Разукрупнение основных средств — отражение в бухгалтерском учете

В некоторых случаях основные средства принимаются к учету как единый инвентарный объект, а позднее выясняется, что отдельные его части могут быть использованы по отдельности, а не исключительно в составе комплекса. В такой ситуации приходится проводить разукрупнение основных средств. В данной статье мы расскажем, как отразить разделение комплекта ОС в бухгалтерском учете, как документально оформить операцию, как сформировать стоимость образовавшихся объектов ОС.

Разукрупнение основных средств в бухгалтерском учете

Чтобы понять, как провести процедуру разукрупнения (разделения) основных средств на два инвентарных объекта, необходимо разобраться:

  • Как отразить разукрупнение ОС на счетах бухгалтерского учета.
  • Как оформить операцию по разделению объекта ОС документально.
  • Как сформировать стоимость образовавшихся инвентарных объектов РС для бухгалтерского учета.

Как отразить разукрупнение основных средств на счетах бухгалтерского учета

Важно! Поскольку понятия «разукрупнение» не наблюдается ни в Налоговом кодексе, ни в Правилах бухгалтерского учета, не существует и установленного законом порядка проведения процедуры разукрупнения ОС.

Разукрупнение ОС предполагает, что принятый ранее к учету (до начала эксплуатации) объект состоит из нескольких частей, сравнимых по срокам полезного использования, и его в настоящее время необходимо разделить на эти части из соображений производственной необходимости. Ведь если бы составные части объекта существенно различались по срокам полезного использования, их изначально необходимо было бы принять к бухгалтерскому учету в отдельности.

До разукрупнения объект ОС был у предприятия в эксплуатации, значит, необходимости в установлении комплектности и сроков полезного использования после разделения его на части не возникает. Поскольку процедуры (как и оснований для ее проведения) законом не установлено, можно обосновать необходимость в разукрупнении ОС только изначально ошибочно идентифицированным объектом (ошибка должна быть отражена по всем правилам, перечисленным в ПБУ 22/2010). Необходимо помнить, что в следующих случаях нельзя говорить об разукрупнении ОС:

  1. Если произошло выбытие части объекта ОС, включая его частичную продажу или ликвидацию (при частичной ликвидации ни метод начисления амортизации, ни срок полезного использования не изменятся).
  2. Если имела место модернизация (или реконструкция) объекта ОС, в результате чего были изменены технические характеристики инвентарного объекта, был сокращен или продлен срок его полезного использования в результате усовершенствования или достройки объекта.

Важно! Если из одного объекта основных средств было выделено несколько независимых инвентарных объектов (произошло разукрупнение), это не означает, что ОС выбыл.

Чтобы грамотно отразить в счетах бухгалтерского учета процедуру разукрупнения ОС, необходимо перенести часть стоимости объекта, которая приходится на образовавшийся в итоге разукрупнения «инвентарный объект», с КРЕДИТА сч. 01 «ОС / Аналитический признак» в ДЕБЕТ сч. 10 «Материалы» или на новый аналитический признак сч. 01.

О том, как исправить ошибку в бухгалтерском учете, читайте в следующей статье ⇒ «Типовые ошибки в бухгалтерском учете и их исправление».

Как оформить разукрупнение основных средств документально

Важно! Лучше всего внутри фирмы разработать собственные формы локальных нормативных актов, которые будут применены при разукрупнении основных средств, и закрепить их.

Если принято решение по самостоятельной разработке нормативных документов для случая разукрупнения ОС, комплект бумаг может включать в себя:

Характер документации

Перечень документов, описание
Документы предварительного характера
  1. Документы, содержащие в себе достаточные основания для проведения процедуры, а также подтверждающие техническую возможность ее осуществления.
  2. Документы, в которых были бы перечислены организационные моменты, сопровождающие процедуру.
  3. Документы, в которых были бы перечислены затраты на проведение процедуры.

Документы распорядительного характера

Распоряжения уполномоченных лиц о запуске процедуры разукрупнения.
Документы, фиксирующие факт проведения разукрупнения ОС
  1. Для выделенных в итоге разукрупнения «инвентарных объектов» — акт приемки-передачи объекта ОС (не для построек), акт приемки-передачи групп объектов ОС (не для построек), приходный ордер, акт о приемке материалов.
  2. Если номер первоначально имевшегося «цельного» объекта был сохранен за одним из образовавшихся в итоге разукрупнения объектов, сведения о разделении вносятся в акт приемки-передачи объекта ОС, а также в инвентарную карточку.

Как сформировать стоимость новых инвентарных объектов после разукрупнения основных средств

Важно! Сумма амортизации, имеющая отношение к объектам, выделившимся в результате разукрупнения объекта основного средства, должна быть учтена бухгалтером на счете 02 «Амортизация ОС», но в разрезе новых инвентарных объектов.

Существует 2 способа постановки на учет «инвентарных объектов», которые образовались в результате разукрупнения основного средства, представлявшего ранее единое целое:

  1. Ретроспективный способ (новые объекты будут поставлены на учет только в рамках первоначальной стоимости изначально учтенного «цельного» ОС).
  2. Перспективный способ (новые образовавшиеся в итоге разделения объекты принимаются.к учету в рамках остаточной стоимости «цельного» объекта ОС, который будет разделен на части).

Установить ценность новых, выделившихся в итоге разукрупнения, объектов можно на основании доли этих объектов в общей стоимости «цельного» объекта ОС до разделения его на части. Стоимость «цельного» ОС может быть определена ЛЮБЫМ из вариантов, перечисленных ниже:

  1. Экспертным путем (бухгалтер определяет, какой от «цельного» объекта отделяется процент — к примеру, новый «инвентарный объект» составил 30% первоначального ОС).
  2. По заключению экспертов, содержащему разъяснения по поводу распределения стоимости.
  3. Пропорционально массе выделенного нового объекта в общей массе первоначально принятого к учету ОС.
  4. Пропорционально нынешней рыночной стоимости составляющих данного основного средства (запчастей, оснастки).

Экспертное мнение к вопросу о том, как установить срок полезного использования новых объектов, появившихся в ходе разукрупнения ОС, и суммы начисленной амортизации

Эксперты Федеральной налоговой службы обращают внимание бухгалтеров на следующие особенности, связанные с определением суммы начисленной амортизации и сроков полезного действия для объектов, выделившихся в результате разукрупнения основного средства:

1. Срок полезного использования определяется для каждого из образовавшихся объектов в отдельности:

  • при ретроспективном методе его начинают учитывать с даты первоначального учета «цельного» объекта ОС, в последствии разделенного на части.
  • при перспективном методе отсчет ведется с даты отражения в документах факта разделения ОС на части.

2. Сумма накопленной амортизации на дату оформления разделения ОС:

  • при ретроспективном пересчете будет соответствовать новому сроку полезного использования частей ОС, образовавшихся после разукрупнения (в то же самое время проводится корректировка нераспределенной прибыли);
  • при перспективном пересчете сумма амортизации должна быть определена по каждой выделившийся части ОС в отдельности, пропорционально их долям в остаточной стоимости «цельного» объекта ОС.

3. Если выделившиеся в результате разукрупнения «инвентарные объекты» рассматриваются как номенклатурные единицы ТМЦ:

  • при ретроспективном пересчете выделенная сумма амортизации должна быть отнесена на повышение стоимости этого объекта учета (если он еще не эксплуатируется) или должна учитываться как составляющая расчета суммы, которая будет списана на основании новой стоимости выделенного объекта ТМЦ (если уже эксплуатируется);
  • при перспективном перерасчете полученная номенклатурная единица будет отнесена в состав запасов (если еще не эксплуатируется) или будет списана (если уже эксплуатируется) на основании остаточной стоимости нового объекта учета.

Читайте также статью ⇒ «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности (ПБУ 22/2010)».

Законодательное регулирование

ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ

О реквизитах в первичных учетных документах, фиксирующих факт хозяйственной деятельности

п. 6 ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н)

О том, что основное средство может быть применено для выполнения некоторых самостоятельных функций

п. 6 ПБУ 1/2008 (утв. Приказом Минфина от 16.10.2008 № 106н)

О принципе приоритета экономического содержания фактов хоз. деятельности над их правовой основной

Типичные ошибки

Ошибка: Была проведена частичная ликвидация объекта основного средства с целью его дооборудования. Бухгалтер оформил процедуру как разукрупнение ОС и оставил прежними сроки полезного использования и способ начисления амортизации по объекту.

Комментарий: Частичная ликвидация инвентарного объекта не относится к процедуре разукрупнения основного средства. Действительно, при ликвидации части объекта ОС сроки полезного использования и метод начисления амортизации не меняются, но из данного правила имеются исключения. В частности, такой порядок не применим к случаям дооборудования, модернизации, реконструкции, технического перевооружения (поскольку в итоге были улучшены нормативные показатели работы ОС, принятые первоначально).

Ошибка: Бухгалтер отразил в счетах учета разукрупнение основных средств как выбытие ОС из оборота предприятия.

Комментарий: Списание основных средств допускается в том случае, если инвентарных объект не способен более приносить доход предприятию. При разукрупнении составляющие части объекта ОС остаются востребованными в функционировании фирмы, а значит, оснований для списания их стоимости нет.

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Ответы на распространенные вопросы о том, как проводится разукрупнение основных средств

Вопрос №1: Бухгалтер нашей фирмы выполнил разукрупнение основных средств, а именно разделил подсобный цех на 2 инвентарных объекта. Дело в том, что нам понадобилось использовать второй этаж для другого вида деятельности. Могут ли возникнуть претензии со стороны налоговых органов?

Ответ: В тексте п. 6 ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н) сказано о том, что основное средство может быть применено для выполнения некоторых самостоятельных функций (работы). В вашем случае разукрупнение ОС отвечает принципу приоритета экономического содержания фактов хоз. деятельности над их правовой основной — об этом говорится в п. 6 ПБУ 1/2008 (утв. Приказом Минфина от 16.10.2008 № 106н). Для проведения разукрупнения достаточно профессионального суждения бухгалтера. Однако, важно, чтобы подобный способ учета был закреплен в учетной политике фирмы.

Вопрос №2: Какие документы могут обосновать необходимость проведения разукрупнения ОС и техническую возможность проведения операции?

Ответ: Это могут быть акты технического освидетельствования, заключение комиссии, заключение профильных служб, рекомендации по установлению доли выделенных «инвентарных объектов» и т.д.

Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 703-47-98

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7(812) 309-13-76

Звонок в один клик