Основные формы бухгалтерского учета

В зависимости от объема документооборота, денежного оборота и числа сотрудников компании, происходит выбор формы ведения бухгалтерского учета. В статье рассмотрим основные формы бухгалтерского учета, а также остановимся наиболее подробно на упрощенном способе.

Основные формы бухгалтерского учета

Для систематизации и структуризации всей бухгалтерской информации о хозяйственных операциях, поступающей в компанию используется та или иная форма бухгалтерского учета. Для выбора формы учета отталкиваться следует от следующего:

  • объемов производства и товарооборота;
  • квалификации сотрудников;
  • отрасли компании.

Форма бухгалтерского учета представляет собой формирование и систематизацию бухгалтерской информации. Каждая форма обладает комплексом учетных регистров, методов, приемов бухгалтерской информации, а также способы документооборота. На сегодняшний день выделяют 5 форм бухгалтерского учета:

  • мемориально-ордерную;
  • журнально-ордерную;
  • простую;
  • упрощенную.

Важно! Отдельно стоит выделить и автоматизированную форму, хотя по сути она в отельный вид не выделяется и представляет собой просто разновидность одной из указанных форм.

Рассмотрим каждую из форм более подробно (Читайте также статью ⇒ Понятие бухгалтерского счета. Для чего он нужен в бухгалтерии?).

Мемориально-ордерная форма бухучета

Мемориально-ордерная форма представляет собой комплекс мемориальных ордеров, каждый из которых подразумевает определенные проводки по однородным операциям за отчетный период. Каждый ордер имеет уникальный номер, дату совершения хозяйственной операции, описание операции вкратце, сумму и проводку. При данной форме бухучета проводки оформляются ордерами в специальном журнале на основании первичных документов. После этого данные из журнала заносят в Главную книгу, представляющую собой регистр синтетического учета. В данную книгу в течение отчетного периода вносят изменения по всем счетам.

Аналитический учет ведется на карточках, составляются которые на основе первичной и сводной документации. По окончании отчетного периода на основании данных синтетического и аналитического учета происходит формирование оборотно-сальдовых ведомостей.

Основными отличительными чертами данной формы являются:

  • последовательное отражение всех хозяйственных операций;
  • простая техника учета;
  • регистрация операций копировальным способом.

В данной форме бухгалтерского учета можно выделить некоторые недостатки:

  • ведение бухучета является довольно трудоемким процессом, так как происходит дублирование записей;
  • без дополнительных расчетов и выборки только на основании данных регистров составить отчетность невозможно;
  • ведение бухгалтерии вручную;
  • несоответствие синтетического и аналитического учета.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Журнально-ордерная форма бухучета

Важно! Журнально-ордерная форма основана на накоплении и структуризации информации из первичных документов, который позволяет реализовать аналитический и синтетический учет, а также контроль за совершенными операциями. Такой способ исключает необходимость создания мемориальных ордеров.

При данной форме происходит формирование накопительных ведомостей, а схожие операции по одному счету фиксируются в специальных журналах в хронологическом порядке. Такие журналы называются – «Журнал-Ордера». Все записи в журналы вносятся по кредиту счета в совокупности с дебетом разных счетов.

Все данные из журнала-ордера по окончании отчетного периода вносятся в Главную книгу, а на ее основании происходит формирование оборотно-сальдовой ведомости. Главная книга представляет собой обобщение информации из журналов, а также проверку точности записей по каждому счету и в итоговой ведомости.

К положительным моментам данной формы можно отнести:

  • записи в журнал заносятся только по кредиту;
  • данные аналитического и синтетического учета совпадают;
  • происходит учет операций, необходимых для ежемесячной и годовой отчетности;
  • нет необходимости в дублировании записей.

К минусам данной формы относят:

  • трудности в создании журналов-ордеров;
  • заполнение всей информации ручным методом.

Такая форма еще недавно была самой распространенной на предприятиях, однако ежегодно число компаний, применяющих данную форму значительно уменьшается (Читайте также статью ⇒ Организация бухгалтерского учета на предприятии).

Простая форма бухучета

Важно! Простая форма ведения бухгалтерского учета наиболее популярна среди некрупных предприятий, у которых отсутствует большое количество операций, а также среди предприятий, не связанных с процессами производства и крупными тратами.

Простая форма предполагает, что ведение учета всех операций происходит в Книге. Как и в других формах учета Книга представляет собой регистр синтетического и аналитического учета, в котором отслеживание перемещение средств компании.

Мелкие компании вместо составления ежемесячных и ежегодных ведомостей ведут только данную Книгу. В ней подробно расписываются возможности для формирования ведомостей за отчетные периоды, а также бухгалтерского баланса.

Книгу можно открыть на один год, при этом на первой странице отражаются остатки на начало периода по каждому счету. Книгу в обязательном порядке необходимо пронумеровать и прошнуровать, а на последней странице указывают число страниц и ставят подпись руководителя, ответственного за ведение бухучета в компании. Далее ставится печать.

Книга содержит следующие графы:

  • порядковый номер документа;
  • дату и номер документа, на основании которого была совершена операция;
  • содержание операции;
  • сумма.

Далее вписывается из 4 графы сумма по Дебету и Кредиту по методу двойной записи.

Упрощенная форма бухучета

На мелких предприятиях также может использоваться упрощенная форма бухгалтерского учета. К таким компаниям относят мелкие фирмы с небольшим количеством основных средств, ведущих расчеты по предварительной или последующей оплатой. Кроме учетных регистров при такой форме используются ведомости, сформированные на основе первички по одной группе счета. На сегодняшний день предусмотрены 3 способа ведения упрощенного бухучета:

  • полная;
  • сокращенная;
  • простая.

Полная напоминает способ обычного ведения бухучета, так как все операции также учитываются методом двойной записи. Данная форма подходит компаниям, применяющим метод начисления, а также тем, у кого достаточно разнообразные хозяйственные операции.

Сокращенная форма подходит для тех малых предприятий, которые используют кассовый метод. Наиболее удобной она является для компаний, у которых в основном однообразные хозяйственные операции. Самая простая форма подразумевает организацию бухучета без применения двойной записи (то есть без проводок вообще). Однако таким способом вести бухучет могут только микрокомпании, численность которых не более 15 человек, а выручка не превышает 120 млн. рублей за прошлый налоговый период.

Новые правила упрощенного способа ведения бухучета

Согласно новым правилам ведения бухучета упрощенным способом компании вправе:

  • МПЗ, купленные по цене продавца и иные затраты, напрямую связанные с покупкой МПЗ включать в полной стоимости в расходы в том периоде, когда они были перечислены;
  • Расходы на покупку МПЗ, предназначенные для управленческих нужд признаются в полной сумме в составе расходов по обычным видам деятельности по мере приобретения;
  • Микропредприятия вправе признавать стоимость материалов, товаров, сырья иных затрат, связанных с производством и подготовкой продукции к продаже в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления;
  • Компании, которые не относятся к микропредприятиям могут указанные выше затраты признавать в составе расходов от обычных видов деятельности в полной сумме, если деятельность компании не предполагает наличие существенных остатков по МПЗ;
  • Иные правила.

Автоматизированная форма ведения бухучета

Важно! К отдельным формам бухгалтерского учета автоматизированную форму не относят. Она просто является разновидностью журнально-ордерной формы, но в отличие от ведения учета в классическом виде, автоматизированная является простой и удобной в использовании.

С внедрением в бухгалтерию компьютеров, появилась возможность создания новой формы ведения учета – автоматизированной. В настоящее время предлагается довольно много разных программ, которые позволяют вести бухгалтерию. Самой распространенной программой является 1С. Данные программы имеют план счетов, проводки, формы документов, журналов, ведомостей и отчетов. Каждая компания может настроить программу под свои нужды. В данных программах можно регистрировать данные, выполнять расчеты и формировать ведомости.

К достоинствам формы относят:

  • простоту регистрации совершаемых операций;
  • однократное введение информации;

возможность получения данных для проведения анализа и принятия управленческих решений.

Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик