Пояснения по декларации НДС в налоговую. Образец

Налоговая декларация по НДС, ежеквартально предоставляемая организацией в органы ФНС, подлежит камеральной проверке на наличие ошибок, неточностей, некорректного заполнения данных. Если сотрудник фискальной службы в ходе проверки выявил какие-либо несоответствия, то он имеет право запросить у организации пояснения относительно допущенных ошибок. Сегодня мы расскажем о том, что такое пояснения к декларации НДС, как его составить, в какой срок и каким образом документ нужно подать в ФНС.

Когда ФНС требует пояснения по декларации НДС

Все декларации НДС, которые Вы как налогоплательщик передаете в ФНС, налоговая проверяет на месте своего нахождения. Данная проверка называется камеральной, в ходе данной процедуры налоговики сверяют данные, которые Вы внесли в декларацию, с предоставленными подтверждающими документами (книгами покупок и продаж), прочей отчетностью (например, декларацией по налогу на прибыль). При проведении сравнительного анализа работники фискальной службы нередко обнаруживают несоответствие данных. Именно в таком случае ФНС может направить в Ваш адрес требования о предоставлении пояснений относительно обнаруженных расхождений. Отметим: если Вы получили такое требование, то это не всегда говорит о том, что декларация составлена некорректно или с ошибками. Возможно, обнаруженные расхождения вполне объяснимы, о чем и нужно указать в пояснении.

Пояснение по НДС: процедура оформления, срок отправки, образец

Итак, Вы получили от ФНС требования о пояснении данных, указанных в декларации НДС. Какие Ваши дальнейшие действия в данном случае? Опишем процедуру поэтапно.

Этап 1. Анализируем требование и указанные в нем ошибки.

Внимательно изучите текст требования и ошибки, указанные в нем. Ошибки группируются по кодам:

Код Описание
1 Если требование содержит код «1», то возможно Вами допущены следующие нарушения или неточности:

·         не предоставлена декларация за предыдущий квартал или предоставлена с нулевыми показателями;

·         некорректно указана информация о счете-фактуре, что не позволяет сверить данные с контрагентом;

·         в Вашей декларации указана операция, которой нет в отчетности контрагента.

 

2 Если сотрудник налоговой обнаружил расхождения между данными в книге покупок и книге продаж, требованию будет присвоен код ошибки «2». Такое возможно, к примеру, если Вы приняли к вычету сумму, по авансовому счету-фактуре, который был исчислен ранее.
3 Если сотрудник налоговой обнаружил расхождения между информацией, указанной в журналах выставленных и полученных счетах-фактурах, то требованию будет присвоен код ошибки «3». Например, Вами некорректно указаны данные о посреднических операциях.
4 В прочих случаях ошибке присваивают код «4», после чего в требовании делается ссылка на графу, где обнаружены несоответствие или некорректное заполнение (в скобках).

Далее Вам необходимо проверить ошибку, на которую сослалась ФНС, с фактически указанными данными, счетами-фактурами, суммой налога к вычету и т.п. После этого выясните причину допущенной неточности: действительно ли некорректная информация является нарушением или указанные Вами данные имеют логичное объяснение. Результат проведенного анализа Вы отразите в тексте пояснения.

Этап 2. Составляем пояснение

Законом не предусмотрен бланк, согласно которого Вы можете составить пояснение – документ оформляется в свободной форме, в нем Вы описываете ответ на вопрос налоговиков, указанный в требовании. В зависимости от ситуации возможны два варианта оформления пояснения:

  • если Вами действительно допущена ошибка, то этот факт необходимо указать в пояснении и сослаться на корректные данные;
  • если ошибка в декларации отсутствует, то в пояснении необходимо описать причину внесения данный в документ (например, причину расхождений между Вашими данными и информацией, предоставленной контрагентом).

Практика последних лет показывает, что налоговики в требованиях, как правило, задают вопросы относительно расхождений в сумме начисленного НДС поставщика и размера заявленного Вами вычета. Причин для расхождений может быть несколько:

  • контрагент банально не отразил отгрузку в отчетности;
  • поставщик (исполнитель) выступает посредником.

Последнюю ситуацию рассмотрим подробно. По закону посредник, выставляющий счет-фактуру от своего имени, начислять НДС с реализации не должен, это обязанность комитента. Расхождения в данных могут возникнуть в случае, если Вы приобрели товар по договору комиссии, а комиссионер не предоставил в ФНС данные журнала учета (либо данные поданы некорректно).

Таким образом, если в данной ситуации налоговики задают вопрос относительно расхождений начисленного НДС у поставщика и вычтенного у Вас, Вам необходимо указать в пояснении, что поставщик выступает комиссионером по договору. К пояснению лучше приложить подтверждающий документ. Это может быть письмо от посредника и договор комиссии.

Пример №1.

17.03.2016 АО «МегаТехСтрой» приобрел по договору комиссии у ООО «Факел» партию стройматериалов на сумму 516.704 руб., НДС 78.819 руб. Сумма налога была оформлена к вычету, что отражено «МегаТехСтроем» в декларации за 1 кв. 2016.

12.05.2016 «МегаТехСтрой» получит от ФНС требование пояснить различие в суммах НДС, оформленных ««МегаТехСтроем» к вычету, и начисленных «Факелом».

14.05.2016 «МегаТехСтрой» предоставил налоговикам следующее пояснение:

Руководителю ИФНС России № 14 по г. Москве

С.К.Таранову

от АО «МегаТехСтрой»

ИНН 1485324512, КПП 7735211001

115112, г. Москва, ул. Садовая, д. 14, корп. 3

Тел.: (495) 524-33-45

Исх. № 47/3 от 14.05.2016

 

Пояснения по декларации по НДС за I квартал 2016 года

12.05.2016 АО «МегаТехСтрой» было получено требование о представлении пояснений от 12.05.2016 № 2318 по декларации по НДС за I квартал 2016.

Сообщаем, что каких-либо ошибок в декларации по счету-фактуре № 834/741 от 17.03.2016, выставленному ООО «Факел», допущено не было. Стоимость товаров 516.704 руб., НДС 78.819 руб. и прочие сведения, указанные в декларации, соответствуют данным счета-фактуры от ООО «Факел».

 Все условия, необходимые для вычета НДС АО «МегаТехСтрой» выполнены:

  • товары (стройматериалы) приобретены для налогооблагаемых операций;
  • стройматериалы приняты к учету;
  • все необходимые первичные документы имеются в наличии.

Также сообщаем, что ООО «Факел» является комиссионером по договору поставки № 514-41 от 01.03.16, в связи с чем отгрузка по счету-фактуре № 834/741 от 17.03.2016 не отражена в книге продаж ООО «Факел».

Договор поставки и письмо от ООО «Факел» прилагаются.

Приложение:

  • письмо ООО «Факел» от 13.05.2016 № 48-714;
  • договор поставки № 514-41 от 01.03.2016.

 

И.о. директора  АО «МегаТехСтрой»                               (подпись)                                Ф.Д. Слободенюк

Этап 3. Отправляем документ в ФНС

Существует два формата, в котором Вы можете подготовить пояснение – электронный и бумажный. От выбранной Вами формы документа зависит, каким образом пояснение может быть отправлено в ФНС. Информацию о способах подачи документа на бумажном носителе и в электронной форме смотрите ниже в таблице.

Формат пояснения Описание
Бумажный Бланк пояснения Вы можете передать сотруднику ФНС лично, второй экземпляр с отметкой о принятии сохраните у себя в качестве подтверждения.
Для отправки пояснения Вы можете воспользоваться услугами почты России. Для этого Вам потребуется оформить опись вложений, отправку документа необходимо осуществить письмом с уведомлением о получении. Подтверждением факта получения документа представителем ФНС будет служить корешок уведомления с подписью получателя.
Передать пояснение в налоговую Вы можете через представителя, имеющего соответствующие полномочия согласно доверенности. Представитель может лично подать документ в ФНС (один экземпляр передать специалисту фискальной службы, второй – сохранить у себя в качестве подтверждения факта подачи документа).
Электронный Для того, чтобы отправить пояснение в ФНС посредством услуг спецоператора связи, Вам потребуется:

·         наличие специального программного обеспечения, позволяющего формировать бланки документов и отправлять их в электронном виде;

·         электронный ключ и сертификат цифровой подписи, с помощью которых осуществляется подпись пояснения ответственными лицами;

·         договор со спецоператором телекоммуникационных услуг, гарантирующий техническое обеспечение процедуры отправки документа.

В случае, если при отправке электронного документа Вами не соблюден необходимы формат, в приемке пояснения будет отказано. Если все оформлено верно, пояснение будет считаться принятым со стороны ФНС.

При подаче пояснений не забывайте о соблюдении сроков – документ должен поступить в ФНС не позднее 5-ти рабочих дней с момента получения Вами требования. В то же время при поступлении требования от ФНС в электронной форме Вы обязаны не позднее шестидневного срока отправить в налоговую ответ в виде квитанции, подтверждающей принятие требования. Квитанцию также необходимо отправить через спецоператора связи. Таким образом, возникает несоответствие сроков подачи квитанции и пояснения: подтверждение факта принятия требования осуществляется позже, чем отправка непосредственно требования. Для исключения возможных претензий и вопросов со стороны ВНФ мы рекомендуем оба документа отравлять в пятидневный срок.

В то же время при нарушении Вами сроков подачи пояснения или в случае, когда ответ не был дан Вами вовсе, ФНС не вправе применять к Вам штрафные санкции или прочие налоговые взыскания – НК не предусматривает в данном случае какой-либо вид ответственности для налогоплательщика. Но при нарушении Вам следует понимать, что налоговики вправе затребовать у Вас все необходимые первичные документы для установления причин выявленных расхождений.

Пояснение или уточненка?

В ситуации, когда после сверки с контрагентом или проверки первичных документов Вами установлено, что ошибка все-таки допущена и в декларацию внесены некорректные данные, возникает вопрос: что необходимо подавать в ФНС – пояснение или уточненку? Все зависит от того, привела ли допущенная Вами ошибка к занижению налоговой базы и, как следствие, уменьшению суммы налога к оплате:

  • если в результате неправильно внесенных данных Вы занизили налоговую базу, то Вам нужно подавать уточненку;
  • в случае, когда в результате ошибки образовалась переплата по налогу или неверная информация никак не повлияла на расчет, Вы можете ограничиться подачей пояснения. Уточненку в данном случае также можно подать, но Вы этого делать не обязаны.

Вопрос – ответ по пояснениям по декларации НДС

Вопрос: 14.08.16 АО «Семафор» получил от ФНС требование о пояснении расхождений данных в х декларации по НДС и показателях, предоставленных контрагентом «Семафора» — ООО «Маркер». По факту полученного требования «Семафор» и «Маркер» произвели сверку расчетов, но расхождений не выявили. Должен ли «Семафор» подавать пояснение в ФНС?

Ответ: Да, «Семафор» должен подать в налоговую пояснение. В тексте документа необходимо указать, что между «Семафором» и «Маркером» произведена сверка, в результате которой расхождения не выявлены. К пояснению нужно приложить акт сверки.

Вопрос: В адрес ООО «Гамлет» поступило требование о пояснениях к декларации НДС. Пояснения необходимо дать относительно расхождений данных «Гамлета» и поставщика АО «Самба». Должен ли «Гамлет» прилагать к пояснению подтверждающие документы (счет-фактура, акт сверки)?

Ответ: Предоставление подтверждающих документов не является обязательством «Гамлета». В то же время их наличие существенно упростит процедуру проверки и подтверждение причин расхождений.

Вопрос: АО «Гарант» подает пояснение по декларации НДС в электронном виде. В каком формате «Гарант» должен оформить документ?

Ответ: В случае передачи пояснения через спецоператора «Гарант» должен подготовить документ в формате XML. Если пояснение будет дано в ином формате, в приеме документа будет отказано.

1441897143_award_star_gold_2Спасибо, что читаете нас!

Подпишитесь на наши новости в facebook, чтобы быть в курсе событий!