Порядок учета субсидий в коммерческих, некоммерческих и бюджетных организациях

Субсидия – это выплата определенной суммы денег со стороны государства, органов местной власти. Подобная безвозмездная помощь оказывается как физическим, так и юридическим лицам. На субсидирование могут рассчитывать коммерческие и некоммерческие структуры, а также бюджетные учреждения. В статье расскажем про учет субсидий, разъясним, как отображаются такие поступления и нужно ли платить с них налог.

Бухгалтерский учет субсидий в МСФО

Международные стандарты фин. отчетности приняты во всем мире. Сюда входит бухгалтерский отчет по балансу, отчет о прибыли и убытках, движении денежных средств, капиталов. Все субсидии в МСФО можно разделить по таким категориям:

  • правительственные – когда средства предоставляются на некоторых условиях, которые компания обязана выполнить. В противном случае целевые деньги возвращается тому, кто их выделил;
  • для покупки активов на долгосрочную перспективу. Это также важный момент, который касается в основном деятельности крупных компаний с существенной долей участия со стороны государства. Такие предприятия способны влиять на социальную сферу или жизнь общества в целом;
  • субсидии, которые рассматриваются как доход компании;
  • средства, которые предоставляется в виде займа, но при этом правительство отказывается от его погашения на определенных условиях. Т е. это безвозмездная ссуда, в результате которой крупные компании оказывают положительное действие на экономику страны (региона).

Отсюда видно, что учет средств зависит от способа их получения. Это целевая помощь или же какие-то льготные условия, под которые выдается субсидия. В отчетности деньги отражаются по двум направлениям. Те, что относится к активам, записываются как прибыль, полученная в будущем. Или помощь вычитают из балансовой стоимости. Те, что относятся непосредственно к доходам, записываются в графе «Другие доходы» или же вычитывается из расходов.

Пример 1. Предприятию ООО «Магнат» выдана субсидия. На эти деньги приобретается участок земли, строится цех. Все работы должны быть закончены к 31 декабрю, а начаты 1 января. Участок стоит 5 670 000 руб. Проводки:

Дт Кт Описание Стоимость Документ
76 86 Долг относительно субсидии 5 670 000 руб.
51 76 Деньги из бюджета 5 670 000 руб.
08 60 Стоимость участка 5 670 000 руб. Договор о покупке земли
01 08 Участок, поставленный на учет 5 670 000 руб.
86 98/2 Сумма помощи для грядущего периода 5 670 000 руб. Предоставлена субсидия, имеется соглашение
98/2 91/1 Помесячно учитывается помощь (5 670 000 руб./11 мес.) 515 455 руб. Субсидия предоставлена, имеется договор

Важно! Учет целевой помощи зависит от того, каким способом и на какие цели она выдавалась.

Учет субсидирования при режиме УСН

Среди индивидуальных предпринимателей упрощенный налоговый режим наиболее популярен. УСН позволяет существенно уменьшить налоговую нагрузку и упросить порядок подачи и объемы отчетности. Упрощенный налоговый режим дает предпринимателю возможность контролировать все свои выплаты самостоятельно. Учитывать субсидии при УСН можно, если во внимание берутся уже израсходованные суммы. Об этом говорит гл.26.2 НК РФ. Субсидии также облагаются налогом на основании ст.346.15 НК РФ. Однако есть исключения:

  • когда помощь предоставляется малому/среднему бизнесу, полученная сумма записывается в прибыль и учитывается пропорционально издержкам, которые произведены за счет нее. При учете денег нет разницы, какой именно используется способ налогообложения при УСН – «доходы» или «доходы минус расходы»;
  • субсидия дается, чтобы содействовать занятости. Деньги выделяются безработным на заведение собственного дела и создание новых рабочих. Учет производится также как и в предыдущем варианте. Только учитывается субсидия в первом случае в двух, а во втором в трех налоговых периодах.

Помощь по содействию занятости дается начинающему предпринимателю, который был ранее безработным. Ее не может получить организация. Если человек лишился работы и решил заняться предпринимательством, то государство его поддержит, выдав целевую материальную помощь на развитие бизнеса.

Учет при налоговом режиме ОСНО

Общий налоговый режим не может быть совмещен с УСН и ЕСХН. Субсидии при поддержании такой системы учитываются на следующих основаниях:

  • записывается в графу «доходы» на дату произведенных расходов, возникших в течение двух налоговых периодов за счет помощи;
  • если к концу второго года выделенные деньги еще не израсходованы, то остаток вносится в прибыль конца года.

Самый высокий процент уплаты сборов на ОСНО – налог на прибыль. Полученная от государства помощь также облагается налогом.

Учет при использовании системы ЕСХН

Единый сельхозналог создан специально для товаропроизводителей. Он направлен на развитие сельского хозяйства. Однако у ЕСХН есть некоторые ограничения. Налог может использоваться только производителями сельскохозяйственной продукции, 70% доходов должно быть получено именно от продажи указанной продукции. Читайте также статью: → «Ведение учетной политики ЕСХН на предприятии».

Такие жесткие условия не совсем привлекательны для занятых в сельском хозяйстве предпринимателей. Однако многие переходят на эту форму налогообложения. Чтобы понять особенности учета при ЕСХН, нужно сравнить его с учетом на ОСН.

При ОСНО При ЕСХН
Средства вписываются как прибыль на дату произведенных расходов Учитываются как доходы пропорционально издержкам
Неизрасходованные средства в конце второго периода отображаются как доходы Если в конце периода, выданная сумма превышает траты, то разница вписывается в состав прибыли за этот период

При всем своем неудобстве у сельхозналога есть свои преимущества – налоговые льготы в случае убытков, т. е. они равняются нулю. Все выплаты осуществляются по месту жительства, а переход на другую систему налогообложения, например, на УСН – добровольный. В большинстве случаев сельхозпроизводители этим пользуются.

Единый сельскохозяйственный налог направлен на развитие бизнеса отечественных товаропроизводителей. Субсидирование предпринимателей происходит на конкретных условиях. Если целевые деньги превысили сумму издержек, то они отображаются как прибыль предпринимателя за этот период.

Коммерческие/некоммерческие и бюджетные структуры

Субсидии обычно проходят по счету 86 «Целевое финансирование». Оно происходит с учетом требований Положения по бухучету. Для некоммерческих структур субсидирование зависит от их правовой формы. Обычно такие выплаты производятся не напрямую из бюджета, а через какой-либо государственный орган. Что касается учета в бюджетных структурах полученной помощи, то по этому поводу есть письмо Минфина № 02-06-07/19436. Порядок произведения записей представлен в таблице.

Коммерческие Некоммерческие Бюджетные
Отражается дебиторская задолженность с источником поступления денег и целевой помощи Заполняется счет 86 «Целевое финансирование» Поступления относятся к группе 130 «Доходы от предоставления платных услуг…»
Дт 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» Отражаются также в форме № 6 «Отчет о целевом использовании поступивших денег» строка 250 «Прочие» Перенос остатка денег осуществляется на основании письма Минфина от 14.03.2016 № 02-07-07/14989
Кт 86 «Целевое финансирование»
Далее, когда деньги получены, кредитуется счет 76

Пример проводки для некоммерческой структуры:

  • При получении помощи (на 1 число квартала):

Дт 76 субсчет «Департамент образования» Кт 90 – 1 733 347,8 руб. (субсидия вошла в состав доходов);

  • При получении денег:

Дт 51 Кт 76 субсчет «Департамент образования» – 1 733 347,8 руб. (получена помощь).

Субсидирование некоммерческих структур зависит от их правовых форм и осуществляется из местных бюджетов. В бухучете деньги отображаются как целевая помощь.

В отчетности по налогу на прибыль

При подаче декларации не подлежат учету субсидии, выделенные бюджетным или некоммерческим структурам. Что касается коммерческих организаций, то субсидии также не учитываются, если они предоставлены на оплату расходов на производство конкретной продукции. Но если помощь выдается для покупки уже изготовленного товара, тогда все декларируется с учетом налога на доход.

Некоторые нюансы учета

При учете субсидий следует руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Читайте также статью: → «Учет государственной помощи (ПБУ 13/2000)». Исходя из требований налогового кодекса с субсидий, также взимаются налоги, за исключением двух вышеуказанных случаев. Некоторые особенности есть в отчете о целевом и нецелевом субсидировании. Первые предоставляются под конкретное дело. На другие цели день не могут быть использованы.

Учет ведется по следующим позициям: план на получение денег, поступление средств на счет, исполнения плана, начисление прибыли от целевой помощи.

Пример 2. Допустим, на счет бюджетной структуры поступили целевые деньги для выплаты стипендии. Сумма субсидии составляет 100000 руб. В отчете распределение помощи выглядит так:

Операция Дебет Кредит Сумма, руб.
Плановые назначения по целевому финансированию 5 507 10 180 5 504 10 180 100 000
Поступили деньги на счет 5 201 11 510 5 205 81 660 100 000
Получена материальная поддержка в виде целевого субсидирования 5 508 10 180 5 507 10 180 100 000
Начислена стипендия учащимся 5 401 20 290 5 302 91 730 90 000
Перечислены деньги учащимся 5 302 91 830 5 201 11 610 90 000
Начислен доход согласно с отчетом об использовании помощи 5 205 81 560 5 401 10 180 90 000

Еще один вопрос, который возникает при получении дополнительной помощи – это возврат неиспользованных денег. На основании приказа Минфина от 28.07.2010 № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет…» средства возвращаются в бюджет, если истек период их использования.

Учет остатков осуществляется согласно с общими принципами перевода остаточных средств. Это положение касается не только бюджетных организаций, но и коммерческих. Если целевые деньги не были потрачены в указанный период, они возвращаются их владельцу. При раздельном учете субсидий, когда часть средств дает бюджет разного уровня, а часть получает само предприятие, отчетность ведется по счету 86. По нему проводятся все выплаты.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Какими проводками пользоваться при проведении операций?

Это зависит от того, какая именно операция осуществляется и по какому принципу. Обычно используется счет 86, а дальше нужно смотреть по ситуации. Читайте также статью: → «Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки».

Вопрос №2. Чем руководствоваться при формировании отчетности?

Нужно учитывать все действующие приказы Минфина, которые связаны с вопросом оформления отчетности. Также следует руководствоваться предписаниями Налогового кодекса. Положение по бухгалтерскому учету является основным при составлении отчетности, связанной с целевым финансированием.

Вопрос №3. Нужно ли платить налог с полученной субсидии?

Да. Налог нужно платить, за исключением двух случаев, касающихся создания новых рабочих мест, а также индивидуальных предпринимателей.

Вопрос №4. Как сказывается система налогообложения на отображении субсидий в бухгалтерской отчетности?

Порядок отображения целевых денег зависит не только от налогового режима, но и от организационно-правовой формы предприятия. Для индивидуальных предпринимателей наиболее подходит УСН. Сельхозпредприятия выбирают ЕСХН. Остальные налогоплательщики используют ОСНО.

Вопрос №5. Нужно ли отображать в декларации по налогу на прибыль субсидию бюджетной структуре?

Нет. Однако налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов/издержек, полученных в рамках целевого субсидирования (п.1 ст.251 НК РФ).