Увольнение сотрудника у ИП

Автор статьи

Виктория Ананьина

3 минуты на чтение
11 963 просмотров
Содержание Содержание

В данной статье мы рассмотрим вопрос увольнения работника, если работодателем является индивидуальный предприниматель. Расскажем как оформить увольнение правильно и какие документы нужно выдать сотруднику на руки.

Законодательное регулирование вопроса

Законодательное регулирование вопроса осуществляется Трудовым кодексом РФ, статьями:

  • Статья 81, в которой описана процедура увольнения по инициативе предпринимателя;
  • Статья 178, в которой описана обязанность выплаты выходного пособия при увольнении;
  • Глава 48, которая регулирует трудовые отношения, если работодатель — ИП;
  • Статья 84.1, в которой описан общий порядок увольнения.

Форма Приказа Т-8 вводится  Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 года с номером 1.

Порядок увольнения работника по собственному желанию

Если сотрудник, который занят в деятельности индивидуального предпринимателя, решил уволиться, то процедура увольнения практически ничем не отличается от процедуры увольнения из организации. Сотрудник обязан написать заявление на увольнение за 14 календарных дней от предполагаемой даты, когда действие трудового договора будет прекращено. Унифицированного бланка заявления не существует, его можно написать в произвольной форме. Образец формы заявления можно скачать здесь:

Заявление.

По истечению срока предприниматель: (нажмите для раскрытия)
  1. Оформляет Приказ о расторжении трудового договора;
  2. В последний рабочий день рассчитывает сотрудника;
  3. Делает отметку об увольнении в трудовой книжке и отдает ее увольняющемуся;
  4. Предоставляет сотруднику пакет документов.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Читайте также статью ⇒  Как закрыть ИП с долгами в пенсионный фонд и налоговую.

Приказ о расторжении трудового договора между работником и предпринимателем

Для того, что уволить сотрудника, предприниматель обязан составить Приказ об увольнении. Форма Приказа введена Приказом Госкомстата РФ от 5 января 2004 года с номером 1. В ней содержаться такие пункты:

  1. Номер документа и дата составления;
  2. Название организации или ФИО предпринимателя;
  3. ФИО увольняемого и его должность;
  4. Основание прекращения договора;
  5. Подписи предпринимателя и работника.

Приказ составляется в момент увольнения и подписывается предпринимателем. Работник также ставит свою подпись в графе «С приказом ознакомлен». Форму Приказа можно скачать здесь:

Приказ

Важно! Форма Т-8 с 1 января 2013 года не является обязательным документом. Предприниматель может разработать свою форму приказа.

Расчет сотрудника

При прекращении действия трудового договора предприниматель обязан выдать заработанную плату и все компенсационные выплаты своему сотруднику. Денежные средства выдаются в последний рабочий день. Если сотрудник не может получить выплату, то она делается в течение одного дня по запросу сотрудника. К компенсационным выплатам относится компенсация за неиспользованный отпуск, которую должен рассчитать предприниматель, если сотрудник трудился у него более шести месяцев.

Увольнение сотрудника по причине закрытия ИП

Расторжение ТД может произойти не только по инициативе работника. Случаются ситуации, когда предприниматель вынужден прекратить свою деятельность и сняться с учета. О таких случаях указано в Статья 81 Трудового кодекса. Если деятельность прекращает организация, то тут Трудовым кодексом установлена обязанность выплаты выходного пособия. А вот если работодателем выступает ИП, то в статье 307 ТК указано, что расчеты между предпринимателем и работником производятся согласно условиям трудового договора. Таким образом, если в Трудовом договоре указано на обязанность предприниматель выплатить выходное пособие при закрытии ИП, то предприниматель должен это сделать. Если же в трудовом договоре ничего не указано на этот счет или указано на отсутствие обязанности выплаты выходного пособия, то предприниматель может не выплачивать выходное пособие.

Важно! Обязанность выплаты выходного пособия при закрытии ИП возникает у предпринимателя только в случае указание на это в трудовом договоре с работником.

В остальном при закрытии ИП увольнение происходит тем же образом, что и при увольнении по собственному желанию. Но при закрытии ИП предприниматель должен сообщить о данном действии в службу занятости.

Какие документы предоставить работнику

При увольнении работник получает на руки целый пакет документов, список которых включает в себя следующие пункты:

  • Справка 2-НДФЛ;
  • Справка для расчета пособия за последних два года;
  • Выписку из СЗВ-Стаж и другие документы по запросу.

Налоги за сотрудника

При процедуре увольнения за сотрудника предприниматель должен оплатить налоги: (нажмите для раскрытия)
  • Налог на доходы физических лиц — нужно уплатить в бюджет не позднее следующего дня после проведения всех выплат работнику. То есть в последний день работы или следующий за этим днем день;
  • Страховые взносы обязательного пенсионного страхования, медицинского страхования, социального страхования и взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний — до 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления заработанной платы.

Важно! Если предприниматель увольняет всех сотрудников, то он должен подать уведомление в Фонд социального страхования по форме, которая была введена 25 октября 2012 года Приказом номер 574. Таким образом предприниматель снимается с учета как работодатель.

Выводы

Увольнение сотрудника необходимо оформить по всем правилам — взять с сотрудника заявление, создать приказ, рассчитать работника в последний рабочий день. Также необходимо вернуть работнику трудовую книжку, сделав запись в ней о факте увольнения, и предоставить документы, которые в дальнейшем могут пригодится работнику — справку 2-НДФЛ и для расчета пособий и другие документы по запросу работника.

Читайте также статью ⇒ Закрытие ИП через МФЦ в 2024.

Часто задаваемые вопросы:

Вопрос: Я — ИП. У меня работал один сотрудник, которого я уволил. Какие отчеты мне нужно сдать в налоговую и фонды при увольнении?

Ответ: Если деятельность предприниматель продолжает осуществлять, но сотрудник был уволен, то в очередных периодах сдачи отчетности необходимо предоставить 6-НДФЛ, 2-НДФЛ и Расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию, СЗВ-М и СЗВ-Стаж в Пенсионный фонд, 4-ФСС в Фонд социального страхования.

Вопрос: Могу ли я уволить работника по статье за прогулы, если я являюсь предпринимателем?

Ответ: Да. Увольнения по статье предпринимателем происходит в таком же порядке, как и организацией. Нужно составлять акт и служебную записку на каждый факт отсутствия работника на рабочем месте.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи