Особенности регистрации ассоциаций, ведение отчетности и бухучета

Ассоциация выступает одной из форм добровольного объединения предприятий и организаций. В статье расскажем, как происходит регистрация ассоциации, каковы причины возможного отказа, особенности ведения учета, отчетности, налогообложения.

Пошаговая инструкция регистрации

Ассоциации создаются для того, чтобы координировать деятельность по представлению и защите совместных имущественных выгод. Происходит централизация управленческих и производственных функций, но самостоятельность и независимость входящих в ассоциацию субъектов сохраняется. Процесс регистрации состоит из нескольких этапов (шагов), суть и содержание которых описаны в таблице.

ПроцедураЧто включаетПояснение
Шаг 1. Сбор и подготовка данныхВыбор названияУказывает на организационно-правовую форму и отражает, какая работа будет осуществляться
Юридический адресНаселенный пункт, улица, номер здания, где находится организация. Он указывается в реквизитах ассоциации
Определение учредителей
Определение источников финансированияФинансирование может состоять из:

  • взносов вступительных, членских, добровольных;
  • пожертвований;
  • доходов, которые приносят мероприятия, организованные ассоциацией;
  • доходов от предпринимательской деятельности, при условии, что она выполняет намеченные при создании ассоциации цели
Решение вопроса с органами управленияОбщее собрание (наивысший управленческий орган).

Совет – работает между собраниями. Возглавляет его председатель.

Исполнительный директор – руководит текущей деятельностью

Определение целей и видов функционированияПредусматриваются в учредительных документах.

Определенная деятельность возможна только при наличии лицензий

Шаг 2. Формирование пакета документовИх перечень описан отдельно
Шаг 3. Оплата государственной пошлиныНеобходимость оплаты предусмотрена в налоговом законодательствеРазмер пошлины составляет 4000 рублей
Шаг 4. Подача пакета документов в Управление МинюстаДокументы оставляются под расписку.

Рассматриваются Минюстом, налоговыми органами 30 дней

Шаг 5. Возвращение пакета обработанных документовПакет можно получить, предъявив расписку, ранее выданную

Документы подаются в течение трех месяцев с того дня, когда было принято решение о создании ассоциации.

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Перечень обязательных документов

В органы Министерства юстиции представляются такие документы:

  1. Заявление по установленной форме в двух экземплярах. Его необходимо обязательно заверить в нотариальной конторе. Подать заявление вправе один из учредителей ассоциации.
  2. Оригинал устава (три экземпляра). Заявителю нужно поставить подпись на каждой страничке устава, (на титульном листе – нет). Читайте также статью: → “Учет уставного капитала организации. Учет расчетов с учредителями. Счет 80, 75».
  3. Протокол общего собрания учредителей (два образца).
  4. Подробный перечень руководителей и информация о них.
  5. Документы, подтверждающие юридический адрес ассоциации.

Они могут состоять из:

  • гарантийного письма, представленного собственником недвижимости;
  • копии свидетельства о том, что у ассоциации есть право собственности;
  • договора на аренду помещения, расположенного по указанному адресу.

Квитанцию об уплате государственной пошлины следует обязательно подать вместе с остальными документами.

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Необходимые действия после регистрации

После успешной регистрации и получения соответствующего свидетельства, необходимо проделать еще ряд действий, без которых работа ассоциации будет заблокирована. Они представлены в таблице:

ПроцедураПояснения
Регистрация в Территориальном органе государственной статистикиАссоциация получает уведомление по поводу ОКВЭД (общегосударственного классификатора экономической деятельности)
Выбор банка и открытие счетаПредъявляются документы, примерный перечень которых такой:

  1. Устав.
  2. Свидетельство ОГРН и ИНН.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ.
  4. Уведомление из Росстата.
  5. Приказ о назначении исполнительного директора.
  6. Документы, удостоверяющие юридический адрес
Убедиться, что ассоциация прошла регистрацию в фондах (ПФР и ФСС), уведомить их об открытии счета в банкеАвтоматическая постановка на учет в фонды проводится во время регистрации ассоциации в Минюсте. Об этом факте сообщают письменно.

Ассоциации присваивается номер, который необходимо занести в соответствующую бухгалтерскую программу и прописывать в отчетах

Налоговую инспекцию, ПФР, ФСС необходимо уведомить в течение недели после открытия ассоциацией расчетного счета.

Возможные причины отказа в регистрации ассоциации

В регистрации ассоциации могут отказать. Причины таковы:

  1. При подготовке документов допущены ошибки в заполнении и оформлении. Деньги, уплаченные как госпошлина, не возвращаются.
  2. Осложнения с указанным юридическим адресом. Достоверность информации о заявленном юридическом адресе проверяется всегда. Если собственник недвижимости не подтвердил наличие договорных отношений с ассоциацией, то отказ в регистрации неминуем. В данном случае он поступает от налоговиков. Откажут и тогда, когда по каким-либо причинам пообщаться с собственником не удалось.
  3. Отказ банка открыть счет. Подобная проблема возникает у объединения, когда ее фактическое местонахождение указано неверно. Читайте также статью: → “Как открыть расчетный счет в банке?».

Отказ возможен и при заявлении массового адреса, за которым уже зарегистрирована не одна организация. Банк может:

  • потребовать дополнительные документы, подтверждающие местонахождение ассоциации: договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на него.
  • проверить местонахождение ассоциации, совершив выезд по указанному адресу.

Если устав ассоциации составлен с нарушениями законодательных требований, в лучшем случае документ будет отправлен на доработку, в худшем – поступит отказ в регистрации.

Проблемы могут возникнуть и после успешной регистрации:

  1. Последует отказ в использовании УСНО, когда о таких намерениях заявлено не своевременно.
  2. Ассоциации придется уплатить штраф, если она опоздает с уведомлением в соответствующие фонды и налоговые органы об активации своего расчетного счета.

Способы регистрации ассоциаций

Регистрацию ассоциации можно провести:

  1. Силами участников.
  2. С помощью специальных организаций.

В первом случае плюс один – сэкономленные средства. Нужно будет уплатить только госпошлину и услуги нотариуса. Минус в том, что значительная вероятность отказа, поскольку процесс непростой и требования к документам серьезные. Придется начинать все сначала, в том числе, заново оплачивать госпошлину. Поэтому экономия средств – всего лишь относительная.

Чтобы получить позитивный результат с первого раза, необходимо правильно заполнить все документы и ничего не упустить из необходимого перечня. Это под силу только тем, кто профессионально занимается подобного вида работой.

Поручить процесс регистрации специальной организации означает:

  • избавиться от всех проблем с оформлением документов;
  • через месяц (возможно и раньше) получить необходимые свидетельства. Это означает, что ассоциация успешно прошла регистрацию.

В услугу по регистрации входит изготовление печати, постановка на учет в фондах и статистическом органе, открытие счета в банке. Минус только один – обойдется подобная услуга в несколько десятков тысяч рублей (18000-45000 рублей).

Особенности ассоциации (союза)

Ассоциацию вправе зарегистрировать организации как коммерческие, так и некоммерческие. Их должно быть минимум две. Но участники одного объединения – только коммерческие, либо только некоммерческие предприятия.

  • Срок деятельности организации неограничен, при условии, он не указан в учредительных документах отдельным пунктом.
  • Действующая ассоциация может создать и зарегистрировать свой собственный знак.
  • Кроме обязательных документов могут приниматься и иные. Примером является декларация, в содержании которой четко формулируются задачи и цели, поставленные при создании ассоциации.
  • Ассоциация не наделена правом заниматься предпринимательством. Чтобы его проводить, необходимо учредить хозяйственное общество. Второй вариант – участвовать в его работе.

Особенности налогообложения, учета и отчетности

Ассоциации являются субъектом права, поэтому наряду с остальными отвечают за то, чтобы:

  • в полной мере и своевременно платить налоги;
  • предоставлять правдивую финансовую информацию в налоговые органы.

Особенность ассоциаций состоит в том, что объектом контроля является полнота и правильное использование средств целевого финансирования. Именно они выступают источником, обеспечивающим работу объединений.

Пример №1. В ассоциацию поступили наличные в счет целевого финансирования. Их сумма составила 150 тыс. рублей. Бухгалтер должен отразить операцию такими проводками:

Корреспонденция счетовСумма, руб.
ДебетКредит
7686150000
5076150000

Ассоциации ведут раздельный учет использования средств целевого назначения. Составляется финансовый план, в котором определяются статьи доходов и расходов. Все стороны бухгалтерского и налогового учета отражаются в приказе об учетной политике.

Нормы НК обязывают ассоциации вести раздельный учет полученных средств и расходов, если они произведены по разным видам деятельности.

Налог на прибыль в ассоциациях

Налогом на прибыль не облагаются:

  • взносы: вступительные, членские, целевые;
  • вносимые пожертвования;
  • имущество, если оно завещано;
  • суммы, поступившие из госбюджета, выделенные на благотворительность;
  • деньги и любое имущество, полученное для осуществления благотворительной деятельности.

Сумма целевых средств, направленная на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью, в состав доходов не включается. Однако когда подобные поступления используются не по назначению, они входят в сумму, облагаемую налогом на прибыль. В данном случае целевые средства превращаются во внереализационные доходы.

Особенности расчета и оплаты НДС

Ассоциации не освобождаются от НДС. Поэтому, если даже налогом облагать нечего, они должны предъявлять декларацию один раз в квартал. Целевые средства объектом налогообложения не являются.

Пример №2. Частное лицо сделало добровольное пожертвование в сумме 150 000 рублей. Человек передал деньги для того, чтобы помочь людям, получившим серьезные повреждения во время стихийного бедствия.

Организация закупила медицинские препараты и распределила их между пострадавшими. Расходы, которые осуществила ассоциация, считаются целевыми и не облагаются налогом. В бухгалтерском учете операции будут проведены так:

Корреспонденция счетовСумма, тыс. руб.Содержание операции
ДебетКредит
5186150Поступило добровольное пожертвование
6051150Оплата закупленных медицинских препаратов
4160150Учтены купленные товары
7641150Материальные ценности отправлены пострадавшим
8676150 000Расходы признаны целевыми

Ассоциации целесообразно перейти на УСНО. У них отсутствует уставный капитал, поэтому такое понятие, как «доля участия», влияющее на выбор системы учета, объединений не касается. Читайте также статью: → “Какие налоги заменяет УСН в 2018?».

Топ 5 вопросов, которые задают чаще всего

Вопрос №1. Ограничивается ли количество участников ассоциации?

Нет, подобного ограничения не предусмотрено.

Вопрос №2. Ассоциация и союз: в чем отличие?

В ГК различия не описаны, и эти два названия применены в виде синонимов. Но практический опыт показывает, что признаками ассоциации выступает организационное, профессиональное или отраслевое единство. Союзы создаются по иным критериям, например, территориальной принадлежности.

Вопрос №3. Вправе ассоциации получать пожертвования?

Да. Такой вид финансирования обычно прописывается в Уставе, если ассоциация создана для того, чтобы осуществлять общеполезную деятельность. Когда объединение образовано для оказания помощи своим членам – пожертвования исключаются.

Вопрос №4. Согласно налоговому законодательству, инвестиционные фонды не могут пользоваться УСНО. Применим ли подобный критерий к ассоциациям, которые осуществляют социальные инвестиции?

Такие ассоциации могут использовать УСНО. Они – не инвестиционные фонды. Последние содержат это словосочетание (инвестиционный фонд) в своем названии и занимаются исключительно инвестированием, которое приносит им реальный доход. Социальные инвестиции также приносят доход, но измеряется он не рублями.

Вопрос №5. Может ли ассоциация перейти на УСНО с наступлением нового года?

Она вправе это сделать, если только ее доходы составили за девять месяцев текущего года не более чем 45 млн. рублей. Регистрация ассоциации – процедура непростая. И хотя она прописана в законодательстве, без определенных знаний и опыта не обойтись.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Бесплатная юридическая консультация

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Adblock detector