Как составить разъяснения к закупке по 44-ФЗ

В данной статье речь пойдёт об обосновании закупок, согласно Федеральному Закону №44. Будут рассмотрены разъяснения, требуемые при создании плана закупок и плана графика закупок, а также будут подробно рассмотрены закупки у единственного поставщика.

Что понимается под разъяснением закупок?

Обоснованием или разъяснение к закупке по 44 ФЗ представляет документ, который прилагается к плану закупок и плану-графику закупок.

Процесс обоснования или разъяснения закупки осуществляет покупатель (заказчик) в момент планирования и прогнозирования той или иной закупки. Согласно статьи 18 Федерального Закона №44 от 01.01.2016 г., первоначальные обоснования/разъяснения закупок должны быть сформированы заказчиками в формате приложений к плану-графику на 2017 год  и к плану закупок на 2017-2019 г.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2015 г. №555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» в процессе разъяснения закупок важны следующие документы, утверждённые данным постановлением:

  • Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг;
  • Форма обоснования при формировании и утверждении плана закупок (скачать) ;
  • Форма обоснования при формировании и утверждении плана-графика закупок (скачать).

Важный момент:  При внесении изменений в план закупок или план-график закупок, должны быть одновременно изменены также соответствующие формы разъяснений закупок. 

В 5 пункте Правил разъяснения закупок говорится, что обоснование закупок должно осуществляться в соответствии с решением врачебной комиссии для тех закупок, которые осуществляются в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 ФЗ №44.

В 6 пункте Правил разъяснения закупок говорится, что обоснование подлежит годовой объём закупок, которые происходят на основании пунктов 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 ФЗ №44.

Какие разъяснения требуются при создании плана закупок?

При создании плана закупок, должны быть обоснованы все объекты закупки, которые включены в данный план. В подобном разъяснении заказчик должен в первую очередь обозначить цель реализации процесса закупки, где указывается:

  • наименование определённого мероприятия государственной программы,
  • определённые функции и права, которые предусматривают реализацию процесса закупки,
  • реквизиты акта о нормировании, которые приняты согласно статье 19 Федерального закона №44, либо пометка на отсутствие такого акта.

Согласно статье 13 Федерального закона №44, закупки имеют следующие цели:

  • Осуществление исполнения мероприятий, входящих в государственные и муниципальные программы;
  • Осуществление исполнения обязательств международного назначения, исполнения межгосударственных программ, которые осуществляются вне рамок программ государственного и муниципального назначения;
  • Осуществление исполнения других функция и прав органов власти и местного самоуправления.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Какие разъяснения требуются при создании плана-графика закупок? Каковы сроки подготовки разъяснения закупок?

Говоря о разъяснениях для плана-графика, важно указать какие конкретно моменты данного документа подлежат разъяснениям. Согласно части 3 статьи 18 Федерального Закона №44, такому разъяснению подлежат:

Во-первых, начальная или максимальная стоимость контракта (цена контракта, установленная в соответствии со статьёй 22 ФЗ №44).

Важный момент:  Заказчик должен указывать метод разъяснения закупки и метод расчёта, с приведением самого расчёта. Подобные расчёты должны быть осуществлены в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013 г. № 567, а также в соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 5 октября 2014 г. № ОГ-Д28-7698. 

Во-вторых, метод определения поставщика (исполнителя) в соответствии с главой 3 Федерального Закона №44;

В-третьих, дополнительные требования к участникам процесса закупки.

Что касается сроков подготовки разъяснения закупок, конкретно для федеральных Заказчиков они устанавливаются Правительством Российской Федерации, а для Заказчиков субъектов РФ — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для муниципальных Заказчиков — местной администрацией.

Как происходит оценка обоснованности (разъясненности) процесса осуществления закупок?

Согласно части 4 статьи 18 Федерального Закона №44, процесс оценки обоснованности осуществления закупок происходит в результате мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

После осуществления аудита и контроля в сфере закупок определённая закупка может быть признана необоснованной. В таком случае, органы контроля, а конкретно – органы государственного финансового контроля, которые указаны в пункте 3 части 1 статьи 99 44-ФЗ, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, которые виновны в нарушениях требований Закона №44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Случаи составления отчётов при закупках у единственного поставщика

Причина, по которой заказчиком принимается решение закупить тот или иной товар либо услугу у поставщика в единственном лице, должна быть объяснена, также, как и причины нецелесообразности использования конкурентных способов закупки. Причём подобное обоснование должно происходить документально в специальным образом оформленном отчёте. Однако важно отметить, что составление такого отчёта не всегда обязательно.

Ниже приведены случаи, когда данный отчёт с поставщиком в единственном лице необходим.

  1. Во-первых, осуществление услуг по ремонту и содержанию одного или нескольких нежилых помещений, которые находятся в оперативном управлении у учреждения-заказчика.
  2. Во-вторых, осуществление закупки товаров, которая вызвана чрезвычайными происшествиями.
  3. В-третьих, осуществление поставки культурных ценностей для пополнения фондов.
  4. В-четвёртых, при осуществлении закупки литературных произведений и предметов искусства у лица, которому принадлежит исключительное право на них.

Случаи, для которых не предусмотрено обязательное составление отчёта с обоснованиями, перечислены в 3 части статьи 93 Федерального Закона от 13.04.2013 г. №44.

Что должно быть включено в обоснование при закупках у единственного поставщика?

ВопросОтвет
Какая форму у данного отчёта-обоснования?Отчёт-обоснование имеет произвольную форму
Когда необходимо составить и утвердить данный документ?Составление и утверждение данного отчёта осуществляется до момента заключения контракта с поставщиком
Кто подписывает отчёт-обоснование?Данный документ должен быть подписан представителем заказчика
Какие пункты включаются в отчёт-обоснование?Пункты отчёта-обоснования:

1)      Цель, необходимость закупки товара, работа или услуги;

2)      Описание товара, работы или услуги и существенных условий договора, преимущественные характеристики поставщика;

3)      Разъяснение причин, которые не позволяют использовать конкурентные способы закупки у поставщиков;

4)      Вывод о необходимости осуществления закупок у поставщика в единственном лице;

5)      Указание норм, которые установлены законом.

Также к данному отчёту может быть приложен расчёт, который служит подтверждением отсутствия экономии денежных средств при использовании закупок на основании конкурентного способа.

Каковы причины, которые важно указывать в отчете-обосновании при закупках у единственного поставщика?

В предыдущих разделах вскользь упоминалась необходимость обоснования причин неиспользования конкурентных способов закупки, так как это важный момент, который имеет законодательное объяснение – в статье 8 Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44.

Согласно статье 12 ФЗ 44 важно доказать, почему выбранный способ осуществления закупок является наиболее результативным и эффективным.

Что же указывается в отчёте обосновании, каковы причины?

  1. Во-первых, важно оговорить срочность закупки, то есть важно объяснить нецелесообразность проведения торгов из-за ограниченности во времени.
  2. Во-вторых, нерентабельность, то есть данная причина приводится, когда поставщики не заинтересованы в снижении стоимости продукта, услуги. Такое может быть, когда закупки производятся в небольших регионах, когда там имеется только один поставщик, а перевозки из других регионов невыгодны, что ведёт к нерентабельности закупок из других регионов.
  3. В-третьих, отсутствие заинтересованности у других поставщиков, то есть данная незаинтересованность имеет документальное подтверждение, либо отказы от поставщиков на запросы заказчика.
  4. В-четвёртых, отсутствие конкуренции, например, если поставщик-монополист или он обладает авторскими правами в регионе заказчика, а привлечение поставщиков-конкурентов из других регионов невозможно для учреждения-заказчика из-за небольшого объёма закупки или небольших сроков для закупки.
  5. В-пятых. Выбирается поставщик, который значительно снижает цены на свой товар на ограниченный период времени.
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Юридическая Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Загрузка...