Риск ориентированный подход при налоговых проверках

Автор статьи

Амина С.

7 минут на чтение
2 762 просмотров
Содержание Содержание

С января 2024 года контрольно-надзорная политика в РФ реализуется на основании риск-ориентированного подхода, согласно которому периодичность плановых проверок устанавливается в зависимости от категории риска, присвоенной организации. В статье разберем риск ориентированный подход при налоговых проверках: как ФНС присваивает организациям ту или иную категорию налогового риска, какие критерии при этом использует, как часто налоговики вправе проводить плановые проверки в зависимости от «рискового» показателя предприятия.

Риск ориентированный подход при реализации контрольных мероприятий: суть концепции

Риск-ориентированный подход – это новая государственная концепция, согласно которым контролирующие органы осуществляют мониторинг деятельности предприятий не по «сплошному» принципу, а согласно установленной «рисковой» классификации.

В рамках концепции органы надзора проводят оценку деятельности организации за последние несколько лет, после чего присваивают предприятию ту или иную категории риска.

При оценке деятельности и определении «группы риска» учитываются следующие факты:

  • добросовестность организации в части выполнения требований законодательных норм;
  • наличие взысканий, наложенных в виде штрафов, пеней, предписаний;
  • наличие в штате организации работников, которые ранее были дисквалифицированы за административные правонарушения;
  • наличие жалоб на действия организации как работодателя, поступившие в органы ГИТ от сотрудников.

На основании проведенной проверки контролирующий орган присваивает организации определенную категорию риска, на основании которой определяется периодичность проверок, которые будут проводиться в отношении деятельности такой организации.

Чем выше категория риска, тем чаще контролеры вправе планово проверять организацию.

Читайте также статью ⇒ «Как подготовиться к проверке Ростехнадзора«.

Риск ориентированный подход при налоговых проверках

Риск ориентированный подход при налоговых проверках

Риск ориентированный подход при налоговых проверках

ФНС по праву считается флагманом риск-ориентированного подхода – налоговики ввели для налогоплательщиков критерии рисков еще в середине 2016 года. В течение последующих 2-х лет концепция риск-ориентированного подхода к налоговым проверкам дополнялась и совершенствовалась.

В соответствие с концепцией, ФНС анализирует деятельность налогоплательщика в части исполнения требований налогового законодательства, после чего присваивает организации ту или иную категорию риска. Проверке подлежат документы (декларации, отчетные формы), предоставляемые налогоплательщиком в ФНС в стандартном порядке.

При оценке деятельности налогоплательщика и определении категории риска ФНС учитывает:

  • своевременность и полноту уплаты налогов и сборов;
  • своевременность предоставления налоговых деклараций, отчетных форм;
  • наличие пеней, штрафов, прочих взысканий за нарушение требований налогового законодательства;
  • соблюдение порядка предоставления ответов с объяснениями на письменные требования ФНС;
  • наличие нарушений, отраженных в актах выездных и камеральных проверок;
  • своевременность выполнения предписаний ФНС.

Читайте также статью ⇒ «Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора«.

Частота проверок ФНС при риск-ориентированном подходе

Оценив деятельность организации и присвоив ей определенный класс риска, ФНС устанавливает периодичность плановых проверок, которые могут проводиться в отношении предприятия. Чем выше  установленная категория риска, тем чаще ФНС может планово проверять налогоплательщика.

Частота проведения плановых налоговых проверок при риск-ориентированном подходе представлена в таблице ниже:

№ п/п Категория риска юрлица/ИП Частота налоговых проверок
1 Категория высокого риска Плановые проверки не чаще 1 раза в 3 года
2 Категория среднего риска Плановые проверки не чаще 1 раза в 5 лет
3 Категория низкого риска Плановые проверки не проводятся

Отметим, что риск-ориентированная концепция ФНС действует исключительно в отношении плановых проверок, которые проводятся на основании утвержденного графика. При этом ФНС сохраняет право на внеплановые проверки организации при наличии соответствующих оснований.

Читайте также статью ⇒ «Как подготовиться к налоговой проверке: инструкция для бухгалтера«.

Автоматизированная проверка НДС

Отличительная особенность риск-ориентированного подхода в ФНС – реализация концепции с использованием автоматизированной системы контроля.

Порядок классификации налогоплательщика по категориям риска с помощью автоматизированной системы СУР АСК НДС отражен в Письме ФНС № ЕД-4-15/9933 от 03.06.2016 года. Согласно порядку, система осуществляет автоматическую проверку декларации НДС, предоставленной налогоплательщиком в электронном виде, и на основании проведенного анализа присваивает налогоплательщику определенный критерий риска – высокий (красный цвет), средний (желтый цвет), низкий (зеленый цвет).

Порядок присвоения налогоплательщику категории риска на основании автоматизированной проверки системой СУР АСК НДС представлен в таблице ниже:

№ п/п Категория риска юрлица/ИП Цветовой индикатор Критерии оценки
1 Категория низкого риска Красный цвет
  • налогоплательщик своевременно и в полном объеме уплачивает налоги и сборы;
  • организация своевременно подает налоговую отчетность;
  • компания располагает необходимыми активами
2 Категория среднего риска Желтый цвет
  • организация ведет активную финансово-экономическую деятельность;
  • доля нарушений порядка оплаты налога и предоставления отчетности налогоплательщика составляет на более 10% за отчетный период;
  • на момент проверки у организации отсутствует задолженность по налогам и сборам;
  • компания располагает необходимыми активами для деятельности
3 Категория высокого риска Зеленый цвет
  • за налогоплательщиком числится задолженность по налогам и сборам;
  • организация оплачивает налоги и подает отчетность с нарушением установленного порядка;
  • деятельность компании является не стабильной;
  • организация не обладает ресурсами, необходимыми для полноценной деятельности (основные средства, штат сотрудников, т.п.);
  • за организацией числятся неисполненные требования ФНС;
  • организация имеет признаки юрлица, используемого для получения незаконной экономической выгоды

Проверка документов ФНС при риск-ориентированном подходе

В целях модернизации риск-ориентированной концепции в налоговом секторе ФНС разработала порядок определения объема документов, запрашиваемых для налоговой проверки.

Согласно Письму ФНС № ЕД-4-15/1281 от 26.01.2017 года, ФНС установила объем документов (в процентном соотношении), которые подлежат истребованию при проверке организации в зависимости от присвоенной ей категории риска:

№ п/п Категория риска юрлица/ИП Объем документов, подлежащих истребованию при налоговой проверке
1 Категория высокого риска ФНС вправе истребовать 40% документов при проведении любого из видов проверок
2 Категория среднего риска

ФНС вправе истребовать:

  • 40% документов в случае если по результатам предыдущей налоговой проверки составлен акт о нарушениях;
  • 10% документов при условии, что предыдущая проверка налогоплательщика не выявила нарушений.

Документы не истребуются в случае, если в результате предыдущей налоговой проверки ФНС не выявила нарушений, а налогоплательщиком заявлена одна и та же налоговая льгота в течение 4-х налоговых периодов подряд

3 Категория низкого риска

ФНС вправе истребовать:

  • 40% документов в случае если по результатам предыдущей налоговой проверки составлен акт о нарушениях;
  • 10% документов при условии, что налогоплательщик впервые заявил право на налоговую льготу;
  • 5% документов в случае, если налоговая льгота заявляется впервые, при этом налогоплательщиком предоставлены типовые формы документов.

Документы не истребуются в случае, если в результате предыдущей налоговой проверки ФНС не выявила нарушений, а налогоплательщиком заявлена одна и та же налоговая льгота в течение 5-х налоговых периодов подряд

Таким образом, риск-ориентированный подход ФНС не только оптимизирует порядок проведения плановых проверок, но и значительно упрощает саму процедуру проверки путем уменьшения количества проверяемых документов в зависимости от категории риска, присвоенной налогоплательщику.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи