Меры по противодействию легализации доходов для бухгалтеров

Автор статьи

Амина С.

5 минут на чтение
903 просмотров
Содержание Содержание

Росфинмониторингом были разработаны рекомендации, предназначенные для лиц,  занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере оказания бухгалтерских услуг, в целях исполнения требований действующих законов о противодействии финансированию терроризма и легализации доходов, полученных незаконным путем. Давайте разберемся, в чем заключаются меры по противодействию легализации доходов для бухгалтеров.

Легализация доходов — основные моменты

Под легализацией (или отмыванием) доходов, которые были получены незаконными методами, понимается придание владению денежными средствами (или иными активами), их использованию и распоряжению ими правомерного вида, в то время как на самом деле деньги и/или имущество было получено в результате совершения преступления. К примеру, легализацией (отмыванием) доходов считаются следующие действия:

  • создание видимости законности получения денежных средств или имущества;
  • сокрытие источника доходов;
  • уклонение от уплаты налогов.

Меры по противодействию легализации доходов для бухгалтеров — правила внутреннего контроля

Поскольку бухгалтерская фирма может, преднамеренно или сама того не осознавая, помогать клиентам в легализации (отмывании) доходов, Росфинмониторинг решил предостеречь юридических лиц и ИП, осуществляющих свою деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, и указать им на необходимость принятия дополнительных мер по утверждению правил внутреннего контроля. Так, если бухгалтерская контора осуществляет от имени или по поручению своего клиента (или занимается подготовкой) операции, перечисленные ниже, юрдицо или ИП обязан принимать меры по противодействию легализации доходов:

  • купля-продажа организаций;
  • сделки с недвижимостью;
  • привлечение инвестиций для создания ООО, управления ими или обеспечения их деятельности;
  • управление имуществом клиента, ценными бумагами, денежными средствами;
  • осуществление управления счетами ценных бумаг или банковскими счетами.

Если бухгалтерская компания занимается одним из перечисленных выше видов деятельности, ей необходимо разработать правила внутреннего контроля, руководствуясь при этом Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667. За реализацию данных правил необходимо будет назначить должностное лицо (не имеющее неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления и правонарушения против государственной власти), которое сперва проходит специальное обучение по программе противодействия отмыванию доходов.

Меры по противодействию легализации доходов для бухгалтеров — идентификация клиента

Идентификация лица, находящегося на обслуживании бухгалтерской фирмой, является необходимой мерой противодействия легализации доходов. ИП или юридическое лицо должно предоставить фирме следующие сведения:

Иностранная организация без образования юридического лица
  • название организации;
  • ФИО, адрес регистрации (нахождения) доверительного собственника (директора) и учредителей;
  • регистрационный номер, присвоенный в государстве регистрации (инкорпорации) организации (при наличии);
  • состав находящегося в управлении (владении) имущества;
  • код(ы) налогоплательщика (или аналог);
  • место, где осуществляется основная деятельность.
Юридическое лицо
  • название ООО;
  • организационно-правовая форма;
  • ОГРН, адрес ООО на территории государства-места регистрации;
  • код иностранной организации или ООО.
Физическое лицо
  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • гражданство;
  • реквизиты удостоверения личности;
  • ИНН (если есть);
  • адрес места регистрации/пребывания;
  • данные миграционной карты;
  • сведения о документе, дающем право на проживание/пребывание иностранца (лица без гражданства) на территории РФ.

Меры по противодействию легализации доходов для бухгалтеров — документальное фиксирование информации

Применение правил внутреннего контроля подразумевает обязанность по фиксированию сведений, которые были получены в результате реализации правил контроля. При этом необходимо позаботиться о конфиденциальности информации. А основаниями для проведения документального фиксирования сведений могут служить:

  1. Обнаружение неоднократного совершения сделок и операций, по характеру которых можно судить о том, что их целью становится уклонение от процедур обязательного контроля, регламентированных действующими ФЗ.
  2. Необычный или запутанный характер сделки, не обладающей очевидной законной целью или экономическим смыслом.
  3. Несоответствие имевшей место сделки задачам, которые выполняет деятельность компании, и которые указаны в учредительных документах.
  4. Прочие моменты, которые дают основания считать, что сделки клиента проводились с целью отмывания доходов или спонсирования терроризма.

Меры по противодействию легализации доходов для бухгалтеров — хранение документов

Бухгалтерская фирма обязана хранить документы на протяжении как минимум 5 лет с момента завершения работы с клиентом. При этом информация и бумаги должны храниться таким образом, чтобы они могли быть доступны (своевременно) Росфинмониторингу и прочим органам власти, имеющим право на ознакомление с документами. Хранить необходимо документы:

  • включающие в себя информацию о клиенте, его представителе и выгодоприобретателе;
  • имеющие отношение к деятельности клиента, включая деловую переписку и иные бумаги на усмотрение бухгалтерской фирмы (в определенных ей объемах);
  • касающиеся сделок и операций, информация о которых передавалась в Росфинмониторинг, а также сообщений о подобных сделках и операциях;
  • с результатами изучения целей и оснований обнаруженных необычных сделок и операций;
  • касающиеся операций, которые действующее законодательство обязывает фиксировать документально;
  • по операциям, по которым составлялись внутренние сообщения;
  • прочие, полученные в результате реализации правил внутреннего контроля.

Меры по противодействию легализации доходов для бухгалтеров — формализованные электронные сообщения

Росфинмониторинг также ожидает от бухгалтерских фирм предоставления сведений об имевших место подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС). Подготовить ФЭС можно при помощи интерактивных форм, которые находятся в «личном кабинете» на сайте Росфинмониторинга. О том, как подключиться к личному кабинету, рассказано в информационном сообщении ведомства от 26.01.2024.

Важно! Следует иметь в виду, что доступ к информации о юридических и физических лицах, причастных к отмыванию доходов и спонсировании. терроризма, открывается исключительно из личных кабинетов. Таково распоряжение Правительства, изложенное в тексте Постановления от 06.08.2015 № 804.

Читайте также статью ⇒ «Контроль поступлений на карты физлиц с 1 июля 2024 года«.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Приказ Росфинмониторинг от 08.05.2009 № 103 Критерии и признаки необычных сделок
Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 № 82, Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2-15 № 110 Порядок предоставления информации о подозрительных операциях

Типичные ошибки

Ошибка: Юридические лицо (или индивидуальный предприниматель), чья основная деятельность связана со сферой оказания бухгалтерских услуг, не предоставило сведения в Росфинмониторинг, когда обнаружило подозрительную сделку, совершенную клиентом.

Комментарий: Обязанность по предоставлению подобных сведений в Росфинмониторинг возлагается на бухгалтерские фирмы действующим законодательством.

Ошибка: Бухгалтерская фирма хранит документы бывших клиентов в течение положенных 5 лет, но без систематизации, так что получить доступ к конкретному документу достаточно сложно.

Комментарий: Документы должны храниться так, чтобы Росфинмониторинг и другие уполномоченные службы могли своевременно получить доступ к любому понадобившемуся документу.

Ответы на распространенные вопросы про меры по противодействию легализации доходов для бухгалтеров

Вопрос №1: Как понять, что операция, совершенная клиентом, является подозрительной с точки зрения Росфинмониторинга, и следует ли ее передавать ведомству?

Ответ: Существует определенный список критериев и признаков необычных сделок. Он утвержден Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

Вопрос №2: Является ли сокрытие источника доходов методом легализации (отмывания) доходов?

Ответ: Да. Сокрытие источника доходов, уклонение от уплаты налогов и придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению деньгами и имуществом, является легализацией доходов, о которой необходимо сообщить в Росфинмониторинг.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи