Учет в автономных учреждениях: проводки

Автор статьи

Амина С.

9 минут на чтение
5 221 просмотров
Содержание Содержание

В данной статье мы рассмотрим: учет в автономных учреждениях. Первичные документы. Поговорим об особенностях учетной политики. Разберемся куда и какие документы сдавать.

Одной из разновидностей организаций некоммерческого характера выступают автономные учреждения. Об особенностях их учетной политики, ведения расчетов, уплаты налогов и составе доходов, издержек идет речь ниже.

Суть автономных учреждений и направления их работы

Под автономными учреждениями (АУ) подразумеваются некоммерческие организации, создаваемые в таких областях деятельности, как:

  • наука и образование;
  • поиск работы населению и его занятость;
  • охрана здоровья и соцзащита;
  • культура, физкультура и занятия спортом.

Формирование АУ проводится субъектами РФ, как лиц юридических, получающих возможность действовать от своего имени, распоряжаясь имуществом и осуществляя права неимущественного характера. Читайте также статью: → «Учет в казенных учреждениях»

Автономные организации:

  1. Создаются вердиктом вышестоящего органа управления.
  2. Преобразовываются из учреждений, которые ранее были государственными или муниципальными.

Возможно формирование и через перестройку предприятия унитарного. Ведущим источником финансирования АУ выступают бюджетные субсидии. Организации могут открывать счета в казначействе и в банках.

Важно! Если АУ намереваются осуществлять деятельность, которая приносит доход, пункт об этом должен присутствовать в учредительных документах.

Особенности в автономных учреждениях учетной политики

Законодательно установлено, что предписания положений по бухучету на АУ не действуют. Они работают на основании специальных нормативных документов, установивших единые методологические правила.

В АУ необходимо учитывать обособленно:

  1. Средства, которые представляют собой субвенции и субсидии. Произведенные за их счет расходы также учитываются отдельно.
  2. Доходы и издержки, образование которых происходит в процессе хозяйственной деятельности.
  3. Недвижимое и особо дорогое имущество, которое фундируется АУ учредителем и закрепляется за ним, пока организация функционирует. Также ОС, закупленные за счет вложенных им (учредителем) денежных средств.

Учетная политика АУ складывается, основываясь на особенности их структуры, принадлежности к определенной отрасли, выполняемых полномочий. Ее построение должно обеспечить бухучет рациональный и эффективный, соизмеримый с масштабами и возможностями АУ. Приказом касательно учетной политики, происходит принятие:

  1. Рабочего плана счетов, в котором указываются все необходимые счета.
  2. Методов, на основании которых производится оценивание имущества и обязательств.
  3. Порядка их инвентаризации.
  4. Правил обработки информации по учету и особенностей документооборота.
  5. Форм и бланков первичного учета. В них должны отмечаться реквизиты, предусмотренные инструктивными материалами.
  6. Построение внутреннего аудита и финансового контроля.

Важно! Во внутренний план счетов АУ позволено вносить добавочные коды (аналитические), которые должны обеспечить формирование объективной информации по бухучету, доступной те только пользователям внутри АУ, но и внешним.

Учет в автономных учреждениях: бухучет основных средств и наличного имущества

Все операции, касающиеся ОС учреждения, находят отражение в учете в полном соответствии с предписаниями, содержащимися в инструктивных материалах, и на основе первичной документации.

Поступление ОС сопровождается заметками:

Дебет Кредит Комментарий
0 101 00 000

0 101 12 …

0 101 13 …

0 106 11 000 Новостройки и вновь построенные сооружения к учету приняты
0.101 00 000;

От 0 101 22 …

До 0 101 25 …;

От 0 101 32 …

До 1 101 37 …

0 106 00 000

0 106 21 …

0 106 31 …

Взятие ОС (кроме недвижимого имущества) на учет
0 101 00 000

0 101 150 …;

От 0 101 22 …

до 0 101 28 …

От 0 101 32 …

До

0 101 37 …

0 106 11 …

0 106 31 …

Рост стоимости ОС (балансовой) после проведенной реконструкции, дооборудования, достройки
0 101 00 000

От 0 101 11 …

До 0 101 13 …;

101 16 000;

От 0 101 22 …

До 0 101 27 …;

От 0 101 32 …

До 0 101 37 …

0 401 10 180 Признание и оприходование ОС, выявленных как ранее неучтенных. Обнаружены при проведении инвентаризации

Первичными документами, подтверждающими проведение операций, выступают соответствующие формы Актов о приеме-передаче, инвентаризационные ведомости. Читайте также статью: → «Как установить систему оплаты труда в организации, бюджетном учреждении, автономном учреждении, порядок, документы»

Особенности переоценки ОС. Учет выбытия

АУ периодически осуществляют переоценку ОС. Пример. Медицинское учреждение должно провести переоценку ОС, приобретенных за субсидию. Стоимость первоначальная – 830 000 руб. Амортизация на дату переоценки – 170 тыс. руб. Используется индекс, установленный Росстатом, – 1,25.

Увеличивается:

  • стоимость ОС:

830,0 · 1,25 — 830,0 = 207,5 тыс. руб.

  • сумма амортизации:

170,0 · 1,25 — 170,0 = 42,5 тыс. руб.

Записи, отражающие операцию дооценки:

    Комментарий
ДТ 5 101 28 310 КТ 5 401 30 … Сумма: 207 500,0 увеличена стоимость ОС на сумму дооценки

 

ДТ 5 401 30 … КТ 5.104.28.410 Сумма: 42 500,0 Рост амортизации по ОС дооцененному

В балансе отражается (тыс. руб.):

  • Новая стоимость ОС:

830,0 + 207,5 = 1037,5

  • Амортизационная сумма:

170,0 + 42,5 = 212,5

  • Остаточная стоимость ОС:

1037,5 – 212,5 = 825,0

Подобным образом проводится уценка – уменьшение стоимости ОС. Выбытие ОС оформляется актами касательно списания, передачи и такими заметками в регистрах:

Дебет Кредит Содержание
0 104 00 000

 

0 401 10 172

0 101 00 000

От 0 (101) 11 …

До 0 (101) 15 …

От 0 (101) 32 …

До 0 (101) 37 …

Выведение за пределы бухучета. Причина – полная физическая непригодность или моральное старение
0 304 04 310 0 101 00 000

От 0 (101) 11 …

До 0 (101) 17 …

От 0. (101). 22 …

До 0. (101). 28 …;

От 0. (101). 32 …

До 0.101.38 …;

От 0.101.41…

До 0.101.48 …

Движение ОС между филиалами и главным офисом в пределах расчетов внутриведомственных

Важно! Необходимость пересчета стоимости ОС – отличительная особенность учета в автономных учреждениях.

Особенности учета расчетов с персоналом по зарплате

Расчеты по оплате труда специфичны тем, что заработок выплачивается из различных источников. Поэтому в учете используются не одинаковые счета. Это помогает сразу определиться с тем, откуда именно пришли деньги на выплаты сотрудникам за проделанную работу.

В зависимости от источников поступления денежной массы в учете заработка используются счета:

  1. 11 – оплата за счет выплат из казны страны;
  2. 01 – в пределах деятельности, которая приносит доходы;
  3. 01 – используются средства поступлений безвозмездных и целевые.

Начисление заработка работникам АУ проводится такими бухгалтерскими заметками:

Дебет Кредит Описание
0 401 20 211

 

0.109.60.211

 

0.109.70.211

1.302.11… Персоналу, находящемуся в штате АУ, начислен заработок
От 0.106.3….

До 0.106.34…

Начисление оплаты за труд работникам, которые занимаются работами по строительству, реконструируют и модернизируют наявные ОС

Во время нахождения сотрудников на военных сборах, их заработок учитывается иначе:

Дебет Кредит Комментарий
0.303.05… 0.302.11… Начисление среднего заработка работнику, который проходит военные сборы
0.302.11… 0.303.01… Удержание подоходного налога из среднего заработка
0.302.11… 0.201.34… Работнику выплачена средняя зарплата

Военкомат перечисляет АУ деньги, которые отражаются:

  • Дт (0.201.11… (0.201.21…)
  • Кт (0.303.05…)

Эта операция демонстрирует наличие того, что военный комиссариат перечисляет АУ компенсацию, и отражает восстановление расхода, проведенного через кассу.

Учет материалов в автономных учреждениях

Материальные запасы выступают своеобразным фундаментом в работе автономного учреждения. Они разнообразны по своему предназначению и функциям, для выполнения которых приобретаются. Покупка материалов за счет предоставленных субсидий отражается так:

  • Принятие к учету различного рода сырья и материалов (их стоимость по факту):
  1. ДТ 4.105. (36). 340
  2. КТ 4.302. (34). 730
  • Выдача лицу, с которым заключено соглашение на материальную ответственность:

По Дебету и по Кредиту     4.105. (36). 340

Когда на закупку сырья и различных разновидностей материалов потрачены средства, поступившие от коммерческой деятельности, или покупка прошла через подотчетные лица, заметки таковы:

  • Взятие материальных ценностей на учетные счета:
  1. ДТ 2.105 (36) 340;
  2. КТ 2.208 (34) 660
  • Передача работнику с договором материальной ответственности:

По Дебету и Кредиту                       2.105 (36) 340

  • Списание материалов:
  1. Дебет 2.109.(61).272;
  2. Кредит 1.105.(36).440.

Материалы учитываются на счетах с точностью до копейки.

Налоговые аспекты работы автономных учреждений

По положениям НК (ст. 251), субсидии, которые приходят в АУ от учредителя:

  • выступают средствами финансирования на четко определенные цели;
  • в определение базы обложения налогом на прибыль не могут включаться.

АУ в обязательном порядке должны учитывать доходы и издержки отдельно по деятельности, которая финансируется из казны, и внебюджетной, когда деньги зарабатываются через коммерцию. Непозволительно снижать величину доходов, которые являются результатом внебюджетного функционирования, на размер издержек, профинансированных субсидиями.

Налогообложение предпринимательской деятельности АУ по налогу на прибыль, НДС происходит таким же образом, как в коммерческих организациях. Вся сумма доходов от реализации, полученная через коммерцию, входит в налогооблагаемую базу.

Отличительной особенностью является то, что АУ могут использовать свое право на внесение квартальных авансовых платежей. Но тут действует обязательное условие: выручка от реализации за четыре квартала не может превысить 15 млн. руб. (среднеквартальная).

АУ доступна УСНО, но лишь тогда, когда выручка за 9 месяцев до перехода на «упрощенку», не превышает 112,5 млн. RUB (2017 г.). Если же размер годовой выручки перейдет отметку в 150 млн. у АУ, уже работающих на УСНО, им придется перейти на ОСНО.

«Упрощенка» освобождает от уплаты и налога на прибыль, на имущество и НДС. Но не все АУ могут ею воспользоваться. УСНО недоступно автономным учреждениям, у которых:

  • имеются филиалы и представительства;
  • средняя штатная численность персонала за отчетный год выше ста человек;
  • стоимость ОС, подлежащих амортизации (амортизируемого имущества) больше 150 млн. руб.

Важно! Налоговая база не включает суммы субсидий и целевого финансирования, выделяемые собственником.

Автономные учреждения: отчетность и сроки ее представления

Отчетность АУ формируется на данных Главной книги и сопутствующих регистров. Заполняются данные о хозяйственных операциях нарастающей суммой, отражающей не только рубли, но и копейки.

АУ в обязательном порядке занимаются составлением бухгалтерской отчетности:

  • промежуточной (квартальной);
  • годовой.

Сроки сдачи последней установлены в феврале-марте. Она представляется в бумажном виде и электронном. Для каждой такой разновидности сроки сдачи документов отличаются. Читайте также статью: → «Порядок, правила и сроки регистрации некоммерческих организаций»

АУ подают отчетность в:

  • Государственные статистические органы;
  • Налоговые органы;
  • Иные органы или лицам, как это предусмотрено в уставе АУ, разработанного за законами РФ.

Несвоевременная сдача документации или наличие ошибок грозит автономному учреждению штрафом, размер которого определяют соответствующие контролирующие органы.

Важно! Представление отчетности проводится только после того, как ее рассмотрит наблюдательный совет АУ. Результаты такого рассмотрения отражаются в сопроводительном письме, которое направляется вместе с отчетами и пояснительной запиской к балансу.

Топ 5 популярных вопросов

Вопрос 1. Учебное заведение обладает объемной библиотекой, которая насчитывает около 120 тысяч экземпляров. Необходимо прописывать каждой книге инвентарный номер?

Ответ. Тут нужно рассмотреть два основных момента:

  1. Ведение учета объектов фонда библиотеки предполагает наличие Инвентарной карточки группового учета ОС. В ней учет ведется общей суммой.
  2. Инвентарные списки активов нефинансовых на указанные объекты не составляются. В учете фонд библиотеки присутствует как один объект с общей стоимостью.

Поэтому учебникам и другим книгам библиотеки инвентарный номер не присваивается.

Вопрос 2. Автономное учреждение формирует расчетные листы по заработной плате. Сколько раз в месяц они выдаются сотрудникам?

Ответ. Выдаются один раз при окончательном расчете.

Вопрос 3. Автономное учреждение создано в августе. За какой период следует сдавать годовую отчетность?

Ответ. В данном случае отчетным годом выступает период со дня регистрации (очевидно, конкретно число августа) и по 31 декабря.

Вопрос 4. Какую отчетность для АУ следует считать промежуточной?

Ответ. Промежуточной отчетностью является квартальная, формирование которой должно производиться по состоянию на первое число апреля, июля и октября.

Вопрос 5. Какой основной документ регламентирует работу автономных учреждений.

Ответ. Таковым выступает закон РФ № 174-ФЗ.

Организация учетной работы в автономных учреждениях содержит много особенностей. Результаты их деятельности, проводимой в значительной степени за счет субсидий, должны быть доступными и открытыми.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи