Плата за размещение отходов производства и потребления: лимиты, порядок расчета

Одним из видов отрицательного влияния на окружающую среду (НВОС) является размещение в ней отходов производства и потребления. В статье рассматриваются актуальные вопросы расчета платы экологического сбора, некоторые нюансы, регулирование данного вопроса законодательством РФ. В статье рассмотрим какие платежи за размещение отходов производства и потребления, какие ограничения (лимиты) и какой порядок расчета сборов.

Плательщики сбора

Согласно законодательству РФ за размещение отходов взимается плата с организаций и предпринимателей (ИП), если их деятельность влечет образование отходов.Платежи за твердые коммунальные отходы (ТКО) вносят операторы регионов, обращающиеся с ними или их размещающие.

Не платят за размещение фирмы и ИП, работающие только на объектах 4 категории. Критерии причисления к ним можно посмотреть в Постановлении № 1029 от 28.09.15.

С 2016 года только отходообразователи обязаны рассчитывать и вносить плату за размещение своего мусора, полученного в результате их деятельности.

Если организация, обязанная перечислять экологический взнос, передаст право собственности или иное право на образовавшиеся отходы иной компании, от платежей ее это не освобождает.

Регистрироваться в отделении Роспотребнадзора плательщикам не нужно. Уполномоченная организация сделает это самостоятельно. Представителя предприятия могут попросить заполнить заявление для постановки на учет.

Платежная база

Платежная база плательщиками определяется самостоятельно исходя из данных производственного экологического контроля. При ее расчете учитывают:

  • Массу или объем вывезенныхза отчетный интервал отходов;
  • Уровень опасности отходов;
  • Лимиты на размещение и их превышение.

Классы опасности присваиваются отходам в зависимости от их влияния на экологию. Классификация указана в таблице.

Класс опасности Негативное воздействие
I Чрезвычайно высокое
II Высокоопасное
III Умеренно опасное
IV Малоопасное
V Практически неопасное

Данные о рассчитанной платежной базе представляются плательщиками за период отчета. Они указываются в декларации о негативном воздействии на экологическую обстановку.

Лимиты предельно допустимого воздействия на экологию

Отходы должны размещаться в соответствии с лимитами. Установлены они исходя из норм предельно допустимого воздействия (ПДВ) на экологию.

Все плательщики сбора, кроме малых и средних компаний, разрабатывают проектную документацию норм образовывающегося у них мусора и лимитов на его размещение по утвержденным методическим рекомендациям. Указания по их разработке утверждают властные структуры РФ и субъектов (см. → какая плата за загрязнение окружающей среды? Расчет).

Малые и средние предприниматели подают в уполномоченный орган отчетность в порядке уведомления. В ней содержатся данные о том, как образуются, утилизируются, обезвреживаются, размещаются отходы. Порядок представления сведений регламентируется уполномоченной организацией.

Нарушение нормативов и лимитов ведет к ограничению, приостановке или прекращению деятельности субъектов предпринимательства.

В лимиты на размещение не включаются следующие отходы:

  • Рудосодержащие и вскрышные горные породы;
  • Отходы от производства чермета IV, V классов опасности.

Устанавливают лимит для плательщиков уполномоченные организации. Документ действует в течение 5 лет. Организация должна ежегодно подтверждать неизменность процесса производства (выполнения работ) и вид используемых материалов.

При отсутствии у фирмы утвержденных нормативов все отходы считаются безлимитными. Рассчитывая сумму за их размещение,применяют коэффициент повышения 5.

Порядок расчета платежей

Сумма за размещение отходов определяется по их классу опасности. Ее можно рассчитать по формуле:

П (лимит) = С * М * 1,6 * 2,56,

где:

П (лимит) — сумма платежа при размещении мусора  в границах лимита;

С — ставка оплаты за вывоз 1 тонны (1 куб. метра) отходов;

М — масса (объем) отходов к вывозу, тонн (куб.м.);

1,6 — почвенный коэффициент;

2,56 — коэффициент инфляции в 2016 году.

П (сверх) = С * 5 * М * 1,6 * 2,56,

где:

П (сверх) — сумма платежа при размещении  сверх лимита;

5 —коэффициент за сверхлимитное размещение.

Пример #1. Расчет платежа за образование отходов выше нормативов

В крупной фирме ООО «Строймакс» в 1 квартале 2016 в результате строительно-монтажных работ образовались отходы массой 2,8 тонны по классу опасности 4 в границах лимита и 1,1 тонны по классу опасности 3 сверх лимита. За 2015 год платежи за размещение мусора не перечислялись из-за его отсутствия.

Платеж за 1 квартал равен:

2,8 * 635,9 * 1,6 * 2,56 +1,1 * 1272,3  * 1,6 * 2,56 * 5 =  7293,01 + 28662,37 = 35955,38 р.

С начала 2016 года используются новые утвержденные ставки оплаты за размещение мусора (Постановление № 913 от 13.09.16). Их значения приведены в таблице.

Наименование отходов (класс опасности) Ставка за 1 тонну отходов, рублей Коэффициент инфляции
2016 2017 2018 2016
I класс 4452,4 4643,7 4643,7 2,56

 

II класс 1908,2 1990,2 1990,2
III класс 1272,3 1327,0 1327,0
IV класс 635,9 663,2 663,2

V класс опасности, в т. ч.:

Добывающих отраслей 1,0 1,1 1,1
Отраслей переработки 38,4 40,1 40,1
прочие 16,6 17,3 17,3 2,07

Дополнительные понижающие коэффициенты введены Правительством РФ с целью стимулирования плательщиков на снижение пагубного воздействия мусора на экологическую обстановку. Их значения приведены в таблице.

Понижающий коэф-ент Класс опасности Вид отходов
0 V Отраслей добычи, от закладки в горные породы искусственных полостей при рекультивации почвы и земель.
0,3 Собственного производства в границах лимитов, размещенные на частной территории.
0,5 IV, V Перерабатывающей и добывающей отраслей
0,67 III От обезвоживания отходов II класса
0,49 IV От обезвоживания отходов III класса
0,33 IV От обезвоживания отходов II класса

На 2016 год установлен коэффициент экологии почвы для Центрального района РФ — 1,6.

Перечисления за отходы не производят при их вывозе на спецобъекты, установленные законами РФ и препятствующие отрицательному влиянию на экологию.

Из суммы платежа исключаются расходы на процедуры по уменьшению негативного действия отходов на экологию отдельно для каждого класса опасности в пределах начисленных сумм. К ним относятся следующие подтвержденные документами затраты:

  • Внедрение лучших доступных технологий;
  • Строительство, создание проектов, реконструкция сооружений и устройств по переработке отходов;
  • Установка оборудования для использования, транспортировки, обезвреживания отходов.

Если фирма в течение 11 месяцев накапливает отходы для последующей утилизации либо обезвреживания, то плата за их размещение не взимается.

Порядок и сроки оплаты

Платежи за вывоз мусора вносятся по месту фактического нахождения объекта его размещения.

Отчетным периодом является год, а документ нужно подать до 1 марта года, следующего за периодом отчета. Этот срок действует для субъектов малого и среднего бизнеса. Остальные предприниматели обязаны ежеквартально вносить плату(кромеIV квартала). Перечисление следует производить до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Размер квартальной платы равен четверти суммы, перечисленной за предшествующий год.

Пример #2. Расчет платы за размещение мусора

ООО «Жилстрой» является крупной организацией. За 2015 год оно внесло плату за размещение мусора в размере 22 500 рублей. Из них в счет погашения задолженности за 2014 год было уплачено 6 500 рублей, из них 5 000 рублей — по решению суда и 1 500 рублей в добровольном порядке.

За первый квартал 2016 фирма обязана заплатить:

(22 500-6 500)/4 = 4 000 рублей.

Аналогично рассчитываются суммы за остальные кварталы 2016 года. То есть за текущий год сумма платежа рассчитывается только из сумм прошлого года! Перечисления за более ранние периоды в расчет не идут! Все предприятия, зарегистрированные в 2016 году, не перечисляют квартальные авансы. Всю сумму платы они должны перечислить до 1 марта 2017 года!

Декларация по отражению сумм за размещение отходов представляют плательщики до 10 марта следующего за отчетным года.

Переплату можно вернуть по заявлению или оставить в счет будущего периода.

Для перечисления сумм по экологии за мусор применяется КБК: 048 1 12 01040 01 6000 120. В платежке на перечисление средств за размещение отходов следует указывать код ОКТМО той территории, где расположен объект нахождения отходов: полигон, свалка и т. п.

Экономическое стимулирование

Законодательство РФ предусматривает меры стимулирования субъектов предпринимательства, занимающихся обращением с отходами, к ним относятся:

  • Снижение платы за негативное влияние на окружающую среду для фирм, внедряющих технологии для уменьшения количества отходов;
  • Применение ускоренной амортизации основных средств, используемых для размещения отходов.

Для производителей упаковки и продукции, после порчи которой остаются биоразлагаемые отходы, правительство установило следующие виды экономической поддержки:

  • Льготы по налогам;
  • Льготы по экологическому сбору;
  • Льготы по плате за НВОС;
  • Финансовая поддержка от федерального и местного бюджетов.

Штрафные и санкции

Внесение платы (в. т. ч. и авансов) несвоевременно или в неполном объеме влечет начисление пеней. Их размер равен одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ на день их уплаты, но не более 0,2% в день. Начисляются они за каждый просроченный календарный день.

Согласно ст. 8.41 КоАП за несвоевременное перечисление экологического сбора предусмотрена и административная ответственность. Нарушение облагается штрафом:

  • для должностных лиц: 3 000 — 6 000 р.;
  • для организаций: 50 000 — 100 000 р.

В статье речь идет только о плате, авансовые платежи за квартал не фигурируют.

Согласно Письму Минприроды № 06-09-44/5872 от 25.03.16, пени за просрочку платежа не распространяются на суммы, перечисленные за 2015 год. Начиная с 2016 года, пени начисляются с 21 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В 2017 году — в отношении платежа за год, начиная со 2 марта года, следующего за отчетным.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. Предприятие заключило договор на вывоз отходов (мусора). Должна ли она осуществлять платеж за их размещение?

Обязана платить. Мусор образуется в результате работы фирмы.

Вопрос №2. Нужно ли платить арендодателю за мусор арендаторов?

Владельцу арендных площадей (арендодателю) следует правильно оформить договор аренды. В нем нужно зафиксировать, что арендаторы должны нести ответственность перед природоохранным законодательством: сдавать отчеты, получать нормы и лимиты, платить за размещение мусора и т. д. Также в соглашении можно указать порядок вывоза мусора с территории.

Вопрос №3. Весь отчетный период фирма не работала. Нужно ли сдавать декларацию по экологии?

Фирма обязана представить нулевой отчет. В нем следует указать, что отходы не вывозились. Если Природнадзоропределит, что деятельность все-таки велась, организации грозит штраф!

Вопрос №4. Какие подтверждающие документы следует приложить к расчету платы за НВОС?

Законодательство РФ не предусматривает необходимость приложения пояснительныхбумаг к расчету. Однако, для проверки правильности составления отчета, органы Росприроднадзора часто требуют наличие некоторых копий документов: свидетельства о собственности или соглашения об аренде; заключения на лимиты; бумаг, подтверждающих факт использования отходов и другие. Особенно это касается крупнейших плательщиков. Перечень документов лучше уточнить в уполномоченной организации по месту регистрации фирмы.

Вопрос №5. Как поступить, если организация не платила экологический сбор?

Неуплаченные суммы могут взыскиваться только в пределах срока исковой давности. Нужно заплатить сумму за три прошедших года и представить в уполномоченное экологическое отделение расчеты за этот период.

Итак, плата за размещение отходов— обязанность всех субъектов предпринимательской и иной деятельности, если их работа негативно влияет на экологическую ситуацию. Важно знать законодательство по экологии, уметь правильно рассчитать платежи, своевременно их перечислять и отчитываться за это. Крупнейшим предприятиям проведение природоохранных мероприятий позволит сэкономить значительные суммы средств.