Как проходит инвентаризация готовой продукции: в магазине, сельском хозяйстве, на предприятии. Проводки

Готовая продукция — это конечный результат деятельности производственной организации, по которому в некоторой степени можно судить о том, является ли она успешной или же убыточной. Именно от состояния и количественного соотношения готовой продукции во многом зависит факт получения организацией выручки от реализации и прибыли, которую затем можно использовать для достижения стратегических целей. В статье рассмотрим как проходит инвентаризация готовой продукции в магазине, на складе, в сельском хозяйстве и на предприятии. Также разберем как происходит бухгалтерский учет и отражение результатов.

Сущность инвентаризации готовой продукции

Сущность инвентаризации готовой продукции заключается в том, что этот процесс подразумевает проверку наличия всех позиций продукции и товаров на складах, соответствия их принятой номенклатуре и учетным данным в бухучете. Основной целью инвентаризации готовой продукции является выявление каких-либо ошибок или неточностей, которые могут возникнуть при неправильном ведении бухгалтерского и складского учета, а также в связи с неправомерными действиями ответственных работников.

В соответствии со сформулированной целью необходимо выделить основные задачи инвентаризации готовой продукции и товаров, к которым относятся:

  1. выявление фактического количества товаров или готовой продукции и их соответствие утвержденной номенклатуре (см. → инвентаризация товаров: сроки, учет);
  2. проверка полноты и правильности отражения готовой продукции на счетах синтетического и аналитического учета;
  3. соответствие фактических и учетных данных и выявление расхождений между ними;
  4. анализ причин несоответствия информации;
  5. определение правильности хранения готовой продукции и товаров на складах;
  6. выявление виновных лиц при определении неправильности учета и хранения готовой продукции и товаров.

Основы инвентаризации готовой продукции на складе

Инвентаризацию готовой продукции необходимо проводить не менее одного раза в год, а при необходимости руководитель организации или подразделения может принять решение о более частом ее осуществлении. Такая мера необходима в том случае, когда производственная деятельности организации носит масштабный характер и при этом подразумевает изготовление продукции и товаров по обширной номенклатуре. Благодаря проводимой инвентаризации возможно исключение пересортицы, которая обязательно возникает, если наименований товаров достаточно много, а складской учет осуществляется не в полном соответствии с нормами и стандартами.

Инвентаризация готовой продукции и товаров проводится по нескольким основаниям, главным из которых является законодательство Российской Федерации, предусматривающее обязательную для организаций всех форм собственности ежегодную проверку наличия и состояния проверяемых объектов. Также инвентаризация изготовленной продукции и товаров на продажу может проводиться и в иных конкретных случаях на предприятии, к которым относятся:

  • происходит увольнение одного ответственного лица и назначение другого;
  • предприятие реорганизуется или ликвидируется;
  • устанавливается факт злоупотребления служебным положением, хищения, ухудшения свойств или полной порчи имущества;
  • составляется годовая бухгалтерская отчетность;
  • произошло стихийное бедствие или чрезвычайная ситуация.

Следует выделить основные виды инвентаризации готовой продукции и товаров, которые подразделяются в зависимости от выбранного критерия классификации.

Критерий

Наименование

по масштабу 1. полная (по всему ассортименту)
2. частичная (по определенному складу или наименованию)
по основанию 1. плановая (согласно графику осуществления процесса  инвентаризации)
2. внезапная (по решению руководства)
по методу 1. сплошная (полный пересчет всего имущества)
2. выборочная (выборочный пересчет по определенным позициям)

Подготовка к проведению инвентаризации

Перед проведением инвентаризации готовой продукции и товаров на складах в организации необходимо создать приказ, в котором будут указываться такие основные параметры, как:

  • наименование подлежащего ревизии объекта;
  • председатель и члены контролирующей комиссии;
  • сроки проведения проверки.

Состав инвентаризационной комиссии постоянный, в нее входят сотрудники из различных служб предприятия. К примеру, отдела маркетинга и сбыта готовой продукции, отдела технического контроля, бухгалтерии, производственного отдела и т.д.

На момент проведения ревизии готовой продукции все товары должны быть оприходованы по счетам бухгалтерского учета, чтобы количество полностью соответствовало имеющимся документам. Также кладовщики или материально-ответственные лица обязаны предоставить расписку о том, что все переданные им на хранение объекты учтены, а документы по их движению переданы в бухгалтерскую службу.

Естественно, в каждом отдельно взятом случае инвентаризация имеет какие-либо нюансы, поскольку виды деятельности предприятий могут кардинально различаться. Необходимо подробнее рассказать о том, как проводится инвентаризация готовой продукции и товаров в различных отраслях.

Инвентаризация товаров в магазине

Инвентаризация в торговле связана с тем, что необходимо провести ревизию товаров в торговых залах, где могут находиться посетители. Чтобы не мешать им выбирать и покупать товары, следует проводить проверку в тот день, когда покупателей будет минимальное количество. При этом возможно два варианта развития событий:

Вариант Описание
Первый вариант Торговая точка не закрывается, а ревизия проводится по определенной номенклатуре товаров
Второй вариант Торговая точка полностью закрывается, и ревизия проводится по всем имеющимся товарам в торговом зале и на складах

Второй вариант наиболее выгоден и удобен, поскольку позволяет привлечь к проверке и пересчету товаров всех свободных сотрудников, что особенно важно в условиях обширного ассортимента. Кроме того, закрытый торговый зал позволяет полностью пересчитать имеющийся в наличии товар и не проверять, взял ли его покупатель или нет.

Особенно удобно инвентаризировать товары в магазине по штрих-кодам — данное мероприятие внедряется повсеместно, поскольку помогает ревизорам произвести правильный пересчет всего товара в минимально короткие сроки. Внедрение автоматизированного учета облегчает труд, снижает издержки, позволяет получить более полную информацию по фактическому учету товаров в торговых залах и соотнести ее с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация готовой продукции в сельском хозяйстве

Готовая продукция в сельском хозяйстве подразделяется на несколько видов:

Отрасль сельского хозяйства

Производимая готовая продукция

Животноводство Молоко, мясо, яйца, мед
Растениеводство Фрукты, овощи
Незавершенное производство Мед в ульях, яйца в инкубаторе, молодняк на выращивании и откорме
Промышленное производство в сельском хозяйстве Винная, хлебобулочная, молочная продукция, ожидающая срока готовности

Особенности инвентаризации в сельском хозяйстве связаны с тем, что в этой сфере деятельности существует большой объем незавершенного производства. К нему относятся расходы на урожай в будущих периодах, животные на выращивании и откорме, необмолоченные культуры, яйца в инкубаторах, посевы озимых культур, выдержка пищевого сырья, запасы меда в ульях. И хотя вся эта продукция не перешла в стадию готовой, она все же должна быть учтена в качестве незавершенного производства.

Для каждой отдельно взятой позиции предусмотрен порядок определения ее стоимости на незавершенной стадии, к примеру, в пчеловодстве необходимо использовать показатели стоимости кормового меда и себестоимости готового меда, а для определения стоимости заготовленной для корма соломы берут вес 1 м3 соломы и размеров скирды, в которой она хранится.

Необходимо отметить, что поголовье взрослого и рабочего скота не относится к готовой продукции, поскольку они представляют собой основные средства. В соответствии с этим их ревизия и подсчет должны происходить только в том случае, когда осуществляется инвентаризация основных средств в сельскохозяйственном предприятии, но никак не готовой продукции.

Инвентаризация на предприятии

Инвентаризация готовой продукции и товаров на производственном предприятии должна учитывать тот факт, что в некоторых случаях продукция может быть отгружена покупателю, но за нее еще не получены денежные средства. Такая отгруженная продукция должна учитываться как отгруженная в виде обязательств дебиторов перед организацией. При этом на нее также должны быть оформлены соответствующие документы, к примеру, расчетные документы поставщиков, договора, акты приема-передачи или расписки.

Пример описи готовой продукции при инвентаризации на промышленном предприятии может выглядеть следующим образом:

Номенклатура

Единица измерения

Количество

Труба бурильная стальная универсальная 70х4,5 шт. 180
Труба бурильная стальная универсальная 85х6,0 шт. 132
Штанга бурильная для горизонтально-направленного бурения шт. 84
Штанга бурильная шнековая шт. 93
Переходник П-3 шт. 219

Выявленные излишки готовой продукции и товаров приходуются по их себестоимости, а при продаже к ним добавляется процентная надбавка. Результаты ревизии, отражающие излишки, относятся на счет доходов предприятия. Если же была обнаружена недостача, то она отражается по счетам бухгалтерского учета также по фактической себестоимости, а результаты относятся на счет расходов организации. Читайте также: → как проходит инвентаризация материалов, → инвентаризация основных средств. консервация основных средств.

Таким образом, можно говорить о том, что результаты проводимой инвентаризации влияют в целом на показатели деятельности производственного предприятия. Кроме того, они позволяют выявить «узкие места» в бухгалтерском и складском учете, то есть проблемные участки, на которые следует обратить повышенное внимание. Также ревизия готовой продукции в данной сфере позволяет решить следующие вопросы:

  1. усовершенствовать учет;
  2. внедрить его автоматизацию;
  3. снизить процент пересортицы;
  4. ограничить мошеннические действия ответственных лиц;
  5. повысить качество хранения готовой продукции и товаров.

Основные бухгалтерские проводки по инвентаризации продукции

При проведении инвентаризации возможно получение нескольких результатов, и по каждому из них формируются соответствующие проводки. Наиболее распространенными из них являются:

  • если выявлен излишек:

Дебет 43 Кредит 91 излишек готовой продукции принят к учету

  • если выявлена недостача, но виновное лицо не обнаружено

Дебет 94 Кредит 43 отражена стоимость недостачи

Дебет 91 Кредит 94 недостача отнесена на счет прочих расходов

  • если выявлена недостача, и виновное лицо обнаружено

Д ебет94 Кредит 43 списана стоимость недостачи

Дебет 73 Кредит 94 возмещение недостачи за счет виновного лица

5 интересных вопросов по инвентаризации готовой продукции

Вопрос №1. Что делать, если ответственное лицо отказывается возмещать ущерб?

В данной ситуации необходимо попытаться решить вопрос мирным путем или же подать исковое заявление в суд о возмещении материального ущерба виновной стороной.

Вопрос №2. Можно ли проводить ревизию без присутствия лица, ответственного за хранение готовой продукции и товаров?

Нет, согласно законодательству ревизия должна проводиться только в присутствии ответственного сотрудника.

Вопрос №3. Что делать, если в ходе инвентаризации товаров выявлен объект, не относящийся к деятельности компании?

В данной ситуации необходимо выявить ее владельца, а при отсутствии такого подать заявление в полицию. По истечении полугода, если владелец так и не будет найден, объект поступает в распоряжение организации.

Вопрос №4. После увольнения ответственного лица была обнаружена недостача. Можно ли ее истребовать в судебном порядке?

Нет, доказать вину уволенного сотрудника невозможно. Недостачу следует списать на расходы организации или финансовые результаты.

Вопрос №5. Может ли ответственное лицо быть членом инвентаризационной комиссии?

Нет, данный сотрудник не может быть членом ревизионной комиссии. И этот факт не зависит от того, какое именно имущество проверяется — доверенное на хранение ему или другим сотрудникам.