Оборачиваемость дебиторской задолженности + формулы в днях

Оборачиваемость дебиторской задолженности (ОДЗ) представляет собой характеристику денежных потоков фирмы. Она является показателем количества дней, за которые в организации формируются денежные средства, необходимые для того, чтобы погасить дебиторку.

Чем выше значение коэффициента ОДЗ, тем меньше по времени приходится на период между получением денежных средств и отгрузкой. Если организация имеет высокий показатель данного показателя, то это говорит о ее платежеспособности и ликвидности. Кроме коэффициента организация также производит расчет и периода оборота дебиторки. Данный период говорит от том, сколько фирме потребуется для того, чтобы дебиторку обернуть в денежные средства.

Важно! Период ОДЗ представляет собой отношение длительности периода, за который организация производит анализ к ОДЗ.

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Первоначально нужно определиться, что существует различие между коэффициентом оборачиваемости и самой оборачиваемостью дебиторки. Оборачиваемость представляет собой «скорость», с которой произойдет гашение задолженности, а также период времени, за который в компанию поступят деньги от проданного товара или предоставленной услуги. Коэффициент же является показателем того, насколько эффективно в организации происходит сотрудничество с покупателями (Читайте также статью ⇒ Договор купли-продажи дебиторской задолженности 2018).

Важно! Коэффициент ОДЗ является показателем того, сколько на один рубль задолженности приходится выручки.

ОДЗ в днях должно показать срок, за который контрагенты компании погашают задолженность, либо среднее время по сбору дебиторки. Расчет коэффициента ОДЗ производится по следующей формуле:

Кодз = ОДср х 365 дн. / В, где

ОДср – среднее значение остатка по дебиторке, рублей;

В – выручка, либо показатель по продажам в кредит, рублей.

При расчете выручка используется только тогда, когда установить точно суммы продаж по кредитам невозможно.

Чем данный показатель ниже, тем лучше для компании, так как это говорит о ее финансовом состоянии.

Пример расчета периода ОДЗ

В ООО «Континент» установлен период оплаты с момента выставления счета – 30 дней. За расчетный период ООО «Континент» имеет следующие финансовые показатели:

Дебиторская задолженность на начало периода – 585 000 рублей;

Дебиторская задолженность на конец периода – 560 000 рублей;

Выручка от продаж за два месяца расчетного периода составила – 1 100 000 рублей.

Исходя из этих данный произведем расчет среднего срока гашения дебиторки:

((585 000 + 560 000) / 2) / 1 100 000 х 6 / 365 = 572 500 / 18 082 = 31,7 дней.

Для расчета срока погашения дебиторки выручку от продаж умножаем на 6, так как для расчета нужен по выручке показатели только по двум месяцам, а нам нужен годовой.

Полученный показателем сравниваем с установленным периодом отсрочки платежа и делаем вывод, что компания имеет приемлемый период оборачиваемости дебиторской задолженности в 31,7 дней.

ОДЗ представляет собой соотношение показателей выручки, полученной от реализации продукции к среднему показателю по остаткам дебиторской задолженности, учитываемый за конкретный период времени. Рассчитывается данный показатель по следующей формуле:

ОДЗ = В / ((ДЗн + ДЗк) / 2), где

В – выручка;

ДЗн – дебиторская задолженность на начало периода;

ДЗк – дебиторская задолженность на конец периода.

Для того, чтобы проанализировать показатель по ОДЗ, расчет производят на несколько периодов времени. Делается это для того, чтобы можно было определить растет или снижается данный показатель, а соответственно и составить выводы по финансовому состоянию компании на конец года.

Взять данные для этого можно также и из составленного по итогам года баланса компании. Формула для расчета коэффициента ОДЗ по строкам баланса при этом будет следующая:

Кодз = стр. 2110 / ((стр. 1230 на начало + стр. 1230 на конец) / 2)

Срок оборачиваемости дебиторской задолженности

Показатель, отражающий за какой срок происходит оборот дебиторки, относится к тем значениям, которые «говорят» о деловой активности организации. Длительность оборота в днях нужно сопоставить со средним показателем периода отсрочки платежа, предоставляемого покупателям.

Если произошло снижение оборачиваемости, то это будет свидетельствовать о том, что увеличилось число неплатежеспособных покупателей, а также указывать о проблемах в сбыте продукции. Например, показатель срока оборота по дебиторке составляет 50 дней, а предоставляемая компанией для покупателей отсрочка по факту равна 30 дням. Несоответствие этих показателей будет свидетельствовать о том, что довольно часто сроки по оплате контрагентами нарушаются. Если такое положение в компании существует, то это является поводом для корректировки кредитной политики, а также для оптимизации процесса взаимодействия с покупателями. Причем сделать это нужно как можно быстрее.

Управление оборачиваемостью дебиторской задолженности

Для того, чтобы компания могла управлять оборачиваемостью дебиторки, необходимо произвести анализ покупателей, которым предоставляется отсрочка платежа. А конкретно речь идет о том, можно ли доверять таким покупателям. Анализ проводить лучше как по новым, так и по «старым», надежным покупателям. Правильный анализ позволит компании избежать просроченной дебиторки. Кроме того, если покупателю предоставляется отсрочка, то оформить ее нужно в соответствующем договоре. Договор должен содержать ответственность каждой из сторон, сроки платежей, а также пени и штрафы по просрочкам платежей (Читайте также статью ⇒ Проведение взаимозачета между двумя организациями в 2018 году).

Важно! Договор с покупателем на отсрочку платежа является основным инструментом по управлению дебиторской задолженностью.

Помимо клиентов, проанализировать также потребуется и саму дебиторку. Для этого удобнее разбить задолженность по группам, например, по таким показателям как:

  • Клиенты, то есть распределить дебиторку по новым, потенциальным, ключевым и имиджевым клиентам;
  • Регион — дебиторка распределяется в зависимости от места нахождения офиса, а также по потенциальным регионам;
  • Менеджер –распределение дебиторки происходит в зависимости от менеджеров привлекающих новых клиентов, ведущих основных или занимающихся продвижением продукта;
  • Допустимый долг – распределение происходит в зависимости от срока.

Выявив при таком анализе «пунктуальных» клиентов, компания может укрепить сложившиеся партнерские отношения, предложив дополнительные скидки или бонусы. Это позволит увеличить в будущем продажи, так как полученная скидка позволит покупателю купить больший объем продукции. Кроме того, такая политика в отношении «пунктуальных» покупателей позволит простимулировать клиентов, которые задерживают оплату. Они смогут сделать вывод, что оплата вовремя – это выгода для их компании.

Недостатки формулы расчета ОДЗ

Формула, применяемая для расчета ОДЗ, не совсем корректная. При ее использовании могут возникать ошибки в расчетах. Например, при расчете в данную формулу берут показатели чистой выручки отчета о прибылях и убытках компании. Этот показатель представляет собой выручку без учета косвенных налогов (то есть без НДС и акциза). Но в составе дебиторки есть косвенные налоги, а значит при расчете возникнет несопоставимость показателей. Расчет с использованием таких показателей покажет худший результат, чем есть в действительности. Особенно это скажется на тех компаниях, которые являются плательщиками акцизов (Читайте также статью ⇒ Учет сомнительных долгов в бухгалтерском учете: проводки).

Однако, искажение действительного результата может произойти даже при использовании верного значения выручки. Это является следствием того, что определение выручки происходит по отгрузке, когда уменьшение ОДЗ происходит при поступлении денежных средств. При отгрузке продукции происходит рост дебиторки и улучшение оборотов только в формуле. Но в реальности сокращение оборачиваемости может не произойти, так как оплата за отгрузку еще не поступила.

Таких неточностей в расчетах избежать можно. Для этого расчет можно делать, используя вместо показателя выручки по отгрузке, сумму поступивших в организацию денежных средств за продукцию поставленную. В этом случае прогноз денежного потока и задолженности будет более точным, даже несмотря на сезонные колебания. Соответственно, организация сможет более точно произвести анализ оборачиваемости дебиторки, а на основании анализа повысить качество планирования.