Инвентаризация в суде

Что такое инвентаризация, как ее провести, на что влияют ее результаты — вопросы, которые следует изучить бухгалтеру и руководителю предприятия. В данной статье мы подробно рассмотрим все аспекты проведения инвентаризации.

Что такое инвентаризация

Инвентаризация это комплекс действий, направленных на подсчет фактического наличия имущества либо обязательств у предприятия. Инвентаризация включает в себя проверку соотношения данных, полученных в ходе подсчета, с данными, которые содержатся в регистрах бухгалтерского учета предприятия.

Случаи обязательного проведения подсчета

В Методических указаниях Минфина перечислены следующие случаи:

  • Если меняются лица, ответственные за имущество или за ведение бухгалтерского учета на предприятии;
  • Если происходит ликвидация фирмы;
  • Если были выявлены недостачи или зафиксированы факты порчи имущества;
  • Если произошло чрезвычайное происшествие — пожар, затопление и прочие ЧС;
  • Если имущество хозяйствующего субъекта передается другому субъекту или продается;
  • При составлении годовой отчетности.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Что подвергается пересчету при инвентаризации

При инвентаризации пересчету подвергается все имущество организации, включая финансовые обязательства предприятия. К такому имуществу можно отнести:

  • готовая продукция;
  • товары;
  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • денежные средства и финансовые активы;
  • производственные запасы;
  • финансовые вложения.

Финансовые обязательства, которые также как и имущество подлежат инвентаризации, включают в себя:

  • краткосрочные и долгосрочные займы;
  • кредиторская задолженность;
  • кредиты банка.

Важно! Помимо собственности организации инвентаризации должны быть подвергнуты и объекты, находящиеся у организации во временном пользовании или на ответственном хранении.

Читайте также статью ⇒ Бухгалтерский учет логотипа: проводки.

 Какими законодательными актами регулируется процесс инвентаризации

Процесс инвентаризации ругулируется несколькими законодательными актами, в частности Министерством финансов 13 июня 1995 года выпущены Методические указания по инвентаризации, они утверждены Приказом №49. В  данном документе описывается порядок проведения процедуры и указывается на то, как правильно оформить результаты проведенной инвентаризации в бухгалтерском учете предприятия. Также есть Приказ Министерства Финансов Российской Федерации под названием «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» и с номером  34Н, последняя редакция этого приказа датируется 29 января 2018 года. В этом приказе есть целый раздел под названием «Инвентаризация имущества и обязательств», который также указывает для чего и в каких случаях требуется проводить инвентаризацию.

Как провести?

При проведении инв-ии нужно руководствоваться общими правилами. Выделим основные:

  • Для проведения подсчета должна быть создана специальная комиссия. Состав такой комиссии должен быть утвержден приказом руководителя с ознакомлением всех членов комиссии. В комиссии обязательно должен быть один председатель.

Важно! Если нет даже одного члена комиссии, утвержденной руководителем, то результаты такой инв-ии могут считаться недействительными.

  • Результаты проводимого подсчета должны быть внесены в инвентаризационные акты, которые составляют в двух экземплярах и представляют из себя описи.
  • Чтобы подсчитать сколько и какое имущество есть у предприятия члены комиссии взвешивают, обмеряют, просчитывают все, что необходимо.

Важно! Создание условий для правильности результатов инвентаризации — обязанность руководителя предприятия.

Описи

При проведении инв-ии комиссия составляет так называемые описи, в которых обязана указать все подсчитанное имущество. Описи или акты можно составить в письменном виде или напечатать. Акт должен быть подписан не только членами комиссии, но и материально ответственными лицами, в компетенции которых — следить за наличием имущества.

Что делать при выявлении отклонений по итогам инвентаризации?

Если произошло так, что в результате инвентаризации было выявлено расхождение фактических данных с данными, указанными в бухгалтерском учете, то в таком случае необходимо составить так называемую Сличительную ведомость. Суммы по положительной или отрицательной разницей наличия ТМЦ указываются в сличительной ведомости в соответствии с их оценкой в бухучете.

При расхождениях в бух.учете и результатах инв-ии нужно сделать следующее:

  • Если были обнаружены излишки при проведенном подсчете, то эти излишки нужно оприходовать и поставить на баланс предприятия;
  • Если же наоборот выявлена недостача ценностей, то руководитель издает приказ о списании на издержки производства данной недостачи.

Бухгалтерский учет инвентаризационных итогов

После завершения работы инвентаризационной комиссии при выявлении отклонений бухгалтерском учете делаются соответствующие проводки, призванные приведение бухгалтерии в соответствии с фактическим положением дел.

Здесь возможны две группы проводок — одна при излишках, другая при недостачах. Если выявлены излишки, то они оформляются проводкой

Кредит 91 Дебет 01,07,08,10,15,20,21 (в зависимости какое именно имущество в излишке).

Если выявлена недостача, то проводка делается другая:

Дебет 94 Кредит 01,07,08,10,15,20,21 (в зависимости какого имущества не хватает).

Читайте также статью ⇒ Бухгалтерский учет безвозмездной аренды

Выводы

Такой инструмент как инвентаризация играет важную роль в жизни хозяйствующего субъекта. Она необходима во многих случаях, главными из которых можно выделить смену ответственных лиц, сдачу отчетности за год, порчу и кражу имущества и многие другие. Инвентаризации подвергаются не только имущество и интересы предприятия, но и финансовые обязательства, к которым можно отнести кредиты, кредиторскую задолженность и другое. Инвентаризация происходит при поддержке и содействии руководителя предприятия и осуществляется специально созданной комиссией, которая состоит из простых членов и председателя. Результаты проведения подсчета в обязательном порядке фиксируются в инвентаризационных ведомостях или как их еще называют описях. В бухгалтерском учете результаты проведения оформляются определенными проводками, которые фиксируют наличие недостачи или излишков.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Юридическая Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Загрузка...