Основные проводки по бухучету

Автор статьи

Виктория Ананьина

18 минут на чтение
896 просмотров
Содержание Содержание

Бухгалтерские счета – это способ группировки хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Нумеруются счета двузначными цифрами и имеют названия. Существуют:

  • активные;
  • пассивные;
  • активно-пассивные счета

На активных счетах отражаются активы организации, на пассивных счетах отражаются источники имущества и активов организации. Поступление активов отражается по дебету активного счета, списание по кредиту активного счета. Поступление имущества отражается по кредиту пассивного счета, списание по дебету пассивного счета. Список некоторых активных счетов приведен в таблице.

Счет Название
«01» Основные средства
«08» Вложения во внеоборотные активы
«10» Материалы
«19» Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
«50» Касса
«51» Расчетные счета

К пассивным счетам относятся, например.

Счет Название
«02» Амортизация основных средств
«05» Амортизация нематериальных активов
«42» Торговая наценка
«66» Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
«67» Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
«70» Расчеты с персоналом по оплате труда
«77» Отложенные налоговые обязательства
«80» Уставной капитал

Также существуют активно-пассивные счета  — это счета, на которых одновременно отражают как активы организации так и источники их формирования. К активно-пассивных счетам относятся, например.

Счет Название
«60» Расчеты с поставщиками и подрядчиками
«62» Расчеты с покупателями и заказчиками
«76» Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
«90» Продажи
«91» Прочие доходы и расходы
«99» Прибыли и убытки

Полный список бухгалтерских счетов называется планом счетов. План счетов утвержден приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000. Это касается только коммерческих организаций, у бюджетных организаций другой план счетов. Также к каждому счету можно открывать субсчет, который детализирует основной счет. Субсчетов может быть сколько угодно много и организация сама определяет их количество и названия.

Существуют также понятие дебета и кредита в бухгалтерском учете. Основным методом ведения бухгалтерского учета является двойная запись. Это значит, что любая хозяйственная операция в организации отражаются одновременно на двух счетах. Причем по дебету одного счета и сразу же по кредиту другого счета. Суммы, одновременно отражаемые на двух счетах, должны быть абсолютно одинаковыми.

Что такое проводка в бухгалтерском учете

Проводкой называют хозяйственную операцию, отражаемую одновременно на двух и более счетах. В проводке отражаются числовые, стоимостные измерения хозяйственной операции. Бухгалтерские проводки составляются исключительно на основании первичных учетных документов.

Проводки, отражающие операции с внеоборотными активами

Внеобортные активы – это активы (имущество), которые используются в деятельности компании больше года. Стоимость внеоборотных активов учитывается в себестоимости готовой продукции частями. К внеоборотным активам в частности относятся:

  1. основные средства (земля, здания, оборудование и т.д.);
  2. финансовые внеоборотные активы (долгосрочные финансовые вложения, например, облигации, акции);
  3. нематериальные внеоборотные активы (программные продукты, лицензии, права и т.д.);
  4. прочие внеоборотные активы.

Внеоборотные активы отражаются на счете 08. Основными проводками являются следующие.

Хозяйственная операция Дебет Кредит
Учтено приобретенное основное средство (ОС) 08 60
Основное средство введено в эксплуатацию 01 08
Учтены списанные на создание основного средства материалы, затраты основных и вспомогательных производств 08 10, 20, 23
Учтена заработная плата и страховые взносы сотрудников, создававших ОС 08 70, 69

Готовая продукция, товары и денежные средства: проводки по учету

Для учета готовой продукции в бухгалтерском учете используется счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и 43 «Готовая продукция». Стоимость готовой продукции учитывается на  счете 43.  По дебету счета  40 отражается фактическая себестоимость, а по кредиту нормативная себестоимость продукции. Расхождения между дебетом и кредитом списываются на счет 90 ежемесячно. Учет готовой продукции можно делать и без этого счета.

Хозяйственная операция Дебет Кредит
Учтена готовая продукция, произведенная основным, вспомогательным или обслуживающим производством 43 20, 23, 29

Счет 41 «Товары» предназначен для учета товаров организации, то есть материальных ценностей, предназначенных для перепродажи.

Хозяйственная операция Дебет Кредит
Учтен товар, поступивший от поставщика 41 60, 76
Учтены товары, отгруженные на склад комиссионера 45 41
Списана недостача товара или порча товара 94 41

Счет 45 «Товары отгруженные» используется, если продукция организации еще не перешла в ее собственность, но материальная ответственность за нее уже существует. Это счет может использоваться, например, при комиссионной торговли товаром.

Расходы на продажу готовой продукции учитывается на счете  44 «Расходы на продажу». В состав расходов на продажу входят:

  • расходы на упаковку готовой продукции;
  • расходы на транспортировку готовой продукции;
  • комиссионные выплаты посредникам;
  • расходы на рекламу организации;
  • прочие расходы.
Хозяйственная операция Дебет Кредит
Учтены расходы на амортизацию 44 02
Учтена стоимость других организаций по доставке, транспортировке 44 60, 76
Учтены затраты по оплате труда 44 70
Учтены расходы на канцелярию 44 10
Учтены страховые взносы 44 69

Для учета денежных средств используются счета 50, 51. На счете 50 «Касса» отражаются поступление и выбытие наличных денежных средств в кассе организации. Важно! На счете 51 «Расчетные счета» учитывается движение безналичных денежных средств на счетах организации в рублях. На счете 52 «Валютные счета» отражается движение денежных средств фирмы в валюте. На счете 55 «Специальные счета в банках» отражается движение денежных средств на специальных счетах. Это могут быть чековые книжки, аккредитивы, депозитные счета и т.д. На счете 57 «Переводы в пути» отражаются  денежные  средства,  не зачисленные на расчетные счета. Этот счет может использоваться, например, при сдаче наличных инкассаторам. Основными проводками для этих счетов являются следующие проводки.

Хозяйственная операция Дебет Кредит
Учтено снятие наличных денежных средств с расчетного счета организации 50 51, 52, 53, 55
Учтены заемные средства 50 66
Учтен возврат неизрасходованных подотчетным лицом наличных денег в кассу 50 71
Учтена выдача наличных денег подотчетному лицу 71 50
Учтена выдача зарплаты сотрудникам из кассы 70 50
Учтено погашение займа наличными деньгами 66 50

Для 51 счета основными проводками будут следующие.

Хозяйственная операция Дебет Кредит
Учтены денежные средства, поступившие от покупателя 51 62, 76
Учтены денежные средства, оплаченные поставщику 60, 76 51
Учтены денежные средства, переведенные на специальные счета в банках, на валютные  счета, выданные инкассаторам 55, 57, 52 51

Проводки, отражающие финансовые результаты работы организации

Для отражения финансовых результатов используются счета 90 и 99 с субсчетами. Субсчета к счету 90 отражают:

  • выручку – 90.1;
  • себестоимость – 90.2;
  • НДС — 90.3;
  • акцизы – 90.4;
  • прибыли и убытки – 90.9
Хозяйственная операция Дебет Кредит
Отражена выручка от продажи товаров, работ, услуг 62 90.1
Отражено списание себестоимости реализованных товаров, работ, услуг 90.2 20, 41, 43,45
Отражено начисление НДС к уплате 90.3 68
Закрыт по результатам отчетного периода субсчета 90.1 90.1 99.9
Закрыты по результатам отчетного периода субсчета 90.2, 90.3, 90.4 90.9 90.2, 90.3, 90.4
Учтена прибыль по результатам отчетного периода 90.9 99
Учтен убыток по результатам отчетного периода 99 90.9

Распространенные вопросы по основным проводкам

Вопрос. На какой счет можно отнести аренду помещения, какие проводки необходимо сделать в этом случае.

Ответ. Если аренда помещения не является источником дохода для организации, а является ее расходом, то ее можно отнести к обычным видам деятельности и можно отражать, например,  на счетах 20, 23, 25, 44.

Читайте также:

Статьи затрат в бухучете: список, пример.

Кредит-нота в бухучете.

Распространенные ошибки, связанные с типовыми проводками

Ошибка. Фирма «А» купила у другой фирмы «В» услуги на сумму 45 000 рублей, в том числе НДС 8 100 рублей, при этом «В» предоставила скидку  «А» в размере 10%  за досрочную оплату договора. Соответственно цена без скидки равна 40 500 рублей. Эти деньги «А» перечислил фирме «В». Бухгалтер фирмы «А»  сделал следующие проводки:

Хозяйственная операция Дебет Кредит Сумма
Учтена покупка товара (работ, услуг) у поставщика 41, 20 60 40 500
Учтена оплата товара (работ, услуг) поставщику 60 51 40 500

Как правильно. Так как скидка предоставляется только после оказания услуг, то проводки должны иметь следующий вид.

Хозяйственная операция Дебет Кредит Сумма
Учтена услуг у поставщика 20 60 38 136
Учтен НДС с покупаемых услуг 19 60 6 864
Учтен принятый к вычету НДС 68 19 6 864
Учтена оплата услуг поставщику 60 51 40 500
Учтена скидка 20 60 3 814
Учтена корректировка НДС из-за скидки 19 60 686
Восстановлен НДС с суммы скидки 19 68 686

 

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи