочего места не является официальным документом, однако она довольно часто востребована в кадровом делопроизводстве. Она может потребоваться для оформления работником инвалидности или при составлении проекта рабочего места. В разных ситуациях документ может иметь свои особенности составления. При этом утвержденной формы такого документа нет и компании могут самостоятельно разработать ее и утвердить в своих локальных нормативных документах. В статье рассмотрим, для чего нужна характеристика рабочего места, как ее составить, а также приведем ее образец.

Что такое характеристика рабочего места

Характеристика рабочего места представляет собой документ, который составляется по условиям производственной деятельности. Такой документ может потребоваться в случае необходимости пройти работнику медэкпертизу для установления инвалидности, в случае прохождения аттестации студентами или при повышении квалификации сотрудников. Несмотря на то, что такое понятие, как «характеристика рабочего места» в нормативных правовых актах не используется, его довольно часто можно встретить в региональных или отраслевых нормативных документах.

Когда нужна характеристика рабочего места

Если работнику требуется экспертная оценка для определения степени утраты работоспособности или для определения недееспособности, а также для установления инвалидности, то может потребоваться справка с описанием его рабочего места. Кроме того, данный документ также может понадобиться при аттестации работника, либо в случае подбора персонала. Также характеристика рабочих условий может пригодиться во внутреннем делопроизводстве. В этом случае в документе указывается информация о личных рабочих местах работниках, а также о коллективном рабочем месте. В справке довольно подробно описывается рабочее место, а также его месторасположение и оснащенности (Читайте также статью ⇒ Как оформить дистанционно работника).

Важно! Обязательным такой документ, как характеристика рабочего места, является для работников медучреждений. Она необходима для прохождения сотрудниками обучения или повышения квалификации.

Как описывается рабочее место

Характеристика рабочего места имеет свободную форму, но при ее составлении следует соблюдать правила кадрового делопроизводства. Оформляется справка на фирменном бланке компании и содержит следующее:

Реквизиты характеристики с места работы Что указывается
Сведения о работодателе Организационно-правовая форма компании, ее наименование и адрес регистрации. Также может указываться фактический адрес компании.
Сведения о работнике Данные паспорта, должность работника, его стаж работы
Сведения о характере работы Указываются сведения, которые отражают нагрузку на опорно-двигательный аппарат работника, а также на иные его функциональные системы
Рабочее время Продолжительность рабочего дня, включая число и время перерывов
Гигиенические особенности работы Степень и уровень загрязнения, шума, температурный режим
Производительность Например, в количественном выражении (кол-во продукции за ед. времени), либо эффективность работы сотрудника
Мероприятия по снижению уровня вредности условий труда, а также облегчению работы Указывается, например:

·       устранение воздействия вредных факторов;

·       снижение механических шумов, вибраций, излучений;

·       внедрение средств защиты от негативного воздействия.

Если характеристика составляется для поиска и принятия соискателя, то в ней указываются общие характеристики помещения и трудового места. Указывается следующее:

  • площадь рабочего места;
  • освещенность, уровень шума;
  • вид оборудования;
  • инвентарь, который работодатель предоставил для работы.

Важно! Справку подписывают лица, составившие и оформившие данный документ. А готовую характеристику утверждает руководитель компании. Заверяется документ подписью и печатью организации (при ее наличии).

Характеристика рабочего места для оформления инвалидности: образец

Для того, чтобы гражданин мог оформить инвалидность, ему нужно обратиться в территориальное бюро медико-социальной экспертизы с заявлением. При этом ему потребуется собрать некоторый перечень документов, в числе которых также будет присутствовать характеристика рабочего места. Характеристика в числе прочих документов имеет особую важность, так как позволяет определить возможность работы обратившегося. Данный документ выдает работодатель, он имеет вид справки. Составить справку может отдел кадрового делопроизводства, а подписать руководитель. Заполняется документ специально для медико-социальной экспертизы. Бланк данного документа законодательно не утвержден, поэтому оформить его можно в произвольной форме. При составлении справки следует указать следующее: особенности работы, график работы, степень тяжести, уровень вредности условий труда.

Важно! Если справка требуется для оформления инвалидности, то в ней указываются паспортные данные сотрудника, его образование и квалификация.

В характеристике указываются личные характеристики сотрудника, а также общую информацию о работодателе. Если работник получал при выполнении работы травмы, то о них также указывается в справке. Помимо этого может также указываться возможность перевода работника на иную работу, дополнительные сведения, состояние здоровья работника, а также сфера его прежней деятельности. Составляется справка в присутствии следующих служб:

  • медицинской;
  • здравпункта;
  • экспертной комиссии;
  • администрации компании.

Важно! В справке для МСЭ важно указать характер работы сотрудника, его график работы, а также тяжесть выполняемой работы и вредность условий труда.

Образец характеристики

Что дает характеристика рабочего места работодателю

По составленной характеристике рабочего места работодатель может проанализировать условия труда своих сотрудников и создать лучшие условия для:

  • размещения работника исходя из движения и перемещений его во время работы, а также по требованиям технологического процесса;
  • выполнения рабочих операций в удобном положении, в соответствии со спецификой работы, а также при использовании эффективных приемов труда;
  • расположение средств управления в оптимальных условиях и границах помещения;
  • создания оптимальных источников для получения визуальной информации без смены рабочего положения;
  • свободного доступа к средствам и местам ремонта и наладки оборудования;
  • рационального размещения рабочего оборудования, обеспечение безопасности его использования.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Кто может составить характеристику рабочего места? Обязательно ли это должен быть сотрудник кадрового отдела?

Ответ: Нет, не обязательно. Это может быть не только сотрудник кадрового отдела, но и иное должностное лицо, например, начальник производства или отдела.

Заключение

Таким образом, справка или характеристика рабочего места в определенных случаях может выступать как важный документ. Особенно это касается случаев оформления работником группы инвалидности. В этом случае справка ему потребуется для представления в бюро МСЭ и потребует указания не только особенностей рабочего места сотрудника, но и особенности условий его работы. Это позволит определить в будущем возможность работы сотрудника в данной должности и при данных условиях труда.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи