Совмещение на время больничного

Исполнение обязанностей временно отсутствующего на время болезни работника возлагается на другого сотрудника путем замещения, совместительства или совмещение на время больничного должностей. Совмещение должностей производится в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с согласия сотрудника в течение трудовой смены без освобождения от основной работы. Обязанности по совмещению возлагаются на сотрудника предприятия на основании дополнительного соглашения к трудовому договору.

Совмещение на время больничного: порядок оформления совмещения должностей или профессий

На оформление совмещения работник должен дать письменное согласие. Принуждение сотрудника к исполнению дополнительной  работы в течение трудового дня не производится. С работником оговаривают условия труда, объем дополнительных функций, величину доплаты. Согласованный порядок оформляют дополнительным соглашением к трудовому контракту. Процедура оформляется рядом документов. Читайте также статью: → «Больничный лист в табеле учета рабочего времени: особенности оформления»

Этап оформления

Описание
Согласование условий При согласовании оговариваются условия расширения функций, сумма доплаты, срок
Подача работником заявления Путем обращения работника к работодателю с просьбой предоставить совмещение лицо выражает добровольный порядок исполнения дополнительных работ
Заключение дополнительного соглашения Временное соглашение к трудовому договору не изменяет основные функции обязанностей работника
Издание приказа

Работник должен ознакомиться с приказом руководителя и внести личную подпись

При указании конечной даты совмещения должностей издание приказа об окончании исполнения функций не производится при выходе основного работника в оговоренный соглашением срок.

Необходимость в приказе об окончании дополнительной работы возникает в случаях:

  • Досрочного выхода штатного сотрудника;
  • прекращения совмещения до истечения срока по уведомлению стороны;
  • указания сроком совмещения выход основного работника.

При оплате труда другим работникам фонд заработной платы не увеличивается в связи с выплатами за счет ФСС дней нетрудоспособности (исключая часть дней за счет работодателя).

Подача сотрудником заявления руководителю

Подтверждением добровольного исполнения части функций заболевшего работника является заявление. Документ составляется в произвольной форме с указанием данных, достаточных для составления дополнительного соглашения и приказа:

  • Данные предприятия и заявителя;
  • наименование совмещаемой должности;
  • основание отсутствия основного сотрудника;
  • период или дата начала исполнения дополнительных работ.

Заявление визируется руководителем и является основанием для заключения дополнительного соглашения. Рекомендуем ознакомиться с образцом заявления руководителю.

Издание приказа руководителя о совмещении должностей или профессий

Приказ о совмещении издается на основании дополнительного соглашения, подписанного сторонами. В приказе указывают:

  • Должность отсутствующего сотрудника;
  • перечень дополнительных работ или функций;
  • период исполнения совмещения;
  • размер вознаграждения, выплачиваемого работнику.

Специального приказа соответствующего бланка не предусмотрено, работодатели используют произвольную форму. Приказ утверждается руководителем и подписывается работником. Рекомендуем ознакомиться с образцом приказа на совмещение должностей.

Совмещение обязанностей работника на время отпусков по беременности и родам или уходу за ребенком или престарелым родственником

Лист нетрудоспособности предоставляется не только при заболевании сотрудника, но и при возникновении других причин. При оформлении другого работника необходимо определить временной период совмещения:

  • При отпуске по беременности и родам совмещение оформляется на период нетрудоспособности. Срок отпуска при отсутствии сложных условий составляет 140 дней;
  • при нетрудоспособности, связанной с уходом за ребенком, период бюллетеня зависит от возраста ребенка и тяжести заболевания;
  • в случае необходимости ухода за родителями старше 80 лет лист нетрудоспособности предоставляется на 3 дня с продлением до 7 дней.

При оформлении совмещения обязанностей работника в случае отсутствия информации о дне окончания нетрудоспособности дополнительное соглашение и приказ составляются с формулировкой «до выхода на работу» основного сотрудника. Читайте также статью: → «Больничный лист после увольнения по сокращению штата»

Оплата труда работника, оформленного на совмещение должностей

Сумма вознаграждения, выплачиваемая лицу на время дополнительных функций, определяется по договоренности сторон. Величина оплаты назначается пропорционально вложенного трудового участия. Размер доплаты определяется в фиксированной сумме или в процентном отношении к окладу работника по основной работе. Стандартная величина надбавки определяется в пределах от 30% до 50% оклада.

Пример расчета оплаты труда работника

Сотрудник П. организации ООО «Светотехника» оформил больничный лист на время нетрудоспособности с 17 по 30 марта 2017 года. Оклад работника П. составляет 22 500 рублей. На время отсутствия П. до его выхода часть обязанностей возложена на сотрудника М. с доплатой в размере 30% оклада. Оклад работника М. составляет 28 000 рублей. График – 40-часовая рабочая неделя. В бухгалтерии ООО «Светотехника» произвели расчет:

  1. Определили среднедневной заработок М. в марте: Ср = 28 000 / 22 = 1272,73 рубля;
  2. Рассчитали величину доплаты в день: Сд = 1272,73 х 30% = 381,82 рубля;
  3. Определили общую сумму оплаты: С = 381,82 х 10 = 3818,2 рубля.

Вывод: величина доплаты составила 3818,2 , не превысив размер оклада основного работника за соответствующий период.

Величина оплаты указывается в дополнительном соглашении и приказе. В случае распределения обязанностей между несколькими сотрудниками суммарная величина всех доплат ограничивается размером оклада временно отсутствующего работника без учета надбавок.

Совмещение должностей руководителя и главного бухгалтера

Отсутствие во время болезни сотрудников руководящих должностей требует временного назначения на должность другого лица. Особенность замещения руководителя или главного бухгалтера состоит в ответственности лица за принятые решения или распоряжения. Предприятия имеют возможность выбрать один из способов временного исполнения обязанностей.

Условие оформления

Передача полномочий заместителю Оформление совмещения Временный перевод на руководящую должность
Особенности Заместители обязаны выполнять функции руководителя во время их отсутствия При совмещении обязанностей работник указывает собственные данные при подписании документов, например, «за директора ФИО работник ФИО, назначенный приказом №_ от даты___» Для принятия решения о переводе работника на должность руководителя требуется провести собрание учредителей с последующим внесением изменений в ЕГРЮЛ, при переводе на должность главного бухгалтера в ИФНС предоставляется письмо
Документы для оформления Назначение осуществляется приказом Издается приказ, к договору работника заключается дополнительное соглашение Издаются протокол, приказ, дополнение к договору, вносятся изменения в реестр путем подачи заявления
Размер доплаты Доплата производится в размере разницы окладов Фиксированная сумма или процент к окладу

Оплата равна заработной плате руководителя

В связи с трудоемкостью временного перевода работника на руководящую должность данный вариант применяется редко.

Прием на время болезни работника по срочному договору

Оформление срочного договора на время отсутствия основного работника по болезни имеет ограниченный срок трудоустройства. Особенность срочного договора состоит в необходимости его расторжения по окончании срока действия. Если работодатель не уведомил работника, принятого по срочному договору, о его окончании, трудоустройство принимает постоянный характер.

При срочной форме договора работник обладает всеми социальными гарантиями наряду с основными штатными сотрудниками – правом отпуск, оплаченный период нетрудоспособности. Если срок действия трудового контракта попадает на дни отсутствия, увольнение работника осуществляется и в дни нахождения в отпуске или болезни.

Особенности приема совместителя на время болезни основного работника

Совместительство – труд сотрудника в отдельное от основной работы время. Преимущественно совместительство оформляется на вакантные должности, но законодательство не устанавливает прямого запрета на прием работника на время болезни основного сотрудника. Читайте также статью: → «Порядок оплаты больничного в праздничные дни: расчет, кто выплачивает, проводки»

Трудоустройство на период болезни основного работника осуществляется по самостоятельному договору на ограниченный срок или до выхода лица. По совместительству принимаются работники из числа штатной численности предприятия либо трудоустроенные к другим работодателям. Особенности оформления по совместительству:

  • При трудоустройстве согласовывается график осуществления основных работ и совместительства. Внешние совместители должны предоставить справку о графике основной работы;
  • время работы совместителя не может составлять более половины нормальной трудовой смены;
  • не принимаются по совместительству работники, если по основной и дополнительной работе имеются особые или вредные условия труда.

Трудовая книжка совместителя хранится у работодателя основного трудоустройства. Внешние совместители при приеме на работу должны предоставить копию документа. При желании внести запись в трудовую книжку о совместительстве кадровый орган основного работодателя осуществляет операцию на основании справки с места дополнительного трудоустройства.

Особенности разных условий оформления работников

В ряде случаев достаточно возложить часть работы на другое лицо, но иногда возникает потребность в приеме работника на полноценный рабочий день. Предусмотрены формы приема лиц на должность временно отсутствующего работника.

Условие

Перевод Замещение Совмещение
Категория работника Штатный работник Внешний или штатный работник Штатный работник
Документальное оформление Дополнительное соглашение, приказ руководителя о переводе Дополнительное соглашение либо отдельный срочный договор. В случае наличия условия в основном договоре об требовании замещения должности оформление производится только приказом Дополнительное соглашение к основному договору, приказ
График труда Полный рабочий день Исполнение собственных и замещаемых обязанностей В течение времени исполнения основной должности
Оплата труда Выплачивается оклад по должности Выплачивается оклад по замещаемой должности или доплата в виде разницы По договоренности в пределах суммы по должности отсутствующего работника
Плюсы для работника Сотрудник освобождается от работы по собственной должности Обязанности совмещения

осуществляются по аналогичным основной работе должностям

Работа исполняется в течение трудового дня
Плюсы для работодателя Имеется четко ограниченный перечень функций Работник несет обязательства по должности

Невысокая доплата

Самые распространенные вопросы

Вопрос № 1. Вносится ли информация о совмещении в трудовую книжку работника?

Ответ: Сведения о временных обязанностях сотрудника не указываются в трудовой книжке.

Вопрос № 2. Может ли работник совмещать на время отсутствия другого сотрудника одноименную должность?

Ответ: Трудовой Кодекс в ст. 60.2 прямо указывает на возможность временного совмещения одноименной или иной должности.

Вопрос № 3. Необходимо ли заключать договор о материальной ответственности, если по совмещаемой должности требуется работать с денежными или товарными ценностями.

Ответ: С работниками, в чьи обязанности входит исполнение работ с материальными ценностями, заключаются соответствующие договоры ответственности.

Вопрос № 4. Ограничивается ли период совмещения обязанностей?

Ответ: Период ограничивается временем отсутствия работника по болезни. Лицо, совмещающее должность, может прервать его по собственному желанию, предупредив работодателя за 3 дня.

Вопрос № 5. Применяется ли испытательный срок к работникам, совмещающим обязанности?

Ответ: Испытательный срок работнику не устанавливается при оформлении совмещения обязанностей.