Государственное управление охраной труда

Под охраной труда понимается ряд мер, направленных на предоставление трудящимся оптимальных условий выполнения ими должностных функций, которые не несли бы опасности для здоровья и жизни работников предприятий. Данная задача представляет собой особую важность, а потому входит в компетенцию правительства. Предлагаем разобраться, в чем заключается управление охраной труда, для чего понадобилось государственное управление охраной труда, как распределяются полномочия и функции властей.

В чем заключается государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда — это деятельность государственных органов власти, направленная на исполнение надзорных и контролирующих функций в сфере трудовой охраны в соответствии с государственной политикой. Чтобы гарантировать россиянам безопасные условия труда, в перечень функций государства были включены задачи по:

  • утверждению профилактических мер и устранению нарушений правительственных предписаний, касающихся охраны труда;
  • разработке специальных программ по увеличению безопасности на рабочих местах;
  • формированию адекватных требований к организации технологической деятельности, производства, использованию основных средств и т.д.;
  • поддержание в актуальном состоянии нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение безвредности условий на рабочих местах.

Для чего нужно государственное управление охраной труда

Целью принятия законодательных актов, касающихся обеспечения охраны труда работников предприятий, является соблюдение прав трудоустроенных лиц на выполнение трудовых обязанностей и защита интересов работодателей и подчиненных. Государственное управление охраной труда реализуется путем выполнения правительственными структурами следующих задач:

  • заимствование положительного опыта заграничных предприятий в сфере охраны труда;
  • обеспечение первоочередного значения сохранности здоровья трудящихся и сбережения их жизни;
  • утверждение порядка обеспечения сотрудников компаний приемлемыми санитарно-бытовыми условиями, выдачи защитных и профилактических средств трудящимся, предоставления им медицинского обслуживания;
  • разработка, утверждение и публикация нормативных актов и целевых программ, целью которых является улучшение условий труда и оптимизацию деятельности по охране труда;
  • разработка порядка налогообложения, стимулирующего работодателей на обеспечение работникам максимально безопасных и комфортных условий осуществления трудовой деятельности;
  • осуществление проверок соблюдения законом, правил и предписаний, касающихся охраны труда;
  • систематизация сведений, относящихся к улучшению производственной среды и охраны труда;
  • проведение экспертной оценки рабочих мест;
  • анализ статистических данных по несчастным случаям на производстве, профессиональным заболеваниям, выплаченным компенсационным суммам;
  • организация мероприятий по оценке рабочих мест;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • обеспечение мер по профилактике несчастных случаев на производстве и аварийных ситуаций;
  • оказание финансовой поддержки мероприятий по охране труда;
  • выплата компенсаций и оказание поддержки сотрудникам и членам их семей, если здоровье работника пострадало из-за выполнения трудовых обязанностей;
  • проведение расследований и учет несчастных случаев на производстве.

Читайте также статью ⇒ «Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке«.

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Кто осуществляет государственное управление охраной труда

Во главе федеральных органов исполнительной власти стоит Правительство РФ, занимающее также лидирующую позицию при решении вопросов безопасности и охраны труда. Правительство РФ отдельные функции выполняет непосредственно силами властей, а на выполнение других задач предоставляет полномочия Министерству труда и иным федеральным органам. Таким образом, Правительство РФ:

  • занимается распределением полномочий в сфере охраны труда между ветками федеральных властей;
  • закрепляет в нормативных актах положения, регулирующие деятельность федеральных органов в области охраны труда и уточняющие подконтрольность и взаимодействие государственных органов между собой.

Федеральные органы, получившие полномочия от Правительства РФ в сфере охраны труда, вправе выполнять перечисленные функции: разрешительные, координирующие, надзорные, исполнительные, контрольные и другие. Федеральные исполнительные власти осуществляют руководство охраной труда на территории всех регионов России в пределах переданных им полномочий. Однако, отдельные полномочия они вправе передавать органам местного самоуправления, но только если такие действия не нарушают нормы действующего законодательства (федерального и местного).

Читайте также статью ⇒ «Как правильно заполнять журналы по охране труда«.

Ветки в структуре государственного управления охраной труда

В структуре государственного управления охраной труда можно выделить следующие 2 ветки:

  1. Правительство РФ с федеральными органами исполнительной власти, занимающиеся обеспечением функционирования государственной политики в сфере охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, реализующие принятые на муниципальном и региональном уровне решения и обладающие полномочиями по осуществлению деятельности в сфере охраны труда, переданными им федеральными органами власти.

Читайте также статью ⇒ «Инструкция по охране труда для офисных работников«.

Структура государственных органов, занимающихся охраной труда

На территории РФ действует следующая иерархия государственного управления охраной труда на российских предприятиях:

Ступень иерархии госуправленияФункции
Федеральный уровень (общегосударственный уровень)Министерство труда и социальной защиты РФ. Формирует правовую основу всех исполнительных органов в области охраны труда. Осуществляет управление  деятельностью по охране труда оперативно и в долгосрочной экономической перспективе.
Региональный уровень (уровень субъекта РФ)Законодательством не определены конкретные функции региональных органов власти, соответственно, осуществление мероприятий по охране труда является самостоятельным правом и задачей региональных властей. Принятие какие-либо мер согласуется с Минтруда России и приводится в соответствие со спецификой субъекта РФ.
Муниципальный уровень (местный уровень)Обладает полномочиями, переданными «сверху», уточняет нормативно-правовую базу в сфере трудовой охраны, контролирует эту деятельность на местах.
Корпоративный уровень (индивидуальный, частный уровень)Обеспечивает исполнение требований закона на отдельно взятой фирме путем издания локальных нормативных актов.

Контролирующие госорганы в сфере охраны труда

Органы управления в сфере охраны труда подчиняются приведенной ниже иерархии:

Контролирующий органФункции
Прокуратура РФВысший надзорный орган РФ. Занимается обеспечением исполнения законодательных актов в сфере трудовой охраны со стороны подчиненных веток исполнительной власти (и должностными лицами) и слежением за соответствием издаваемых ими правовых актов нормам государственного права. Региональные прокуроры подконтрольны Генеральному прокурору РФ.
РострудОрган контроля, подведомственный Минтруда и социальной защиты и специально уполномоченный для слежения за исполнением законов в сфере охраны труда. Руководитель Роструда, выполняющий функции главного инспектора, может быть назначен или снят с должности только представителем Правительства РФ по рекомендации Минтруда РФ.
Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда)Органы, посредством которых федеральная служба по охране труда осуществляет административный контроль.
Муниципальные структуры по охране трудаОрганы, через которые Роструд осуществляет взаимодействие с работодателями. К таким структурам могут относиться интеграции работодателей, органы местного самоуправления, профсоюзы работников и их объединения, прочие организации, упомянутые в ст. 365 ТК РФ.

Законодательные акты по теме «Государственное управление охраной труда»

ст. 216 ТК РФПро государственное управление охраной труда
гл. 57 ТК РФОб управляющей деятельности в сфере охраны труда

Типичные ошибки

Ошибка: Работодатель совершает нарушения в сфере охраны труда, когда убежден в том, что контролирующие органы не обнаружат при проверке никаких правонарушений.

Комментарий: Меры наказания будут применены не только в отношении работодателей, нарушения которых были обнаружены контролирующими органами в ходе проведения выездных проверок. Сотрудники имеют право в любое время подать жалобу на нанимателя в территориальные органы трудовой инспекции, прокуратуру и суд.

Ошибка: Работодатель не обеспечивает сотрудников защитными и профилактическими средствами, тогда как вид осуществляемой на предприятии деятельности относится к категории опасных производств.

Комментарий: На законодательном уровне установлен перечень разновидностей деятельности предприятий, при осуществлении которых работники должны быть обеспечены спецодеждой, защитными и профилактическими средствами. Нарушение данного требования строго наказуемо.

Ответы на распространенные вопросы про государственное управление охраной труда

Вопрос №1: Согласовывают ли федеральные органы исполнительной власти свои действия в сфере трудовой охраны с другими уполномоченными органами власти?

Ответ: Да, федеральные органы исполнительной власти согласовывают принятые ими решения с Министерством труда и социального развития РФ.

Вопрос №2: В чем разница между государственными трудовыми инспекциями и муниципальными структурами по охране труда?

Ответ: Государственные инспекции по труду — это территориальные представительства Роструда, посредством которых федеральная трудоохранная служба осуществляет администрирование и контроль. А муниципальные структуры необходимы для того, чтобы данный контролирующий орган мог осуществлять взаимодействие с частными работодателями регионов.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Юридическая Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Загрузка...
Adblock detector