Инвентаризация финансовых вложений: пример, проводки в 2018 году

Периодическая проверка активов, их наличия и состояния – одна из важных составных контроля функционирования предприятия. Наряду с инвентаризацией имущества и денежной массы осуществляется инвентаризация финансовых вложений.

Основные задачи инвентаризации финансовых вложений

Под инвентаризацией финансовых вложений (ФВ) подразумевается сравнение того, что есть фактически в наличии, с учетными данными. Объектами описи выступают:

  • ценные бумаги;
  • вложения, которые фирма вносит в уставный капитал иных компаний;
  • займы и кредиты, предоставленные другим организациям.

Проведение инвентаризации ФВ позволяет установить:

  • насколько правильно и корректно проведено оформление и регистрирование ценных бумаг (ЦБ);
  • реальна ли стоимость ЦБ, по которой проводится их учет в балансе;
  • уровень сохранности ЦБ;
  • отражение размеров полученных доходов по ЦБ, процентов по предоставленным кредитам и займам;
  • насколько полно и своевременно проводятся соответствующие записи.

Опись следует осуществлять в те же дни, когда инвентаризируется денежная масса в кассе компании.

Инвентаризация финансовых вложений: этапы и порядок проведения

Инвентаризация состоит из нескольких стадий (этапов):

Этапы

Содержание
ПодготовительныйРазработка приказа о проведении работы по инвентаризации активов компании
Инвентаризационной комиссии, созданной ранее отдельным приказом, необходимо приступать к работе.

Изымание последних на дату инвентаризации документов: по приходу и расходу, отчетов

Непосредственная работаДокументальная проверка: сопоставление фактического наличия подтвержденных финвложений с данными учета.
Внесение в инвентаризационную опись денежной оценки финвложений
АналитическийАнализ полученных результатов на предмет расхождений данных инвентаризации с бухгалтерскими записями, сравнение
Заключительный

Подписание инвентаризационной описи.

Члены комиссии готовят предложения по:

—        оценке выявленных неучтенных финвложений;

—        списанию неподтвержденных документально инвестиций;

—        привлечению к материальной ответственности виновных лиц

Руководство рассматривает предложения комиссии, проводившей инвентаризацию, и принимает конкретные решения. Полученные результаты описи обязательно отражаются в бухучете. Читайте также статью: → «Инвентаризация денежных средств в кассе, как часто в 2018»

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Составление приказа об инвентаризации

Приказ формируется непосредственно перед проведением работы по инвентаризации. В нем прописывают:

  • дату начала и окончания описи;
  • причину проведения;
  • сроки предоставления итоговых документов в бухгалтерию.

Комиссия, как правило, создается в начале каждого года. В приказе дополнительно обозначается ее состав (председатель и члены). Прописывается должность каждого сотрудника и его ФИО.

Важно! При разработке приказа за основу принимается типовая форма № ИНВ-22.

Формирование акта инвентаризации финвложений

Для того, чтобы зафиксировать результаты инвентаризации, предусмотрена опись по форма ИНВ-16. В ней имеются графы для отражения:

  • фактических финансовых вложений;
  • числящихся ФЗ за сведениями бухучета;
  • результатов. Это могут быть и излишки, и недостачи, или ни того, ни другого.

Опись подписывается председателем комиссии и ее членами.

Если в результате сопоставлений обнаружено несоответствие фактического наличия с учетными данными, сотрудник компании, материально ответственный, записывает в бланке причины выявленных недочетов, ставит свою подпись. Когда несоответствия значительные, ему потребуется оформить дополнительно расширенную объяснительную записку.

В последних строчках описи руководитель записывает свое решение по поводу выявленных отклонений. В частности, он может вынести виновному лицу предупреждение, выговор, либо обязать его возместить полученные убытки. Подобные решения дополнительно оформляются приказом. Читайте также статью: → «Инвентаризация и учет объектов недвижимости 2018»

Инвентаризационная опись выполняет функцию акта, поскольку отражает всю необходимую информацию. Документ можно заполнять с помощью компьютерных программ или от руки. Если при формировании описи что-то записано с ошибкой, то тогда неправильные данные нужно зачеркнуть, написать сверху верные сведения и подтвердить их подписями членов комиссии. Рекомендуем ознакомиться с примером заполненного бланка инвентаризационной описи в 2018.

В строках незаполненных необходимо провести прочерки.

Важно! Компания имеет право при составлении акта инвентаризации использовать не только ф. № ИНВ-16, но и разработать свой бланк, который бы учитывал ее специфику финвложений. Это не относится к описи ЦБ в документарной форме.

Документы для инвентаризации финансовых вложений

Прежде чем приступить к проверке финвложений, необходимо определить, правомерно ли отнесены те или иные активы на сч. 58. Учитывается осуществление одновременно таких условий:

  1. Корректное оформление документации, дающей право распоряжаться активом и полученными от него доходами.
  2. Подтверждение того, что к компании перешли все риски по конкретному ФВ.
  3. Осуществимая вероятность получения от финвложения пользы.

Все особенности инвентаризационного процесса целесообразно зафиксировать в учетной политике компании.

Представители инвентаризационной комиссии отмечают объективное существование документов, на основании которых финвложения признаются таковыми:

  • контрактов и соглашений;
  • платежек и накладных на ТМЦ;
  • инвестиционных сертификатов;
  • актов по приему-передаче выполненных услуг.

Чтобы удостовериться в корректности оценки финансовых вложений, комиссия изучает:

  • расходы фактические на ЦБ и произведенные вложения в уставные капиталы других компаний;
  • кредиты, предоставленные другим организациям, правильность расчета процентов.

Комиссией анализируются данные по каждому ФВ. В акт инвентаризации финвложений вносится название документа, его серия, номер, цена (и фактическая, и номинальная). Если ЦБ сохраняются в специальном хранилище, проводится сравнение остатков сумм на счетах бухучета с выписками, предоставленными указанными организациями.

Важно! Прежде чем начать инвентаризацию ФВ, нужно удостовериться, что все необходимые первичные документы и регистры бухучета в наличии.

Особенности бухучета и оформления итогов инвентаризации

Когда инвентаризация обнаружит неучтенные ФВ, их оприходуют по ценам, сложившимся на рынке. Последние определяются:

  1. По биржевым котировкам для тех ЦБ, которые допущены к торгам на фондовой бирже.
  2. Экспертным путем. Этот способ приемлем для ЦБ, находящихся за пределами биржевого оборота, и для прочих ФВ.

Ошибка в бухучете, обнаруженная благодаря инвентаризации, исправляется так:

Дт 58              Кт 50 (или 51)                       покупка ЦБ отражена

Принятие к учету ФВ при отсутствии ошибок оформляется записью:

Дт 58              Кт 91 (1)

Когда инвентаризация выявила отсутствие документов, подтверждающих права компании на конкретное ФВ, необходимо попытаться их восстановить. Следует сделать официальный запрос дубликата или копии у фирмы, куда ФВ были направлены. Можно также обратиться в организацию, зарегистрировавшую сделку.

Если попытки не принесли позитивного итога, не подтвержденные документально финансовые вложения списываются:

Дебет

КредитКомментарий
9458Отражение убытка, возникшего из-за нехватки финвложений
73 (2)94Взимание материального убытка с виновных
5073 (2)Сумма утраты возмещена виновником через кассу
Или:
7073Сумма ущерба удержана из зарплаты виновного лица
Если виноватых не выявлено, либо суд своим решением отказал во взимании:
91 (2)94

Списание потери на финансовый результат

Ошибки при инвентаризации финвложений

Опись результатов инвентаризации ФВ составляется в двух экземплярах. Проверка чаще всего выявляет такие ошибки:

  • ФВ оформлены некорректно;
  • документы, их подтверждающие, отсутствуют или составлены не по установленным требованиям;
  • ФВ отнесены к финансовым активам, хотя основания на то отсутствуют;
  • неточное определение стоимости ЦБ первоначальной;
  • доход, формируемый ФВ, отражается не полностью;
  • нарушены нормы законодательства.

Неточности фиксируются в акте. Его подписывают все члены комиссии, а утверждает – директор. Ошибки возможны и со стороны инвентаризационной комиссии. Нередко они состоят в неправильном оформлении итоговых документов, что чревато проведением повторной работы или ее продолжением:

Суть ошибкиОписание
Порядок проведения инвентаризации нарушен1.      Руководитель не утвердил распорядок инвентаризации.

2.      Не определены лица, формирующие состав комиссии.

3.      Не установлены сроки инвентаризации.

4.      Материально ответственные сотрудники не предоставили расписки о том, что они сдали документы в бухгалтерию.

5.      Кто-то из членов комиссии находится в отпуске, командировке или болеет

Некорректное оформление результатов инвентаризации

1.      Сроки отражения результатов инвентаризации нарушены.

2.      Подготовлен только один экземпляр описи (вместо двух).

3.      В описи присутствуют исправления, ошибки, не заверенные членами комиссии.

4.      Не подбиты итоги в последней строчке страницы. Присутствуют пустые строчки.

5.      Материально-ответственное лицо не поставило подпись, подтверждающую отсутствие с его стороны претензий к выводам комиссии.

Важно! Когда инвентаризация переносится на следующий день, помещение или место (сейф), где хранятся ЦБ, другие ФВ, опечатывается.

Инвентаризация финансовых вложений при УСН – особенности

Процесс проведения инвентаризации в фирмах с УСН ничем не отличается от компаний с ОСНО. Но вот порядок отражения недостач несколько другой. Для «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы» уменьшить расходы на утраченные суммы нельзя никак, поскольку это не допускается. Поэтому они сразу «ложатся» на финансовый результат.

Для тех фирм, у которых объектом обложения налогом выступают «доходы за минусом издержек», в состав последних включаются недостачи в пределах норм естественной убыли. Но это касается только МПЗ, но не финансовых вложений. Читайте также статью: → «Инвентаризация при смене руководителя в 2018»

Когда размер ущерба компенсируется за счет виновников, то он учитывается в составе внереализационных доходов на дату, когда средства фактически поступили в распоряжение фирмы. Суммы, возвратить которые невозможно, списываются на затраты, не связанные с реализацией. Излишки включаются в состав доходов, полученных вне продаж. Все операции отражаются в Книге доходов и расходов (КДиР).

Пример. В ходе инвентаризации ФВ обнаружена недостача БСО на 120 рублей. Виновник – кассир Белова Р. О., которая является материально ответственным лицом. Она вовремя не списала испорченные бланки, о чем указала в объяснительной записке. Кассир согласилась внести сумму ущерба в кассу, что и сделала 25 ноября 2016 года. В КДиР появилась запись:

Доходы и расходы:

Регистрационная записьСумма, которая учитывается в налоговой базе
№ п/пДата и № первичного документаСодержание операциидоходырасходы
1.ПКО № 8 от 25.11.2016Внесение кассиром Беловой Р. О. суммы ущерба120-00

Таким образом, недостача, выявленная комиссией, проводящей инвентаризацию, отражена документально.

Топ 5 популярных вопросов

Вопрос № 1. При инвентаризации финансовых вложений можно использовать форму 16-ИНВ?

Ответ. Именно ф. ИНВ-16 применяют для отражения результатов описи наличных ЦБ и БСО. Поэтому, если в компании не разработали собственный бланк, ИНВ-16 подойдет полностью.

Вопрос № 2. Можно ли дополнительно назначить инвентаризацию финвложений в межинвентаризационный период?

Ответ. Да. Распоряжением директора компании нередко назначается инвентаризация выборочная.

Вопрос № 3. В небольшой организации функционирует ревизионная комиссия. Допустимо ли ей поручить инвентаризацию?

Ответ. Подобное допускается, если небольшой объем работ. Но, опять же, руководитель пишет соответствующий приказ.

Вопрос № 4. Где хранятся акты инвентаризации?

Ответ. Документ составляется в двух экземплярах. Один отправляется в бухгалтерию, а второй – хранится в архивах комиссии.

Вопрос № 5. Какие денежные единицы указываются в инвентаризационных описях и актах?

Ответ. Заполнение данных о стоимости ФВ проводится в рублях и копейках.

Проведение инвентаризации финвложений – не простая формальность. К данной работе следует относиться ответственно. Неточности приводят к искажению результатов функционирования компании, некорректному отражению ее финансового состояния, что может обернуться штрафами и утратой доверия инвесторов.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Юридическая Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Загрузка...