Учет в ателье: отчетность и программное обеспечение

Как и для любого другого бизнеса, для ателье по пошиву или по ремонту одежды необходим учет всего происходящего: заказов клиентов, материалов и оборудования, доходов и расходов, арендной платы и многого другого. Попробуем пошагово разобрать учет в ателье,основные элементы, а также все, что связано с ним. 

Можно ли открыть ателье без кассы

По закону ККТ (контрольно-кассовая техника) обязательно используется на территории России при исполнении наличных или безналичных (банковские карты) денежных расчетов. Это касается:

  • продажи товаров;
  • оказания услуг;
  • выполнения работ.

На наличие или отсутствие кассового аппарата влияет налоговый режим, которым использует предприниматель:

ЕНВД ОСНО УСН
ИП может работать без кассы – достаточно выдать квитанцию об оплате ККТ необходима ККТ необходима

Исключения из закона составляют:

  1. Нахождение в труднодоступных районах, где применение ККТ физически невозможно.
  2. Печатная продукция в соответствующих ларьках.
  3. Одноразовые и многоразовые проездные в коллективном транспорте.
  4. Рыночная, ярмарочная розничная реализация.
  5. Распространение «лотереи».
  6. Реализация акций, облигаций.
  7. Торговля в сельской местности мед. препаратами в фельдшерских пунктах.
  8. Мелкая торговля с тележек, лотков.
  9. Торговля с развалов бахчевых.
  10. Мороженое и безалкогольные напитки в специализированных киосках.
  11. Торговля из цистерн.
  12. Прием стеклотары и остального утиля.

Читайте также статью: → «Деятельность малых предприятий: льготы, налогообложение, бухгалтерский учет»

Бухгалтерский учет, проводки заказа в ателье

По закону «О бухгалтерском учете»: граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством. При отражении любого договора с заказчиком в книге бухучета, нужно обратить внимание на отдельные моменты, связанные с этим бизнесом:

  • ткани, декор, фурнитуру и прочее включают в «Материалы» (счет 10);
  • перечисленное может быть включено в «Товары» (счет 41), если оно не включено в состав работ, а лишь продано отдельно клиенту;
  • если ателье произвело самостоятельно фурнитуру, декор или кружева, то они учитываются в «Готовой продукции» (счет 43);
  • если материалы предоставил заказчик, то необходимо их отразить как «Материалы, принятые на обработку» (003);
  • на все выполненные работы, пошив или ремонт, организация должна начислить НДС – 18%.

Важно! Согласно письму Минфина от 3 ноября 2006 г. № 03-11-05/245 предприниматели, которые используют ЕНВД, освобождаются от ведения книги учета расходов и доходов. Однако не лишним будет вести ее для себя.

Учет расходов на материалы и их проводка

Этот пункт удобнее представить таблицей:

Швейное оборудование:

 

швейные машины;

 

раскроечные машины;

 

оверлоки.

Относятся к основным средствам, если первоначальная стоимость не превышает 20 000 руб. и подлежат учету по подпункту 1.1. ст.346.16 НК РФ.

 

В эту стоимость также входят издержки на доставку и подготовку к функционированию, что, естественно, ее повышает.

 

Транспортные услуги и установка оборудования ценой не выше 20 000 руб. относятся к материальным расходам. Учитываются они уже после введения оборудования в работу.

Инструменты:

 

лекала;

 

сантиметровые ленты;

 

манекены;

 

ножницы.

В силу того, что стоимость инструментов ниже 20 000 руб., то уместно их списать в материальные расходы. Они подлежат учету также после введения в эксплуатацию.
Материалы, купленные ателье:

 

ткани;

 

нитки;

 

фурнитура;

 

декор.

В п.п.1.1. ст.254 НК РФ подробно расписаны все суммы, которые могут быть потрачены на покупку материалов и сырья. Их цена, в отличие от иных расходов, списывается сразу после покупки.

Для проводки используются следующие счета:

  • 10, 10.10 – материалы, транспортные издержки;
  • 19 – НДС на приобретенные товары;
  • 25 – расходы общего производства;
  • 26 – расходы основного хозяйства;
  • 60, 60.01 – расчеты с поставщиками;
  • 68 – налоги и сборы.

Учет заработной платы работников

Многие владельцы ателье придерживаются в плане расчета дохода швеи советские цифры 37% от суммы заказа. Сложнее, но правильнее проделывать расчет сдельной зарплаты с нормовщиком. Он наблюдает, сколько операций швея выполняет за одну рабочую смену. К примеру, 10. Затем берется месячная оплата труда работника – 30 000 руб., делится на количество рабочих смен (25) за этот месяц:

  • 30 000 : 25 = 1 200.
  • 1200 : 10 = 120.

Получается, что одна операция швеи составляет 120 руб. Учет труда и зарплаты имеет такие ключевые моменты:

  • у каждого работника должен быть табельный номер и лицевой счет;
  • рабочее время учитывается в табелях рабочего времени, а оплата труда – в расчетно-платежной ведомости;
  • при сдельной оплате труда зарплата зависит от количества изготовленных изделий.

Проводка в книге бухучета выглядит так.

  • начисление зарплаты: Дт 20, 25, 26 («Основное производство», «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы») Кт 70;
  • удержание НДФЛ: Дт 70 Кт 68;
  • выплата зарплаты: Дт 70 Кт 50 или 51 (через кассу или через р/с в банке).

Учет арендных платежей и их проводка

Арендная плата состоит из двух частей: константной (руб./кв. м.) и переменной (коммунальные платежи, клининг, охрана). В последний рабочий день месяца плата за аренду включается в раздел расходов производства по следующей схеме: Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 60. Сама оплата – Дт 60 Кт 51. НДС – Дт 19 Кт 60. Вычет НДС – Дт 68 Кт 19.

Налогообложение: ЕНВД, ОСНО или УСН

Изначально ОСНО разрабатывалась для крупных производств. УСН – для малых и средних компаний, а ЕНВД для розничной продажи, мелких услуг, общепита. Преимущества, недостатки и особенности единого налога на вмененную стоимость, общей системы налогообложения и упрощенного налогового режима в таблице:

ЕНВД ОСНО УСН
Ключевые особенности Размер налога зависит от деятельности, количества работников.

 

Движимое имущество и недвижимость облагается налогом < 2,2%;

 

Разница между доходами и затратами облагается ставкой в 20%;

 

18% НДС на реализованную продукцию.

Можно выбрать один из двух режимов:

 

6% – налог на доходы;

 

5–15% – налог на доходы с вычтенной стоимостью расходов.

Плюсы Перейти на него с присваемого при регистрации по умолчанию (ОСН) можно с любого числа;

 

Платится один налог вместо трех;

 

Отчисление налога в бюджет – один раз в 4 месяца;

 

Отчетность – раз в год.

Крупным фирмам рентабельнее работать с крупными поставщиками, также уплачивающими НДС Оплачивается один налог вместо трех;

 

Перечисление налога в бюджет  – единожды в 4 месяца;

 

Сдача отчетности – раз в год

Минусы Режим нельзя выбрать:

 

Фирмам с филиалами;

 

При пае участия других компании более 25%;

 

При количестве работников более 100 человек;

 

При остатке основного капитала > 100 млн. руб.

Строгие требования налоговой службы к отчетности по НДС;

 

Сложный расчет налогов;

 

Бремя налогообложения тяжелее, чем при иных режимах.

Режим нельзя выбрать:

 

Фирмам с представительствами;

 

При доле других компании более 25%;

 

При количестве работников более 100 человек;

 

При остатке основного бюджета > 100 млн. руб.


Важно! ЕНВД рассчитывается по следующей схеме: (Базовая доходность) х (количество работников) х (коэффициент региона на занятие данной деятельностью) х (единый показатель для РФ) х 15%.

Пример: 8 000 тыс. руб. х 4 работника х 1,891 (коэффициент для 2017 года) х 0,7 (примерный показатель) х 15% = 6 353, 76 руб. – ЕНВД за текущий месяц. Читайте также статью: → «Бухгалтерский учет дивидендов: проводки, примеры, начисление»

Бухгалтерская отчетность и ее сроки

Сроки и перечень документов для отчетности разных режимов различны. Рассмотрим каждый из них по очереди.

ЕНВД

Бухгалтеру необходимо подготовить для отчетности:

  • декларацию по ЕНВД;
  • стандартные отчеты, кроме деклараций по НДС, налогу на прибыль и имущество (их перечень и график подробно ниже расписаны в разделе про ОСН).

График предоставления декларации по ЕНВД в 2017 году:

до 20.01 IV кв. 2016
до 20.04 I кв.
до 20.07 II кв.
до 20.10 III кв.

Аванс – до 25 числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

ОСНО

Должен быть в наличии следующий список документов:

  1. Декларации по прибыли, имуществу, транспорту, НДС, земле.
  2. Отчеты по отправлениям во внебюджетные фонды.
  3. Расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию.
  4. Документ о численности работников.
  5. Документ, подтверждающий основную деятельность.
  6. Формы РСВ-1 ПФР, 4-ФСС.
  7. Отчет о доходах физических лиц.
  8. СЗВ-М.
  9. Бухгалтерская отчетность.

Сроки в 2017 году:

Бухгалтер. Отчетность До конца марта за 2016
6-НДФЛ До 3.04 за 2016;

До 2.05 за I кв.;

До 31.07 за I полугодие;

До 31.10 за 9 месяцев года

Земельная,

транспортная декларация

За 2016 до 1.02
Имущественная декларация За 2016 до 30.03
Налоговые расчеты по имуществу До 2.05 за I кв.;

До 31.07 за I полугодие;

До 31.10 за 9 месяцев года

СЗВ-М До 15 числа следующего за расчетным месяцем
Страховые взносы До 2.05 за I кв.;

До 31.07 за I полугодие;

До 31.10 за 9 месяцев года

РСВ-1 ПФР За 2016 до 15.02
Подтверждение основной деятельности За 2016 до 15.04
4-ФСС За 2016 до 25.01
Среднесписочное число сотрудников За 2016 до 20.01
Прибыльный налог До 28.03 за 2016;

До 28.04 за I кв.;

До 28.07 за I полугодие;

До 30.10 за 9 месяцев года

Декларация по НДС До 25.01 за 2016;

До 25.04 за I кв.;

До 25.07 за I полугодие;

До 25.10 за 9 месяцев года

Важно! Сдавать 2-НДФЛ за 2016 нужно до конца апреля 2017 года.

УСН

Для «упрощенцев» потребуются:

  1. Данные страховых взносов.
  2. Документ о среднесписочной численности.
  3. Отчеты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.
  4. Бухгалтерская отчетность.

График подачи этих документов такой же, как у ОСН.

Важно! Перейти на УСН можно лишь с начала календарного года.

Популярные приложения для бухгалтерского учета

Сравнительная характеристика распространенных бухгалтерских программ:

1С: Бухгалтерия ИНФО-бухгалтер БЭСТ Парус-бухгалтерия
Плюсы Одно из самых функциональных приложений: учет операций, НДС, хозяйства, зарплата кадровый, налоговый учет;

 

Доступная цена.

Простота и логичность интерфейса;

 

Качественная тех. поддержка;

 

Быстродействие даже на бюджетных компьютерах;

 

Самая низкая стоимость.

Полная автоматизация деятельности фирмы;

 

Внедрение системы заказов с элементами менеджмента;

 

Работа в сетевом и локальном режиме.

Легко настраивается под специфику любого предприятия;

 

Формирование полной картины финансовой деятельности;

 

Подготовка разнообразных видов отчетности.

Минусы Отсутствие демо-версии;

 

Сложность работы с интерфейсом;

 

Невозможность работы с графическими данными.

Трудность настройки для деятельности конкретной компании;

 

Шаблонность.

Закрытая система – может быть изменена только разработчиками, подстраивающими ее под конкретное предприятие, что еще и недешевый процесс. Высокая стоимость.

Выбор программы зависит не только от специфики компании, но и от того лица, которое будет с ней работать. Читайте также статью: → «Материальная помощь сотруднику: бухгалтерский учет, налоги, страховые взносы»

Инвентаризация в ателье

Составление бухгалтерской отчетности – обязательный случай для проведения ревизии. Для учета товара и контроля над персоналом на складах инвентаризация проводится ежемесячно. Ревизия проходит следующим образом:

Шаги Мероприятия Документация
Подготовка, формирование комиссии Издание приказа о событии;

 

Создание комиссии (обычно это владелец ателье и бухгалтер или владелец в одном лице)

ИНВ-22
Собственно ревизия, фиксирование ее результатов В описи заполняется графа «Фактическое наличие» результатом измерения, пересчета имущества ИНВ-3
Сверка результатов по факту и по учету Составление ведомости, где сравниваются фактические результаты и документальные;

 

При необходимости составляются бумаги, поясняющие расхождения

ИНВ-5

 

ИНВ-6

 

ИНВ-16

 

ИНВ-19.

Отражение итогов инвентаризации в учете Издание руководителем приказа об утверждении результатов ревизии, который служит основанием для внесения соответствующих данных в книги бухучета ИНВ-26

 

Приказ об утверждении результатов

Учет в ателье по пошиву и ремонту одежды: частые вопросы

Вопрос №1: Какой налоговый режим должен быть у меня, если я планирую работать в своем ателье без кассового аппарата?

Это возможно только при ЕНВД.

Вопрос №2: Обязательно ли изменять ОСН на какое-либо другое налогообложение для владельца ателье?

Все зависит от того, какой вид налогообложения выгоден и удобен для вас. Для небольшого ателье более приемлем УСН или ЕНВД.

Вопрос №3: Я – владелец швейной мастерской и по совместительству ее главбух. Какой налоговый режим подойдет для меня, если у меня мало свободного времени и имеются только начальные навыки работы с бухгалтерией?

Вам будет удобна Упрощенная система налогообложения. Перейти на нее вы можете только с начала следующего года.

Вопрос №4: Какая программа для ведения бухучета подойдет для небольшого ремонтного ателье?

Попробуйте ИНФО-бухгалтер или 1С: Бухгалтерия – эффективные программы при невысокой стоимости.