Виды основных средств: в бухгалтерском учете, группы, схемы

Основные средства труда или производственные фонды (далее в тексте ОС либо ОПФ) — это материальные активы, которые задействованы во время производства, проведения работ, предоставления услуг, передаются за плату организацией во временное владение и (либо) пользование. Рассмотрим в статье виды основных средств, правила их бухгалтерского учета.

Что представляют собой основные средства?

Срок пользования таких средств составляет не менее года. Предполагается, что объект, принимаемый к бухучету как ОС, не будет перепродаваться, а будет приносить прибыль. Со временем, в зависимости от степени изношенности цена основных активов снижается и причисляется к себестоимости через амортизацию. В бухгалтерском учете за единицу ОПФ принимается инвентарный объект. Бухгалтерия отображает его при поступлении по первоначальной, а далее по остаточной цене.

Остаточная (она же балансовая) стоимость — разница между начальной (восстановительной) ценой и амортизационными исчислениями. Под восстановительной стоимостью подразумевают начальную цену объекта с учетом переценки. Начальная стоимость характеризуется следующим образом.

Наименование объекта начальной стоимости Характеристика начальной цены объекта
ОПФ в составе вклада уставного капитала Денежное оценивание производится учредителями
Приобретение организацией ОПФ путем дарения Действительная рыночная цена на момент получения, фиксирования бухучетом как вложение
Передача либо подлежащие передаче ценности организацией при оплачивании денежными средствами Учитывается цена, по которой аналогичные ценности покупаются либо организация определяет их цену (при сравнимых ситуациях)

Учет ОПФ ведется в составе внеоборотных активов. Порядок формирования сведений об основных активах организаций определяет ПБУ 6/01. Читайте также статью: → «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)». Положение одобрено приказом Минфина РФ № 26н, применяется с внесенными изменениями от 16.05.2016.

Классификация основных средств

ПБУ 6/01 выделяет в качестве основных материальных активов ряд конкретных объектов. Исходя из их признаков ОПФ можно условно разделить.

Порядок классификации Основные средства
По предназначению Здания, сооружения, автотранспорт, инструментарий, участки земли, все группы скота, кроме молодняка и скота для убоя, насаждения многолетние и прочие объекты
По принадлежности (праву собственности на объект) Это ОПФ:

  • находящиеся в собственности организации либо хозяйственном ведении;
  • арендованные либо сданные в аренду.
По степени применения ОПФ, которые находятся:

  • в пользовании, резерве;
  • на достраивании;
  • перестройке и т. п. либо не используются.

Классификация основных производственных фондов (аббревиатура ОКОФ), включаемых в амортизационные группы, одобрена правительственным Постановлением РФ №1 и действует с изменениями и дополнениями в редакции от 07.07.2016 (№640).

Видоизмененный документ (ОКОФ) содержит новые коды, разделяет классифицируемые средства по 10 группам в зависимости от срока использования. Общероссийский классификатор основных фондов включает периоды от 1 года до 2 лет и так далее вплоть до 30 лет и более.

Ключевые стандартные проводки по операциям с основными производственными фондами

Бухгалтерский учет по части ОПФ формируется на основе действующих в России нормативных документов: ПБУ 6/01 (редакция 2016), Методических указаний по бухучету ОС (одобрены приказом Минфина № 91н от 13.10.2003), Инструкций по применению Плана счетов бухучета (одобрены приказом Минфина № 94н от 31.10.2000 г.) в редакции от 08.11.2010. Организация самостоятельно определяет предельную величину по цене ОПФ и фиксирует ее в учетной политике.

Объекты, не отвечающие зафиксированным требованиям, не относят к ОПФ и не амортизируются.

В учете бухгалтера задействуют следующие типовые счета, обобщающие данные по соответствующим направлениям:

  • 01 — «Основные средства» (объединенные сведения о наличии, движении ОПФ). Читайте также статью: → «Счет 01: Основные средства. Учет, пример, проводки»;
  • 02 — «Амортизация ОПФ» (на период пользования ОПФ);
  • 03 — «Доходные вложения в материальные ценности» (о движении инвестиционных вложений);
  • 04 — «Нематериальные активы» (включаются траты на научно-исследовательские, технологические и прочие работы);
  • 05 — «Амортизация нематериальных активов» (о накопленной за период пользования объектами амортизации);
  • 07 — «Оборудование к установке» (о любом оборудовании, которое устанавливают в возводимых, модернизируемых объектах, применяется для застройщиков);
  • 08 — «Вложения во внеоборотные активы» (сведения о тратах в объекты);
  • 09 — «Отложенные налоговые активы» (их действительное наличие и движение).

Указанные счета используются для обобщения сведений о строительстве, приобретении, выбытии внеоборотных активов. Исходя из этого бухгалтерией операции по ОПФ могут отображаться следующими стандартными проводками (контировками):

Наименование операции Стандартные контировки
Принятие к учету, изменения начальной цены при достраивании, перестройке и т. п. ДТ 01 «ОПФ», КТ 08 «Инвестиции во внеоборотные активы», субсч. 08-4 «Приобретение ОПФ»
Изменение цены при переоценке ДТ 01, КТ 83 («Добавочный капитал»)
Списание остаточной цены при выбытии ОПФ ДТ 01, КТ 91
Траты по начальной цене ДТ 08, субсч. 08-4 «Приобретение объектов», КТ 60 «Платежи поставщикам и подрядчикам»
Зачисление амортизации по объекту ОПФ (списание начальной цены амортизируемых ОПФ) ДТ 20 (26, 44 и т. д.), КТ 02 «Амортизация ОПФ»
Отложенное налоговое обязательство образовано ДТ 77, КТ 68, субсч. «Отчисления по налогу на доходы»
Снижение отсроченного налогового обязательства ДТ 77, КТ 68, субсч. «Отчисления по налогу на доход»

Начисления по части амортизации начинают производиться в первый же месяц, следующий за принятием объекта к учету и так далее на протяжении всего периода действия полезного использования ОПФ. Зачисления останавливаются первым числом месяца сразу после погашения цены объекта либо его списания.

Возведение объектов основных средств, отображение в бухучете

В этом случае подразумевается достройка действующих предприятий и возведение нового комплекса объектов различного предназначения. В их число могут входить здания, сооружения, отдельные производства с филиалами. После окончания строительных работ и ввода в эксплуатацию подобные отстроенные объекты числятся на автономном балансе. С целью возведения объектов используется один из способов:

  1. Хозяйственный способ строительства. Выполненные работы отображаются на сч. 08 «Инвестиции во внеоборотные активы», субсч. 4 «Приобретение ОПФ» по счетам организации-проектировщика либо подрядчика.
  2. Подрядный способ строительства. На сч. 08-3 «Строительство объектов ОПФ» отображают зарплату участников строительства, цену использованных материалов, износ инструментария и др.

Нередко используется и смешанный способ строительства, который предполагает частичное выполнение строительных работ самостоятельно, силами самой организации, а частично с привлечением подрядчиков при заключении с ними строительного договора подряда. Для учета бухгалтерами используются при этом представленные выше соответствующие контировки.

Помимо возведения объектов, организация может покупать отдельные объекты, уже готовые, по соответствующему договору. Изобразить корреспондирующие счета при покупке и строительстве можно в обобщенном варианте схематично: действительные траты при покупке (образовании, производстве) ОПФ (сч. 07, 10, 60, 69, 70) — инвестиции во внеобротные активы (сч. 08) — начальная цена ОПФ (сч. 01 «ОС»).

Налоговый учет основных производственных фондов

Бухгалтерский учет отличается от налогового тем, что при образовании начальной цены ОПФ в бухучете причисляют к ней кредитные проценты (инвестиционный актив) по приобретению основных активов. Кроме этого, с начала января 2016 г. для налогового учета величина лимита цены ОПФ повышена до 100 тыс. руб., для бухучета величина остается неизменной — 40 тыс. руб.

Получается, что при начальной цене более 100 тыс. руб. в налоговом и бухгалтерском учете объекты причисляют к ОПФ с последующей амортизацией. Объекты с начальной стоимостью до 40 тыс. руб. по налоговой части списывают на текущие траты, а бухгалтера относят к ОС с амортизацией либо причисляют к МПЗ с последующим списыванием при вводе в пользование.

Ценовая категория объектов от 40 тыс. до 100 тыс. руб. отображается бухгалтерской службой в составе ОПФ с амортизацией, а для налогового учета применяется списание на имеющиеся траты при вводе в пользование.

Налог на добавленную стоимость по ОПФ в необлагаемых операциях причисляют к их цене, а в облагаемых налог разбивают на НДС к вычету и НДС в составе цены объектов. При наличии следующих условий входной НДС принимают к вычету:

  • приобретенный объект (услуги, работа) для образования ОПФ учтен;
  • установленный период для учета 3 года не закончился;
  • имеется счет-фактура от подрядчика, поставщика. Причем к вычету налог принимается лишь по тем основным материальным активам, которые используются для операций, подлежащих налогообложению этим налогом.

Пример 1. Отображение учета возведения объекта ОПФ без привлечения подрядчиков

При возведении объекта хозяйственным способом используются стандартные контировки в следующей последовательности (кроме НДС и НДФЛ):

  • ДТ 60, КТ 51 (зачисление авансового платежа за проектно-сметную документацию);
  • ДТ 08.3, КТ 60 (одобрение проектно-сметной документации);
  • ДТ 08.3, КТ 70 (зачисление зарплаты строителям);
  • ДТ 70, КТ 50 (выдана зарплата);
  • ДТ 08.3, КТ 69 (социальные исчисления);
  • ДТ 08.3, КТ 10 (списание строительных материалов);
  • ДТ 08.3, КТ 07 (оборудование для монтажа);
  • ДТ 01, КТ 08.3 (ввод в пользование жилого объекта, зачисление к ОПФ).

Пример 2. Отображение возведения объекта ОПФ с участием подрядчика (с заключением строительного договора подряда)

Подрядный способ строительства в бухучете предполагает использование следующих стандартных контировок: ДТ 08, КТ 60 (принятие счетов подрядчиков по исполнении работ), ДТ 60, КТ 51 (отчисления подрядчику), ДТ 07, КТ 60 (счет поставщика к уплате по покупке оборудования), ДТ 60, КТ 51 (платежи за оборудование поставщикам). Читайте также статью: → «Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60)».

Ответы на часто задаваемые вопросы про основные средства в бухгалтерском учете

Вопрос №1. Что не входит в траты на покупку, производство основных средств?

Полный перечень всех действительных трат на покупку, изготовление и сооружение представлен ПБУ 6/01 (часть 2, п.8). Указанным пунктом Положения предписано, что к подобным тратам не причисляют общехозяйственные и идентичные траты. Исключение составляют случаи, когда эти траты имеют непосредственное отношение к приобретению, изготовлению или возведению.

Вопрос №2. Можно ли изменять цену основных активов, по которой они были приняты?

Речь идет о начальной цене основных производственных фондов. В соответствии с ПБУ 6/01 (п. 14) менять ее нельзя. Допускается изменение цены, если производилось достраивание, коренная перестройка, переоценка, дооборудование, частичное прекращение деятельности.

Вопрос №3. Как определяется начальная цена основных материальных активов при упрощенном ведении бухгалтерии?

По приобретении за основу берется цена продавца, в отдельных ситуациях — траты на монтаж (если таковые имеются и не учитываются ценой). В остальных случаях (изготовление, возведение) начальная стоимость — уплаченная сумма согласно договору.

Вопрос №4. Что означает срок полезного использования основных материальных активов?

Для большинства объектов ОПФ он определяется периодом, когда их применение представляет экономическую пользу. Для отдельной категории срок устанавливается предполагаемым числом продукции, которое может получиться после использования объекта.

Вопрос №5. Куда нужно включать траты по приобретению, производству, возведению?

Полную сумму трат следует отнести к расходам по обычной деятельности тогда, когда они имели место.