Оплата на основании акта выполненных работ: законность, оформление, учет

В настоящее время многие компании, стремясь оптимизировать документооборот, применяют практику оплаты расходов на основании актов выполненных работ, без наличия счетов-фактур. В статье разберем, возможна ли оплата на основании акта выполненных работ, как отразить оплату по акту в договоре и в учете.

Основание для оплаты средств поставщику

Согласно законодательству, порядок расчетов регламентируется положениями соглашения, заключенного между сторонами. Именно договор содержит информацию о:

  • сумме договора (стоимости товара/услуг);
  • порядке оплаты (полная/частичная предоплата, оплата после отгрузки/оказания услуг);
  • сроках оплаты и ответственности за их нарушение;
  • основаниях для оплаты.

Таким образом, стороны могут самостоятельно выбрать документы, которые будут выступать основаниями для осуществления оплаты по договору. В настоящее время подавляющее большинство организаций и предприятий предусматривают в договорах оплату на основании счета-фактуры. При этом, учитывая особенности деятельности компании, требования к документальным основаниям для оплаты могут быть дополнены;

  • спецификациями;
  • отчетами (при оказании посреднических услуг);
  • сметами;
  • прочими документами, которые, по мнению организации, необходимы для осуществления оплаты.

Читайте также статью ⇒ «Акт сдачи-приемки работ: составляем правильно«.

Оплата на основании акта выполненных работ

Как видим, действующие законодательные нормы не содержат четких требований относительно документа, который будет служить основанием для оплаты по договору. Таким образом, оплата может производиться, в том числе, на основании акта выполненных работ. При этом данное условие следует зафиксировать в договоре (раздел «Условия оплаты»), также дополнить соглашение бланком акта в виде приложения.

Бланк акта выполненных работ можно скачать здесьАкт выполненных работ (бланк).

Акт считается действительным при наличии обязательных реквизитов, предусмотренных ГК РФ, а именно:

  • наименование документа;
  • номер и дата (№___ от____);
  • содержание документа (наименование товаров/услуг, количество, цена, стоимость, НДС – при наличии);
  • стороны акта (наименование организаций – заказчика и исполнителя);
  • договор, в рамках которого отгружены товары/оказаны услуги;
  • информация о подписантах (ФИО, должности руководителей, подписавших акт)

Для того, чтобы акт выполненных работ был признан полноценным основанием для оплаты, документ должен содержать платежные реквизиты сторон (номер расчетного счета, наименование банка, БИК – банковский идентификационный код). Также акт целесообразно дополнить фразой «Данный акт является основанием для перечисления оплаты в сумме ___ руб. __ коп. на следующие платежные реквизиты Поставщика (Исполнителя):

  • расчетный счет______;
  • наименование банка______;
  • БИК______»

Учет

Операция по оплате расходов на основании акта выполненных работ отражается в учете в соответствие с общим порядком, а именно проводкой:

Дт 51 Кт 60.

При перечислении средств в платежном поручении в графе «Назначение платежа» бухгалтер может сослаться как на акт выполненных работ («Оплата за поставленные товары на основании акта №___ от ____»), так и на договор («Оплата за поставленные товары на основании договора №___ от ____, акта №__ от ___).

Налогообложение

Организации, приобретающие товары (услуги), вправе на применение налогового вычета в размере сумму НДС, уплаченного поставщику (исполнителю). Основанием для уменьшения налоговых обязательств является счет-фактура, выставленный поставщиком, в которой содержится информация о сумме НДС.

Акт выполненных работ, на основании которого произведена оплата за оказанные услуги, не может служить основанием для применения организацией налогового вычета по НДС. Таким образом, исполнители работ, которые выступают плательщиками НДС, обязаны предоставлять заказчику такие счета для подтверждения его права на налоговый вычет.

Читайте также статью ⇒ «Журнал полученных и выставленных счетов-фактур«.

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Оплата на основании акта выполненных работ для «упрощенцев»

В связи с изменениями в законодательстве, с 2018 года требования по оформлению счетов-фактур для организаций и предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, полностью упразднены.

Юрлица и ИП на УСН могут производить оплату, а также отражать операции в учете исключительно на основании акта выполненных работ, без необходимости составления счетов-фактур.

Обоснование данного порядка следующее: «упрощенцы» не являются плательщиками НДС, в связи с чем право на налоговый вычет у таких субъектов хозяйствования отсутствует. Так как предприятиям и ИП не нужно подтверждать свое право на вычет, счет-фактуры таким организациям оформлять не требуется.

В случае если «упрощенцы» применяют акт выполненных работ в качестве основания оплаты, то это условие нужно зафиксировать в договоре (раздел «Порядок оплаты»).

Читайте также статью ⇒ «Акт приемки выполненных работ«.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Юридическая Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Загрузка...