Регистрация профсоюза, сроки их оформление

Автор статьи

Амина С.

7 минут на чтение
7 411 просмотров
Содержание Содержание

Общественное объединение граждан, созданное по профессиональному признаку, может вести деятельность без образования юридического лица. Основная цель объединения – обеспечение защиты членов сообщества. Регистрация профсоюза обеспечивает возможность совершения значимых действий – приобретения имущества, открытия расчетного счета, заключения договоров от имени союза для исполнения задач. Расскажем обо всех нюансах в нашей статье.

Особенности регистрации профсоюзов

Регистрация общественного объединения проходит в 3 этапа: подача документов на проверку в Минюсте, постановка на государственный учет в ИФНС, получение в Инспекции готовых форм. При подготовке учредительных документов необходимо руководствоваться ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах», далее — № 10-ФЗ. Нюансы регистрации:

  • Обращение в отделение Минюста производится по территориальному признаку.
  • Подача документов в отделение Минюста производится в полном объеме, необходимом для регистрации в ИФНС.
  • По окончании проверки документы не выдаются на руки заявителю.
  • Пересылка документов для дальнейшей регистрации в ИФНС производится без участия заявителя.

Общественное объединение создается в порядке проведения общего собрания членов профсоюза, на котором принимается решение о его создании. С момента принятия решения объединение считается созданным. Учредительное собрание должно насчитывать не менее 3 человек – минимального количества лиц профсоюзной организации. Читайте также статью: → «Порядок, правила и сроки регистрации некоммерческих организаций».

Устав профсоюзного объединения

Наиболее важным на этапе создания документов является утверждение положений Устава. Документ должен учитывать действующее законодательство о профсоюзной деятельности и четко определять назначение профсоюза, права и обязанности членов, порядок реорганизации и расформирования.

При создании документа требуется внести положение о принадлежности к уровню организации. Законодательство предусматривает возможность создания:

  • Первичной организации. Объединение часто создается у одного работодателя – организации либо ИП. Структура позволяет создавать отделения по различным признакам. Действует первичная организация на основании Устава, разработанного самостоятельно или вышестоящего объединения.
  • Организации в виде отделения, созданного по территориальному или отраслевому признаку. Межрегиональное объединение входит в состав общероссийского союза.
  • Общероссийское объединение. Ассоциация включает все организации, расположенные на территории страны. Читайте также статью: → «Особенности регистрации ассоциаций, ведение отчетности и бухучета».

При регистрации первичной организации союз должен принять решение об использовании самостоятельно разработанного Устава или документа вышестоящего органа.

Состав документов для регистрации

В течение месяца после принятия органом решения о создании юридического лица документы представляются в регистрационную службу при Минюсте. Перечень документов

Форма Пояснения
Заявление на регистрацию Подписывается уполномоченным лицом, избранным собранием учредителей
Протоколы учредительного собрания или конференции В документах должны быть отражены сведения о принятом решении об учреждении, выборе ответственного лица, принятия Устава
Устав объединения Документ представляется в 3 экземплярах
Информация об адресе месторасположения Гарантийное письмо о предоставлении помещения. Возможен вариант субаренды помещения у вышестоящего органа
Данные об учредителях В сведениях отражаются данные паспортов и контактных телефонов лиц
Платежный документ об уплате пошлины Сумма взноса составляет 4 000 рублей
Документ о подтверждении права на использование символики или названия предприятия Предоставляется при совпадении названия с уже используемым другим лицом

Выдача готовых форм производится в течение месяца с даты подачи пакета документов.

Отказ в регистрации: основные причины

Регистрация производится в уведомительном порядке. Отказать в регистрации профсоюза после проверки Минюстом ИФНС не имеет права (ст. 8 ФЗ № 10-ФЗ). В процессе ведения деятельности контроль над деятельностью профсоюзов органами ИФНС не осуществляется, несмотря на обязательный порядок представления отчетности.

Приостановить процедуру или отказать в дальнейшей регистрации имеет право Минюст при выявлении нарушений в документах, среди которых встречаются:

  • Подача заявления лицом, права которого не подтверждено документально.
  • Представление документов не в полном объеме.
  • Включение положений в состав учредительных документов, не соответствующих деятельности. Частой ошибкой является указание числа учредителей, не соответствующих требованиям.
  • Допущение неточностей при заполнении заявления, внесения данных в Устав или сведений об учредителях.

В случае обнаружения несоответствия данных или незначительных ошибок проверка в территориальном отделении Минюста может быть приостановлена сроком до 3 месяцев. Заявителю предоставляется возможность доработать и заменить документы.

Способы представления документов

Представление документов для проверки в территориальный орган Минюста лично является наиболее экономным способом регистрации. Отсутствие в месте расположения профсоюза территориального отделения приводит к необходимости поиска других способов представления документов, каждый из которых имеет отличия и порядок оформления.

Кроме подачи документов личным способом законодательство допускает пересылку документов почтой или на электронный адрес регистратора. Сравнение способов подачи документов указаны в таблице:

Особенности Личное представление Почтовым отправлением Электронная пересылка
Необходимость заверения заявления Нотариально Нотариально Нотариусом и ЭЦП
Затраты в дополнение к оплате услуг нотариуса Не требуются Оплата пересылки заказного письма с объявленной ценностью Оплата идентификации с выдачей ЭЦП
Получение расписки о сдаче документов В момент представления после ознакомления с содержанием Высылка производится на следующий после получения пакета документов на адрес, указанный в заявлении На следующий после получения документов день на электронный адрес личного кабинета
Дата приема документов День сдачи День регистрации входящей корреспонденции День получения по электронной почте

Каждый из способов представления документов имеет отрицательные стороны:

  • При личном способе подачи заявитель должен затратить значительное количество времени, особенно при отсутствии в муниципальном образовании отделения Минюста.
  • При отправке документов почтой увеличивается время на обработку документов. Учредители несут дополнительные расходы на оплату корреспонденции.
  • Подача форм по электронной почте требует регистрации ЭЦП, для чего необходимо нести затраты средств и времени.

Личное присутствие может быть представлено учредителем или третьим лицом, права которых подтверждается доверенностью.

Учет деятельности профсоюзов

Бухгалтерский учет профсоюзов имеет особенности, связанные с использованием в деятельности целевых поступлений. Организации имеют самостоятельный баланс и применяют смету для учета доходов и расходов. Документ утверждается на календарный год и может корректироваться на отчетную дату. Операции бухучета профсоюзной деятельности указаны в таблице:

Операции Виды Примечание
Учет целевых доходов Поступление членских взносов, перечислений от организаций Учет ведется в разрезе видов поступлений
Учет иных доходов Поступления от ведения коммерческой деятельности Доходы учитываются отдельно от целевых поступлений и должны быть направлены на уставную деятельность
Учет расходов Средства должны направляться только на реализацию задач профсоюзов Расходы ведутся в рамках видов целевых затрат
Учет имущества Имущество может быть получено в виде целевых поступлений или приобретено на средства лица Учет имущества ведется в разрезе объектов

Некоммерческие предприятия представляют упрощенные формы отчетности балансов формы 1 и 2, отчет о целевом использовании средств. Читайте также статью: → «Особенности бухгалтерского и налогового учета в некоммерческой организации».

Налогообложение профсоюзов, примеры обложения

Аналогично другим видам юридических лиц общественные организации должны исполнять обязанности налогоплательщика. При регистрации необходимо заявить о выборе УСН. Использование организацией общеустановленного режима не требует уведомления ИФНС. Система устанавливается по умолчанию. Не подлежат налогообложению целевые поступления, расходуемые на уставные задачи, и выплаты, полученные лицами за счет средств профсоюзов.

Пример обложения материальной помощи

Работник предприятия П. (член профсоюза) получил материальную помощь от профсоюзного комитета в размере 12 000 рублей на проведение санаторно-курортного лечения. Бухгалтерия предприятия обложила НДФЛ сумму в размере 8 тысяч рублей, определив необлагаемой частью 4 тысячи рублей. Работник обратился за разъяснением в ИФНС и получил письменный ответ, являющийся для бухгалтерии руководством к действию. Инспекция, сославшись на п. 31 ст. 217 НК РФ, указала на неправомочность удержания НДФЛ. Сумма возвращена работнику.

Профсоюзная организация имеет право расходовать средства только на ведение уставной деятельности. Отклонение от правила влечет обложение доходов, затраченных на нецелевую деятельность согласно выбранной системе налогообложения – налогом на прибыль или единым налогом, уплачиваемым при ведении УСН. Доходы, полученные от ведения коммерческой деятельности, облагаются в общем порядке.

Пример нецелевого расходования средств

Профсоюзная организация «Металлургов» определила в Уставе возможность проведения общих собраний в виде мероприятий с фуршетным столом. В нарушение сметы организация оплатила мероприятие в ресторане с заказом меню, в котором был отражен банкетный стол на сумму 28 000 рублей. Вывод: организация использовала средства на нецелевые расходы. В связи с применением УСН с объектом «доходы» (6%) налоговая инспекция взыскала недоимку в размере 1 680 рублей, наложила штраф в размере 20% и пени за период просрочки.

Ответы на актуальные вопросы по профсоюзной деятельности

Вопрос №1. Как устраняется противоречие о необходимости представлять при регистрации юридического лица Устава, тогда как для профсоюзов документ не является обязательным?

Законодательство позволяет использовать первичным организациям учредительные документы вышестоящего органа. Если профсоюзное объединение не использует собственный Устав, основные данные об организации представляет вышестоящий орган. Сведения включают подтверждение о наличии союза, его расположении, исполнительном органе. Регистратору представляют заверенную копию Устава вышестоящей организации.

Вопрос №2. Можно ли использовать курьерскую доставку при подаче документов на регистрацию?

Курьерская доставка как способ подачи документов не допускается законодательством.

Вопрос №3. Кем производится получение готовых форм после регистрации профсоюза?

Получение готовых регистрационных форм вне зависимости от способа подачи производится лично либо по нотариально удостоверенной доверенности, в которой указано право на получение документов конкретной общественной организации.

Вопрос №4. Какая форма доверенности требуется при подаче документов на регистрацию и получении готовых форм?

Право на представление интересов подтверждается доверенностью, удостоверенной нотариусом. Регистратор не принимает в качестве подтверждения прав доверенность, оформленную в простой форме, заверенную организацией.

Вопрос №5. Облагаются ли выплаты за счет профсоюзных средств лицам, являющимся членами семьи участников общественной организации?

Средства, выплачиваемые родственникам членов профсоюзов, облагаются НДФЛ на общих основаниях.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи