Как избежать приостановки по требованию

Автор статьи

Амина С.

9 минут на чтение
1 277 просмотров
Содержание Содержание

В случае, если представители налоговых органов истребуют документы, а налогоплательщик медлит с исполнением требований, последует наложение штрафа или приостановка по требованию ФНС движения средств по банковским счетам. Но в данном вопросе существует множество моментов, о которых забывают бухгалтера — давайте о них поговорим.

Передать в ФНС истребованных в ходе проведения выездной проверки документов в случае приостановки проверки

Была назначена выездная проверка компании, в ходе выполнения которой сотрудники налоговой инспекции истребовали у налогоплательщика определенные документы. Спустя пару дней после того, как фирма получила требование о предоставлении бумаг, проверка была приостановлена. Срок, обозначенный для передачи документов в ФНС, истек, пока проверка находилась в стадии приостановления.

Позиция налогоплательщика: начальство фирмы полагало, что в случае приостановления проверки документы не обязательно передавать в налоговую службу в течение указанного в требовании срока, и что срок исполнения требования «замораживается» на время приостановки проверки, а потому бумаги пришли в ФНС после того, как проверка была возобновлена.

Позиция налоговой службы: Приостановление выездной проверки никак не влияет на обязанность налогоплательщика предоставить требуемые документы в течение указанного срока. Так как бумаги пришли от налогоплательщика с опозданием, на основании п. 1 ст. 126 НК РФ он был привлечен к ответственности.

Решение суда: Суд вынес решение, согласно которому ФНС правомерно применила меру наказания к налогоплательщику. Суд ориентировался на Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57. Согласно указаниям п. 26 упомянутого Постановления, фирма обязана передать запрошенные ФНС документы, даже в случае приостановления проверки. А бумаги были переданы с нарушением срока. См. Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2024 № А10-3056/2014.

В каких случаях налоговая служба может истребовать документы

Налоговые органы в целях проведения налогового мониторинга имеют возможность запрашивать документы, касающиеся деятельности налогоплательщика в 3 случаях:

  1. В рамках проведения выездных и камеральных проверок.
  2. При проведении «встречной» проверки.
  3. При сборе сведений о конкретной сделке.

Согласно ст. 93 НК РФ, налоговая инспекция имеет право на истребование документов у налогоплательщика в период проведения выездных и камеральных проверок. В рамках выездной проверки запрашивать разрешается абсолютно любые документы, которые имеют отношение к расчету и уплате в бюджет налогов. Единственное условие, установленное пунктом 12 ст. 89 НК РФ — документы должны относиться только к проверяемому периоду и проверяемому налогу. Во время проведения камеральной проверки закон позволяет требовать от налогоплательщика только документы, перечисленные в ст. 88 НК РФ, а именно:

  • счета-фактуры, первичные учетные документы и любые другие бумаги в случае, если были выявлены противоречия между сведениями, отраженными в налоговой декларации по НДС и в отчетности контрагентов, или в декларации по НДС и в журнале учета полученных/выставленных счетов-фактур, или же в полях одной и той же декларации по НДС;
  • документы, свидетельствующие о наличии права на применение льгот;
  • документы, подтверждающие обоснованность применения пониженных тарифов и отражения необлагаемых сумм (при подаче расчета по страховым взносам);
  • документы, свидетельствующие об изменениях первоначальных данных, а также регистры налогового учета с отраженными в них показателями до и после корректировок (при подаче «уточненки» через 2 года после истечения срока подачи отчетности, в случае, если в уточненной декларации заявлено уменьшение налога к уплате или же увеличение убытка по сравнению с показателями первичной декларации);
  • документы, свидетельствующие о наличии права на вычеты НДС (при подаче декларации с заявкой на возмещение).

Кроме этого, в некоторых случаях налоговая инспекция может истребовать и дополнительные документы, проводя камеральную проверку:

  • при оказании зарубежной фирмой услуг на территории России;
  • при осуществлении проверки деклараций, которые были поданы участником простого товарищества;
  • при предъявлении вычетов по акцизам и др.

Если проводится «встречная» проверка, ФНС имеет право получить в свое распоряжение любые документы — перечень бумаг остается открытым. Документы могут быть истребованы на у проверяемого налогоплательщика, а у его контрагентов, в том числе 2-ого, 3-его и поселяющих звеньев, а также у лиц, обладающих какими-либо ценными сведениями.

Сотрудники ФНС могут потребовать предоставления им документов и в случае, когда идет сбор сведений о конкретной сделке. Происходит истребование следующим образом:

  • представитель налоговой инспекции, проверяющей налогоплательщика или занимающейся сбором данных о сделке, составляет специальное поручение, после чего направляет его в ИФНС, в котором зарегистрировано лицо, обладающее ценной информацией, или контрагент проверяемой фирмы;
  • ИФНС формирует требование о передаче документов или сведений на основании полученного поручения;
  • требование направляется лицу, от которого необходимо получить информацию (ст. 93.1 НК РФ).

Читайте также статью ⇒ «Встречная налоговая проверка«.

Что будет, если не выполнить требования налоговых органов

Для налогоплательщиков, их контрагентов и других лиц предусмотрены различные санкции за отказ от предоставления налоговой службе требуемой информации:

  1. Если налогоплательщик должен отчитываться перед ИФНС в электронной форме, а он не обеспечивает возможности получения о налоговых органов документов в электронном виде, произойдет приостановка по требованию ИФНС движения средств по счетам в банках. Новые счета также не могут быть открыты.
  2. Согласно подп. 1.1 и подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, приостановка по требованию налоговой службы движения денежных средств на счетах налогоплательщика произойдет и в том случае, если он откажется направлять в ФНС квитанцию о получении электронного требования.
  3. За отказ от своевременной передачи истребованных документов будет наложен штраф:
Нарушитель Штраф Основание
Проверяемый налоговой службой налогоплательщик (в случае, если он, по мнению ФНС, располагает запрошенными документами) 200 рублей за каждый непредставленный документ п. 1 ст. 126 НК РФ
Контрагент проверяемого налогоплательщика (если истребованные документы находятся у него в наличии) 10 000 рублей п. 2 ст. 126 НК РФ
Лицо, отказавшееся предоставить сведения о конкретной сделке без каких-либо оснований 5 000 рублей п. 1 ст. 129.1 НК РФ
Налогоплательщиц или контрагент, допустивший повторное нарушение в течение года 20 000 рублей п. 2 ст. 129.1 НК РФ

Получаем требование ФНС (приостановка по требованию — как избежать)

Некоторые налогоплательщики обязаны отчитываться по налогам в электронной форме. К таковым относятся:

  • ООО и ИП со среднесписочной численностью сотрудников более 100 человек;
  • налогоплательщики, уплачивающие НДС;
  • ООО и ИП, выставляющие клиентам счета-фактуры.

Если у налогоплательщика имеется обязанность по сдаче налоговой отчетности в электронной форме, значит, ИФНС будет направлять ему требования в электронном виде на основании указаний п. 4 ст. 31 НК РФ. А потому налогоплательщик обязан обеспечить техническую возможность приема от ФНС электронных сообщений по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Чтобы это сделать, в течение 10 дней с момента возникновения обязанности по сдаче электронных отчетов (п. 5.1 ст. 23 НК РФ) необходимо:

  1. Подписать договор с оператором электронного документооборота.
  2. Получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.

Читайте также статью ⇒ «Как проходит выездная налоговая проверка ИП«.

Исполнение требований (приостановка по требованию — как избежать)

Если налогоплательщик обязан подавать отчеты в налоговую в бумажном виде (или он предпочитает данный способ подачи отчетности), документы необходимо передать в виде копий, заверенных лично налогоплательщиком. Заверять документы у нотариуса в общем случае не требуется (п. 2 ст. 93 НК РФ). Все листы в обязательном порядке нумеруются и прошиваются. Существует 3 способа подачи бумажной отчетности:

  • лично налогоплательщиком в налоговую инспекцию;
  • через представителя;
  • путем отправки в налоговую заказного письма.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ, отправке через интернет подлежат документы, изначально оформленные в электронном виде по утвержденным форматам (к примеру, счета-фактуры), или же скан-образы бумажных документов (в формате, утвержденном Приказом ФНС РФ от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@). Передача документов осуществляется через систему для отправки отчетности по телекоммуникационным каналам посредством оператора электронного документооборота.

Случается так, что ФНС присылает электронное требование о предоставлении документа, который изначально был составлен в электронном виде, но не по установленному формату. Согласно указаниям Письма ФНС РФ от 09.09.2015 № СА-4-7/15871, перед тем, как направить в налоговую такой документ, его нужно распечатать, заверить как обычно и поставить отметку, свидетельствующую о подписании бумаги электронной подписью. Передать можно через интернет или лично.

Как попросить ФНС об отсрочке в предоставлении истребованных документов

В том случае, если налоговые органы запрашивают слишком много документов, и налогоплательщик осознает, что не уложится в срок с их подготовкой к передаче, в ФНС направляется письменное уведомление о невозможности направить документы/сведения в прописанный в требовании срок. Уведомление должно быть оформлено соответствующим образом, форма и электронный формат утверждены Приказом ФНС РФ от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@. Поскольку направить уведомление не сложно, для этого также установлен срок — бумага должна быть передана в течение одного дня, следующего за днем получения требования:

  • лично в отделение налоговой службы;
  • через представителя налогоплательщика;
  • в электронной форме через интернет;
  • по почте (только если налогоплательщик не обязан отчитываться в электронном виде).

Имейте в виду, что ФНС имеет право и отказать в просьбе о продлении срока, отведенного на передачу истребованных документов (единственное, для консолидированных групп налогоплательщиков срок увеличивается не менее чем на 10 дней). К тому же, если налоговые органы согласятся продлить срок, они могут добавить немного времени, так как Налоговый кодекс не ограничивает ведомство в этом вопросе.

Сроки передачи в налоговую службу требуемых документов

Давайте разберемся, сколько времени дается налогоплательщикам для предоставления налоговой службе запрошенных документов:

Ситуация Срок на передачу документов
Запрос документов у налогоплательщика (не консолидированной группы) в ходе проведения проверки (камеральной, выездной) 10 дней со дня получения требования
Запрос документов у контрагента налогоплательщика или сведений по конкретной сделке 5 дней с момента получения требования
Передача квитанции о получении требования Не позднее 6 дней с момента отправки требования инспекцией

Датой получения электронного требования считается день, в течение которого налогоплательщиком был открыт файл с требованиям и направлена квитанция о приеме. А днем получения требования, которое было направлено почтой, признается 6-ой день с момента отправки заказного письма.

Законодательные акты по теме

Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
п. 4 ст. 31 НК РФ О том, какой день признается датой получения бумажного требования о передаче документов в ФНС

Типичные ошибки

Ошибка: Налогоплательщик, получивший электронное требование о предоставлении в ФНС некоторых документов, полагает, что обязан представить бумаги именно в электронной форме.

Комментарий: НК РФ не содержит указаний на счет обязательного предоставления в ФНС документов в электронном виде в случае, когда налогоплательщик получает требование от налоговой в электронной форме.

Ответы на распространенные вопросы на тему «Приостановка по требованию — как избежать»

Вопрос №1: Может ли электронной перепиской с ИФНС заниматься не сам налогоплательщик, а его уполномоченный представитель?

Ответ: Да, такое допускается. Но в такой ситуации в ИФНС дополнительно направляется документ, свидетельствующий о наличии права у уполномоченного представителя на прием документов, адресованных налогоплательщику.

Вопрос №2: Должен ли обеспечивать возможность получения от ИФНС электронных требований через оператора ЭДО налогоплательщик, имеющий право на сдачу налоговой отчетности в бумажном виде?

Ответ: Да, в таком случае обеспечивать возможность электронного документооборота с ИФНС нет необходимости.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи