Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

Риск-ориентированный подход применяется в целях оптимального использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В данной статье будут представлены ответы на вопросы, касающиеся риск-ориентированного подхода при проведении трудовых проверок.

Какие трудовые проверки существуют?

В соответствии со ст. 353 ТК РФ обязанностью федеральной инспекции труда является осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

На основании ст. 360 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется государственными инспекторами труда путём проведения проверок:

  • плановых;
  • внеплановых.

Проверки проводятся на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями) (ст. 10) внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

Повод для проведения внеплановой проверки Комментарий
Истечение срока исполнения предписания Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований
Получение разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности Поступление заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий
Мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий, поступившие от разных информационных источников по контролю о некоторых фактах ·       возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

·       причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

·       нарушение прав потребителей

Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора) Приказ издан в соответствии с:

·       поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

·       требованиями прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям

Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года (ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

Читайте так же статью ⇒ «Как пройти выездную проверку ФСС?»

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ риск-ориентированный подход — метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором предусмотрен выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий:

  • по контролю;
  • по профилактике нарушения обязательных требований.

Выбор определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

На основании Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

Категория Периодичность проведения проверки
Высокого риска Один раз в 2 года
Значительного риска Один раз в 3 года
Среднего риска Не чаще, чем один раз в 5 лет
Умеренного риска Не чаще, чем один раз в 6 лет

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» предусмотрены индивидуальные коэффициенты, которые рассчитываются на основании:

  • данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

На основании коэффициентов определяется категория риска.

Читайте так же статью ⇒ «Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда»

В чьи полномочия входит определение категории риска?

На основании Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197 отнесение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется:

  • решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
  • решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя считается отнесенной к категории низкого риска.

Как определить категорию риска?

Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875
«Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» по запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя федеральная инспекция труда предоставляет ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска, в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса.

На официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков:

  • полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • индивидуальный номер налогоплательщика;
  • место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • указание на категорию риска, дата принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.

Возможность изменения категории риска

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806
«О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определены категории риска и классы (категории) опасности:

Категории риска Классы (категории) опасности
Чрезвычайно высокий риск 1 класс
Высокий риск 2 класс
Значительный риск 3 класс
Средний риск 4 класс
Умеренный риск 5 класс
Низкий риск 6 класс

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе претендовать на   изменение присвоенной ранее их деятельности категории риска. Сделать это можно следующим образом:

Действия для смены категории риска Комментарий
Предоставление заявления в орган государственного контроля (надзора) Заявление содержит следующие сведения:

·      полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

·      основной государственный регистрационный номер;

·      идентификационный номер налогоплательщика;

·      место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);

·      информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;

·      адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

Представление документов К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.
Ответ органа государственного контроля (надзора) По итогам рассмотрения заявления и документов в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимается одно из следующих решений:

·      удовлетворение заявления и изменение категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора);

·      отказ в удовлетворении заявления.

Информирование зявителя Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления:

·      по почтовому адресу, указанному в заявлении;

·      в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора), по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен ими в орган государственного контроля (надзора).

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

Читайте так же статью ⇒ «Как взыскать задолженность по заработной плате?»

Вопросы и ответы

  1. Мы планировали изменить категорию риска, но нам отказали. Правомерно ли это?

Ответ: Орган государственного контроля (надзора) производит расчёты категории риска, на основании которых принимает решение о возможности изменения категории. При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо должно быть информировано о причинах отказа. Внимательно изучите причину отказа – вероятнее всего там Вы найдёте ответ на свой вопрос.

  1. У нас на производстве произошёл смертельный случай, после чего был присвоен высокий риск. Законны ли действия органа государственного контроля?

Ответ: На основании письма Федеральной службы по труду и занятости от 12 апреля 2017 г. № ТЗ/1330-11-2 «Об изменении категории риска организации на более низкую категорию» при наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, повышается до категории высокого риска. На основании данного разъяснения Федеральной службы по труду и занятости действия органа государственного контроля правомерны.

 

Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7(499) 703-47-98

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7(812) 309-13-76

Звонок в один клик