Пошаговая инструкция регистрации ЛПХ + книга основы налогообложения на ЕСХН

Личное подсобное хозяйство – это деятельность гражданина и его ближайших родственников, направленная на производство и переработку сельхозпродукции на земельном участке для собственного потребления. При этом излишки могут быть проданы. Данная деятельность не признается предпринимательской, так как регистрация ЛПХ не ставит целью систематическое извлечение прибыли.

ЛПХ может осуществляться либо на участке земли, расположенной в городских границах, либо  за пределами населенного пункта. В первом случае участок называется приусадебным, во втором – полевым.

Ведение гражданами личного хозяйства регулируется Законом №112-ФЗ от 07.07.2003 в ред. от 01.05.2016. Согласно данному закону, на приусадебном участке гражданин вправе не только выращивать и производить с/х продукцию, но и возводить строения жилого, производственного или бытового назначения. На полевом участке, находящемся за границами города, создавать постройки запрещено, такая земля может быть использовано исключительно в сельскохозяйственных целях.

Размер участка для ЛПХ ограничен 0,5 га, местные органы самоуправления вправе увеличить данный показатель не более чем в 5 раз. Гражданин, которому предоставляется земля для ведения подсобного личного хозяйства, должен зарегистрировать право на участок в государственном порядке.

Регистрация ЛПХ гражданином

Регистрация личного приусадебного хозяйства заключается в регистрации прав на участок земли, где данное хозяйство будет осуществляться. Непосредственно ЛПХ регистрировать не требуется. Читайте также статью: → «Какие налоги платит ЛПХ после регистрации?».

До введения в действие земельного кодекса регистрация права собственности на землю, полученную для ведения ЛПХ, производится на основании одного из представленных ниже документов:

  • Свидетельства о праве на участок, полученном от органа госвласти или местного самоуправления;
  • Акта о предоставлении земли гражданину;
  • Выписка из подхозяйственной книги, полученная от местного органа власти;
  • Другая бумага, свидетельствующая о праве на землю.

После введения ЗК РФ регистрация ЛПХ проводится при наличии:

  • Договора, согласно которому получена земля (дарение, купля-продажа);
  • Акта о предоставлении земли, полученном от местных или государственных органов власти.

Способ получения земли для ЛПХ

Гражданин может получить землю от другого гражданина по гражданско-правовому договору или от органов власти без оплаты или за плату на постоянный или временный временной период.

Земля может быть получена гражданином:

  • За плату в постоянное пользование;
  • В аренду на ограниченный срок — период аренды приусадебного участка не может превышать 20-ти лет;
  • В безвозмездное пользование – срок сделки не может превышать 6-ти лет.

При приобретении за плату земли, включенной в муниципальную или государственную собственность, для осуществления личного хозяйства цена на участок определяется органом власти самостоятельно. При получении от государства участка в аренду для ЛПХ размер арендной платы также определяется самим органом госвласти.

Участок можно получить от государства безвозмездно при выполнении таких условий:

  • Если раньше земля получена по договору безвозмездного пользования и на протяжении пяти лет использовалась по назначению;
  • Гражданин имеет многодетную семью – три и более детей;
  • Другие случаи, определенные законодательством.
Скачать бесплатную книгу  от online-buhuchet.ru «Основы налогообложения на ЕСХН»
Налогообложение на ЕСХН
Содержание:

1. Ведение учетной политики ЕСХН на предприятии
2. Ведение книги доходов и расходов при ЕСХН для ИП и организации
3. Условия применения ЕСХН + инфографика, расчет
4. Пошаговая инструкция регистрации ЛПХ
5. Налогообложение КФХ: сравнение режимов ОСНО, УСН, ЕСХН
6. Как перейти на ЕСХН с общего режима и УСН? Инфографика
7. Как зарегистрировать КФХ: пошаговая инструкции
8. Применение ЕСХН для КФХ: инфографика, пример расчета, сроки уплаты

Пошаговая процедура регистрации ЛПХ

Процедура предоставления земли гражданину органом власти и оформление прав на участок для ведения личного хозяйства состоит из таких шагов:

  1. Составление схемы нахождения участка, его расположения, определение границ и размеров – этот шаг должен быть выполнен, если участок до момента предоставления гражданину не образован;
  2. Оформление получателем земли заявления о предварительном согласовании предоставления земли – данный шаг также следует пройти, участок не образован до настоящего момента;
  3. Принятие органов власти решения о предварительном согласовании предоставления участка;
  4. Организация и проведение работ кадастрового типа по созданию и выделению нового участка;
  5. Постановка земли на кадастровый учет;
  6. Оформление получателем земли заявления о предоставлении земли участка для ЛПХ;
  7. Составление и подписание договорного соглашения между владельцем земли и гражданином-получателем (о купле-продаже, аренде, безвозмездном пользовании).

Если участок приобретается для ЛПХ у другого владельца, то процедура регистрации сводится к сбору установленного комплекта документов для оформления прав на землю.

В список документов включается:

    • Паспорт кадастрового типа на землю;
    • Договор, заключенный с бывшим владельцем земли;
    • Правоустанавливающая бумага, согласно которой имеется право владения участком;
    • Заявление о госрегистрации права;
    • Квитанция, полученная в подтверждение уплаты пошлины.

Важно, чтобы в правоустанавливающих документах был указан вид использования участка. Формулировка может быть такой – для ведения личного подсобного хозяйства.

Закон о дачной амнистии

30-го июня 2006г принят Закон, получивший название «о дачной амнистии», №93-ФЗ, согласно которому, получатели ЗУ для ЛПХ вправе оформить права на него в порядке госрегистрации в упрощенном виде, если земля получена до 30-го октября 2001 г. Читайте также статью: → «Налог на дачный участок: особенности исчисления».

Процедура регистрации будет сводиться к подаче такого комплекта документации:

  1. Заявление о госрегистрации права по типовой форме, содержащейся в 1-м приложении к приказу Минэкономразвития России №722 от 29.11.2013;
  2. Бумага, указываются на тип права на землю (акт, выданный органом госвласти или органом местного управления, о предоставлении надела, выписка из похозяйственной книги, полученная от местных органов власти).

Документация подается в орган, в ведении которого находится оформление прав на недвижимое имущество – Росреестр, который зарегистрирует заявленный участок на гражданина. Процедура госрегистрации будет проведена независимо от типа права, на основании которого получена или предоставлена земля.

Если из документа, приложенного к заявлению, невозможно однозначно установить вид права, то земля все равно будет зарегистрирована на заявителя.

Право на постройки, возведенные на земельном наделе, предназначенном для ЛПХ (например, приусадебный жилой дом), оформляется в том же сокращенном виде, что и право на саму землю.

Для госрегистрации прав на постройки, нужно подать в Росреестр:

  • Заявление по форме, идентичной тому бланку, что подается для фиксации прав на участок;
  • Правоустанавливающая бумага на землю, где построен недвижимый объект.

С 1.03.2018г. потребуется дополнительно разрешающая бумага на строительные работы (по строящимся объектам) или на ввод возведенного объекта в эксплуатацию.

Способы передачи бумаг для регистрации в Росреестр:

  1. Самостоятельное посещение отделения Росреестра;
  2. Отправка документов с представителем – на доверенное лицо выписывается доверенность с заверением у нотариуса;
  3. Почтой;
  4. Через МФЦ (многофункциональный центр);
  5. Электронно через Интернет.

Сроки действия амнистии не ограничены для садоводов и дачников.

Пример заявления о регистрации прав на землю для ЛПХ

Бланк заявление носит типовой формат, подать в Росреестр его можно в электронном или бумажном варианте.

Заполнение производится русскими буквами. При бумажной форме используются листы формата А4, если одного листа недостаточно для отражения всех необходимых сведений, оформляются дополнительные.

В этом случае страницы нужно пронумеровать, также на каждом листе заявления ставится общее число страниц.

В заявлении можно указать сведения о нескольких недвижимых объектах при неразрывной их связи, если их эксплуатация должна осуществляться одновременно, например, участок земли и приусадебный дом, на нем расположенный.

Особенности заполнения отдельных строк заявления:

Номер или наименование поля Заполняемые сведения
1 Название территориального отделения органа, куда предоставляются бумаги для госрегистрации прав. Наименование прописывается в винительном падеже после предлога «в».
2 Заполняет специалист, принявший заявление.
3.1 Напротив объекта, для которого проводится регистрация, делается отметка.

Если для объекта установлен кадастровый номер, то он указывается.

Также заполняется адрес нахождения земли и площадь.

3.2 Отмечается тип права, которое нужно зафиксировать в госреестре.
4 Информация о правообладателе.
5 Выбирается вид передачи заявления в Росреестр.
6 Выбирается один из способов получения документов о госрегистрации права.
7 Заполняется, если заявление подается лично или почтой.
8 Указывается вид документа, который будет выдан заявителю о зарегистрированном в государственном порядке праве на участок. Доступен для выбора также вариант « не выдавать».
9 Сведения о заявителе – лице, на которое регистрируется земля, или его представителе.
10 Информация о прикладываемой к заявлению документации, в числе которой бумаги, устанавливающие права на земельные наделы, акт или свидетельство о предоставлении земли, доверенность при подаче через представителя.
11 Дополнительная информация.
14 Если здесь ставится отметка, то заявитель соглашается с возможной телефонной проверкой качества оказанных услуг.
15 Подпись заявителя. Может стоять несколько подписей, если землей владеет несколько лиц в порядке общей совместной собственности.
16 Нотариальное удостоверение подписей в необходимых ситуациях.
17 Заполняется специалистом, принявшим заявление – делаются дополнительные отметки.