Контроль в сфере госзакупок: совершенствование системы

В Государственную Думу на рассмотрение был внесен законопроект № 546226-7, основной задачей которого является улучшенный контроль в сфере госзакупок, формирование вертикали процедурного контроля и обеспечение единства правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий на федеральном и региональном уровнях.

Контроль в сфере госзакупок — запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля

Контроль за соблюдением закона о контрактной системе и контроль в сфере госзакупок осуществляется перечисленными ниже органами (на основании ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе»):

  • органы прокуратуры (соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральными органами исполнительной власти действующих на территории России законов, соответствие законам издаваемых должностными лицами и органами власти правовых актов контролируются прокуратурой, согласно указаниям п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»);
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС обладает полномочиями на ведения контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц, в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных и государственных нужд, в сфере государственного оборонного заказа, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков, исполнителей и подрядчиков);
  • органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы исполнительной власти субъекта РФ, обладающие полномочиями на контроль в сфере госзакупок;
  • Федеральное казначейство, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
  • органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, имеющие полномочия на контроль в сфере госзакупок.

Перед Правительством РФ стояла задача — максимально снизить коррупционные риски и исключить несвойственные контрольным органам функции. В упомянутом нами законопроекте содержится предложение об установлении запрета на возложение функций по централизации закупок на органы контроля. Единственное, речь здесь не идет о случаях, когда контроль полномочий в соответствии с частью 5 статьи 26 Закона «О контрактной системе» или ч. 3 ст. 26 осуществляется:

  • органами контроля;
  • органами местного самоуправления муниципального района;
  • органами местного самоуправления городского округа, обладающих полномочиями на осуществление контроля в сфере закупок.

При этом, когда дело касается данного исключения, не допускается возложение на одно должностное лицо упомянутых выше органов обязанностей:

  • по осуществлению полномочий на планирование закупок;
  • на заключение муниципальных и государственных контрактов;
  • по определению поставщиков, исполнителей и подрядчиков;
  • по исполнению контрактов (приемке поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ и их результатов, обеспечение оплаты);
  • по осуществлению контроля в отношении закупок.

Контроль в сфере госзакупок — установление единого порядка осуществления контроля

С целью формирования вертикали процедурного контроля и единой методологии реализации контрольных полномочий и правоприменительной практики на региональном и федеральном уровнях в законопроект № 546226-7 был включен пункт об утверждении единого порядка осуществления контроля в сфере закупок.

Контроль в сфере госзакупок органами контроля, речь о которых шла ранее в статье, осуществляется в отношении (ч. 2 ст. 99 закона «О контрактной системе»):

  • заказчиков;
  • контрактных управляющих;
  • контрактных служб;
  • операторов (в т.ч. специализированных) электронных площадок;
  • специализированных организаций;
  • уполномоченных учреждений и органов;
  • комиссий по осуществлению закупок и их членов.

Такой контроль осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ, который должен предусматривать, в частности:

  • основания, предмет, периодичность, порядок организации, форму, сроки проведения проверок и оформления их результатов (в ходе проведения проверки необходимо установить категорию риска деятельности субъекта контроля с учетом оценки вероятности несоблюдения требований о контрактной системе);
  • порядок использования единой информационной системы и ведения документооборота в ней при осуществлении контроля;
  • критерии отнесения деятельности субъектов контроля к определенной категории риска;
  • порядок действий органов контроля в случае несоблюдения предписаний и при получении сведений о совершении уголовного или административного правонарушения;
  • порядок, сроки направления и исполнения предписаний;
  • список должностных лиц, обладающих полномочиями на проведение проверок (ответственность, обязанности, права).

Читайте также статью ⇒ «Контрактная система — последние изменения«.

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Контроль в сфере госзакупок — контроль за бюджетными инвестициями

В статье 6 БК РФ приводится следующее определение бюджетных инвестиций — это бюджетные средства, направленные на увеличение или создание стоимости муниципального или государственного имущества за счет средств бюджета.

Бюджетные инвестиции могут предоставляться юридическим лицам, не являющимся муниципальными/государственными учреждениями или унитарными предприятиями. Решения о бюджетном инвестировании в таком случае принимаются в форме нормативных правовых актов:

  • Правительства РФ (если средства выделяются из федерального бюджета);
  • высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (когда источником инвестиций является бюджет субъекта РФ);
  • местной администрации муниципального образования (если инвестиционные средства берутся из бюджета муниципального образования).

Бюджетное инвестирование может предоставляться в объекты капитального строительства:

  • находящиеся в собственности юридических лиц;
  • которые будут приобретены на бюджетные средства;
  • в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ юридических лиц на осуществление капитальных вложений недвижимости за счет бюджетных средств.

При этом возникает право муниципальной или государственной собственности на эквивалентную предоставленным инвестициям часть уставных (складочных) капиталов таких юридических лиц. Данное право оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юрлиц в соответствии с ГК РФ (на основании ст. 80 БК РФ).

Когда юридическим лицам предоставляются бюджетные инвестиции, упомянутые в тексте абз. 2 п. 1 ст. 80 БК РФ, в силу указаний ч. 5 ст. 15 закона «О контрактной системе» на юрлицо при осуществлении им закупок за счет бюджетных средств распространяются положения данного закона, регулирующие деятельность заказчика в определенных БК РФ случаях и пределах.

Важно! Чтобы повысить эффективность расходования бюджетных средств, в текст законопроекта № 546226-7 был внесен пункт, согласно которому вложения закона «О контрактной системе» (относящиеся к контролю в сфере закупок, аудиту и мониторингу закупок) распространялись бы на юридических лиц, получивших бюджетные средства.

Контроль в сфере госзакупок — внеплановые проверки ФАС

Законопроект № 546226-7 уточняет случаи проведения ФАС внеплановых проверок. К примеру, поводом для проведения такой проверки может стать получение сведений, согласно которым имеется вероятность того, что имеют место признаки нарушения законодательства РФ и других нормативных актов о контрактной системе в сфере госзакупок.

Читайте также статью ⇒ «Изменения в госзакупках с 1 июля 2018 года — полный список«.

Контроль в сфере госзакупок — передача полномочий по осуществлению контроля

В соответствии с рассматриваемым нами законопроектом, в ст. 99 закона «О контрактной системе» будет включена новая ч. 3.1, в которой будет говориться об установлении возможности органов исполнительной власти субъекта РФ на основании соглашений между субъектами РФ и расположенными на их территориях муниципальными образованиями осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района или городского округа при наличии у первых и вторых полномочий на осуществление контроля в сфере закупок.

Контроль в сфере госзакупок — оценка эффективности деятельности органов контроля

Правительство РФ установит порядок проведения оценки эффективности деятельности органов контроля, который в обязательном порядке будет предусматривать:

  • механизм сбора сведений о деятельности органов контроля;
  • показатели контрольно-надзорной деятельности;
  • порядок проведения анализа установленных показателей и применения результатов анализа.

Законодательные акты по теме

Законопроект № 546226-7О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Типичные ошибки

Ошибка: Правительство РФ не борется с коррупционными рисками в сфере госзакупок.

Комментарий: С целью снижения коррупционных рисков в сфере проведения закупок предлагается установить запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля.

Ошибка: Юридическое лицо, не являющееся муниципальным или государственным учреждением или унитарным предприятием, планирует получить безвозмездные инвестиции из федерального бюджета, получение которых не повлекло бы за собой каких-либо последствий.

Комментарий: При предоставлении государственных или муниципальных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными или государственными учреждениями (унитарными предприятиями), возникает право муниципальной или государственной собственности на эквивалентную предоставленным инвестициям часть уставных (складочных) капиталов таких юридических лиц.

Ответы на распространенные вопросы про контроль в сфере госзакупок

Вопрос №1: Может ли в случае принятия законопроекта № 546226-7 заявление от физического или юридического лица послужить поводом к проведению внеплановой проверки Федеральной антимонопольной службой?

Ответ: Да. Если заявление указывает на наличие признаков нарушения законодательства РФ и других нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, такое заявление может послужить поводом для проведения внеплановой проверки.

Вопрос №2: Может ли после принятия законопроекта № 546226-7 сообщение СМИ стать поводом к проведению внеплановой проверки Федеральной антимонопольной службой?

Ответ: Да. Если сообщение СМИ указывает на наличие признаков нарушения законодательства РФ и других нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, тогда оно может послужить поводом к проведению внеплановой проверки.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Юридическая Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Загрузка...