Отличия реорганизации от ликвидации

Два таких процесса как реорганизация и ликвидация имеют довольно много общего, но с юридической точки зрения являются совершенно разными процедурами, каждая из которых имеет свои особенности. Основным сходством, объединяющим реорганизацию и ликвидацию, является прекращение деятельности компании. В статье рассмотрим, что собой представляют эти процедуры и в чем основные отличия реорганизации от ликвидации.

Причины прекращения деятельности компании

Если в компании возникают какие либо сложности, то нередко учредители (участники) задумываются о том, чтобы деятельность прекратить. К причинам, ведущим к такому решению можно отнести:

  • банкротство компании, либо состояние компании, близкое к состоянию банкротства;
  • новые возможности компании, связанные с расширением деятельности;
  • желание изменить вида деятельности на более продуктивный;
  • разногласия между участниками;
  • принуждение по суду или компетентными органами;
  • иные личные причины.

Важно! Причины, по которым юрлицо может принять решение о ликвидации может быть много. При этом компании нужно будет определиться с выбором способа проведения ликвидации.

Несмотря на то, что реорганизация и ликвидация имеет общее направление, между ними существует довольно много отличий. Для того, чтобы определиться с тем, чем отличаются два этих процесса, необходимо рассмотреть их более подробно (Читайте также статью ⇒ Ликвидация фирмы путем присоединения).

Ликвидация компании

Ликвидация подразумевает полное прекращение деятельности компании.Ликвидацию компании можно разделить на следующие виды: принудительную и добровольную.

Принудительная ликвидация может потребоваться при возникновении противоречий у компании с законом, а также в случае оказания пагубного влияния на здоровье и жизнь граждан. В этом случае судом или иными уполномоченными органами может быть принято решение о прекращении деятельности компании, либо смене вида деятельности. Также возможно и простое требование о приостановлении деятельности на определенный срок.

Добровольная ликвидация имеет место при самостоятельном принятии решения о прекращении деятельности учредителем компании или предпринимателем. При этом решение принимается путем проведения голосования.

Независимо от того, какого вида проводится ликвидация, необходимо назначение ответственного лица, который будет заниматься данной процедурой. Этим лицом является ликвидатор. В качестве ликвидатора не обязательно может выступать опытный юрист, им может быть и простое доверенное лицо или представитель организации. Для проведения ликвидации достаточно будет ознакомиться с порядком ее проведения и подготовить необходимый пакет документов.

При проведении ликвидации возникают обязательства по окончательному расчету по задолженностям компании, кредитам в банке, проведению расчетов с работниками компании, а также оплате взносов в государственные и иные социальные фонды (Читайте также статью ⇒ Ликвидация ИП с работниками в 2018).

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Реорганизация компании

Если компания приняла решение провести реорганизацию, то процедура будет несколько сложнее, чем при ликвидации. Поэтому в данном случае следует позаботиться о наличии опытного юрист. Кроме того, специалист поможет выбрать, каким именно способом провести реорганизацию. Выделают несколько способов ее проведения:

  1. Преобразование, на которое имеет право любая компания.
  2. Присоединение, при которой одна компания (несколько) свою деятельность прекращают при присоединении к другой.
  3. Слияние. Такая процедура в общем схожа со слиянием, но в данном случае происходит не присоединение к какой-либо компании, а создание новой.
  4. Разделение, при которой участники одной компании решают разделиться. В этом случае из одной компании может быть создано две и более новых фирмы.
  5. Выделение, когда из одной фирмы выделяется новая компания. При этом одна часть компании остается с банкротством, а вторая будет иметь определенные активы и имущество.

Наиболее популярным видом реорганизации среди бизнесменов является присоединение. Такая процедура является альтернативным вариантом ликвидации организации.

Отличия реорганизации от ликвидации

В качестве первого отличия реорганизации от ликвидации можно выделить наличие альтернативных вариантов. Если при реорганизации способов решения вопросов довольно много, то при ликвидации способ только один, благодаря которому существует возможность прекращения деятельности в добровольном порядке. При этом лучшим способом при принятии решения о закрытии компании будет именно ликвидация.

Еще одним отличием будет являться то, что в первом случае происходит полное прекращение деятельности организации, тогда как в другом – только смена вида деятельности и перерождение компании.

Важно! Отличием реорганизации от ликвидации также будет являться длительность процедуры. В первом случае ликвидация является довольно длительным процессом, который занимает от 6 до 18 месяцев. При этом длительность реорганизации будет зависеть от того, какой способ выбран юридическим лицом. Если это реорганизация в качестве присоединения, то весь процесс может занять до 5 месяцев. При проведении разделения на процедуру потребуется около 1 месяца. Преобразование может занять около 4 недель. На выделение потребуется не более 1 месяца.

Различия также будут и документах, которые потребуются для проведения ликвидации или реорганизации. Например, в случае присоединения потребуется составление передаточного акта, который является довольно специфичным документом, необходимым для реорганизации. Определенной формы заполнения этот документ не потребует, как и подписи от всех участников. Юридически передаточный акт и разделительный баланс имеют определенное значение. Оно заключается в том, что эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам юрлица в отношении все должников и кредиторов, в том числе и такие обязательства, которые оспариваются сторонами. Передаточный акт подлежит утверждению учредителями (участниками) юрлица, либо органом, который принял решение о проведении реорганизации. такой документ предоставляется вместе с учредительными бумагами для госрегистрации новых юрлиц или внесения изменений в учредительные документы уже существующих компаний.

Передача документов при реорганизации и ликвидации

При передаче документов при таких процессах как ликвидация и реорганизация можно также выделить некоторые отличия.

Передача документовПри ликвидацииПри реорганизации
На хранение в государственный архивПередаютсяНе передаются
ПравопреемникуПередаютсяПередаются
На хранение и обработку с выдачей справок социальной направленностиПередаютсяНе передаются
Государственный контроль за сохранностью передаваемых документовОсуществляетсяНе осуществляется

Заключение

Таким образом, при сравнении реорганизации и ликвидации можно сделать вывод, что в первом случае права и обязанности компании остаются и просто приобретают иную форму, тогда как во втором случае они ликвидируются вместе с компанией. Это происходит потому, что новой фирмы, которой можно было бы передать обязанности не возникает, то иной компании взамен ликвидируемой не образуется.

Также отличием являются и причины, по которым проводят реорганизацию и ликвидацию. Если целью реорганизации является получение новой экономической выгоды, то для ликвидации причины могут быть следующими:

  • принятие решения учредителями юрлица, включая и истечение срока, на который оно создано для достижения определенной цели;
  • решение суда при допущении грубых нарушений закона, если устранить их не представляется возможным;
  • банкротство компании.
Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7(499) 703-47-98

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7(812) 309-13-76

Звонок в один клик