Гибкий график работы

В данной статье мы рассмотрим гибкий график работы. Узнаем, что значит гибкий график работы и разберемся в основных правилах введения гибкого графика.

Некоторые виды деятельности не требуют постоянного присутствия работника в офисе или на производстве и работодатели все чаще предлагают своим сотрудникам переходить на гибкий график, работая не на время, а на результат.

Разновидности режимов рабочего времени

Трудовой кодекс не запрещает использовать разные режимы работы в зависимости от деятельности организации или особенностей производства. Из этого следует, что каждый работодатель подстраивает рабочий график под процесс ведения деятельности для максимизации производительности. Единственный нюанс, который должны соблюдать все организации — установленный режим работы не может нарушать действующее законодательство. Читайте также статью: → «Разделение отпуска на части: в графике отпусков, военнослужащим, без согласия работника»

Разновидность режима Описание
Обычный график работы Представляет стандартный восьмичасовый режим с часовым перерывом на обед и соблюдением всех социальных гарантий регламентированными законодательством
Ненормированный рабочий график При таком режиме работник может выполнять свои обязанности в любое сверхурочное время. При этом деятельность должна производиться в рамках должностных обязанностях, оговоренных в трудовом договоре
Гибкий график работ Данный график дает намного больше свобод работникам организации, особенно в части регулирования режима. Но работодатель должен заранее разработать систему применения данного графика
Сменный график работ Часто применяется в организациях, где процесс производства или оказания каких-либо услуг не может быть прервано. При таком графике норма рабочего времени не может превышать установленной законодательством нормы. Сам график работы и смены рассчитываются индивидуально по внутреннему расписанию организации
Режим разделения рабочего времени Такая система характерна для специфичных видов деятельности в основном сфере услуг (транспортные услуги, перелеты и т.д.). Организация ведет учет времени выполнения должностных обязанностей, которое также не может превышать установленной законодательством  нормы

Гибкий график работы: общая информация

Данная форма организации рабочего процесса подразумевает некоторое перераспределения несения ответственности между руководителем и сотрудниками. Это означает, что работник сам вправе решать в какие часы ему работать, а в какие заниматься своими личными делами. Часто данный нюанс относят к одной из форм мотивации персонала. Работодатель устанавливает несколько базовых часов в сутки, когда все работники должны быть в офисе и общее время, которое должно быть отработано за день или за неделю (месяц) в часы, которые удобны самому работнику.

По некоторым проведенным исследованиям такой рабочий график повышают эффективность работы, это обусловлено несколькими причинами:

  • Снижается уровень беспокойства работника, связанного с личными проблемами которые необходимо решать в рабочее время при стандартном графике работы;
  • Увеличивается доверие к работодателю и мотивированность работника;
  • Повышается ответственность за поставленные задачи перед персоналом и т.д.

Гибкий режим рабочего времени и его особенности

При принятии решения о переводе своих сотрудников на режим работы с гибким графиком, работодатель должен полностью соблюсти всю процедуру, установленную законодательству и предусмотренную для внесения изменений в трудовой процесс. Для этого руководители должны уведомить своих сотрудников о грядущих изменения за два месяца и по согласию всех сторон скорректировать существующее положение о трудовом распорядке. Особенностями данного режима является то, что периоды учета времени для гибкого графика могут различаться в зависимости от особенностей организации.

В зависимости от того какие временные рамки устанавливает работодатель для контроля общего отработанного времени можно выделить несколько учетных периодов:

  • Период равный одному дню. Это означает, что общая продолжительность отработанного времени за сутки не может превышать установленных законодательством часов;
  • Период равный рабочей неделе. Что означает суммирование общего количества часов за данный конкретный период, в течение которого работник занимался исполнением своих должностных обязанностей;
  • Период равный рабочему месяцу, также в расчет берется суммарное количество часов за этот период, которые должны не превышать законодательной нормы.

Правила ведения гибкого графика

Многие работодатели опасаются внедрения гибкого графика, потому что это связано с некоторыми рисками, что задачи, требующие срочного решения, не будут выполнены из-за отсутствия сотрудника на своем рабочем месте, поэтому существуют определенные правила, которые снижают такие риски. Читайте также статью: → «Особенности и правила работы по совместительству в декрете»

Правило Описание
Определение фиксированного времени Организация должна определить базовые рабочие часы, в которые все сотрудники должны находиться на своих рабочих места, это время основной производственной загрузки.
Определение гибкого времени Организация должна также определить промежуток гибкого времени, когда сотрудник может приходить на работу и уходить с нее
Определение учетного времени Все сотрудники должны быть информированы о том, за какой промежуток времени они должны отрабатывать норму рабочего времени, установленного законодательством.
Выходные дни и оплачиваемый отпуск Несмотря на то, что такой график дает много преимуществ для работников, они также имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, а также праздничные и выходные дни. При этом любое нарушение данного право со стороны работодателя будет иметь ряд неприятных последствий.

Преимущества введения гибкого графика

Такая система учета рабочего времени актуальна для тех организаций, которые в силу специфики своей деятельности не требуют одновременного присутствия всех сотрудников на рабочих местах. Это характерно для компаний, которые занимаются дизайном, рекламой, разработкой и внедрением информационных технологий и т.д. Это определенный психологический момент для таких компаний, которые стремятся максимально реализовать потенциал своих сотрудников и снизить «досиживание» работников до конца рабочего дня.

От сюда можно выделить несколько причин перехода разных организаций именно на такой гибкий график работы:

  • Решение проблем с трудовой дисциплиной, особенно для тех компаний, которые находятся в крупных городах. Опоздание из проблемного трафика на дорогах, транспортных перебоев, а также личных причин сотрудников, которым в рабочее время необходимо, например, попасть в государственное учреждение график работы, которого совпадает с рабочим графиком работника.
  • Увеличение привлекательности организации на рынке труда для квалифицированных специалистов.
  • Работа на результат, это означает, что сотрудники меняют свое представление о выполняемых задачах, потому что в основе оплаты труда лежит уже не время, которое сотрудник провел в офисе, а именно факт выполнения поставленной задачи, а это значит, что работа будет выполнена в более короткий срок.
  • Мотивированность персонала, данный график дает чувство свободы и психологического комфорта.

Трудности применения гибкого графика организацией

Не для всех организаций подходит такой график работы, хотя он и выглядит достаточно привлекательно в теории. Некоторые виды деятельности требуют единовременного присутствия большей части специалистов, а предоставления сотрудникам возможности самим регулировать свои рабочие часы могут привести ко многим проблемам, в том числе и финансовым потерям.

Поэтому для максимальной оптимизации трудовых ресурсов и увеличения производительности работодателю придется преодолеть ряд трудностей:

  • Разработать системы учета рабочего времени. В настоящее время существует огромное количество программных обеспечений, которые разработаны для автоматического учета времени. Но такие ПО могут быть дорогостоящими и установки их экономически нецелесообразна, если в организации работает всего несколько сотрудников. В такой ситуации удобней вести обычный табель или журнал учета рабочего времени.
  • Правильная и своевременная координация сотрудников для более эффективной работы. Назначение планерок и совещаний, назначение ответственных за определенные участки работы, тайм-менеджмент и т.д.
  • Контроль результатов и своевременного завершения заданий, установление конкретных сроков выполнение работы и применение, как системы поощрений, так и наказаний.

Правовые нюансы применения гибкого графика работы

Любые вопросы, которые касаются взаимоотношений работодателя и работника полностью регулируются законодательством. Это также касается и установление свободного трудового графика. Организация может, как в целом для всех сотрудников разработать единую систему, так и индивидуально договорится с конкретным работником.

Наименование правового документа Номер статьи Описание
Трудовой кодекс 102 Регламентирует правовые нормы применения гибкого рабочего графика
73 В случае перевода работника с одного режима на другой работодатель обязан уведомить за два месяца

Независимо от режима работы работодатель обязан установить для всех сотрудников единые условия в части выплат социального обеспечения: выплаты по больничным листам, отпускные, перечисления во внебюджетные фонды и т.д. При этом суммарное время, в течение которого работник исполняет свои трудовые обязанности, не может превышать десять часов, потому что за превышение установленной нормы работодатель обязан рассчитывать зарплату по двойному тарифу. Читайте также статью: → «Комиссионная система оплаты труда: ее плюсы минусы, примеры + инфографика»

Типовые ошибки применения гибкого графика

Ошибка № 1. Превышение количества часов, установленных законодательными нормами

Превышение количества часов, которое установлено законодательством, должно поощрять сотрудника увеличением выплат из расчета двойной ставки. А это означает, что если данный факт будет проигнорирован со стороны работодателя, то работник имеет право обратиться в трудовую инспекцию по факту нарушения его прав в части выплаты заработной платы. Организация будет обязана в принудительном порядке выплатить недостающую часть заработной платы плюс проценты за каждый день просрочки и, в некоторых случаях, материальная компенсация за моральный ущерб.

Ошибка №2. Контроль отработанного времени

Одним из самых сложных аспектов является учет отработанного времени для сотрудников, которые работают в режиме гибкого графика. Данный учет должен быть максимально прозрачным и точным, чтобы не возникало недоразумений между работниками и работодателями, так как количество отработанных часов влияет на уровень заработной платы.

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Может ли сотрудник отказаться от перехода с одного режима работы на другой?

Ответ: Обычно переход от одного режима работы на другой происходит по соглашению сторон, при этом работодатель должен за два месяца уведомить своих работников о переходе на новый режим работы. Если по каким-то причинам работник не готов переходить на новый режим работы он должен уведомить об этом своего руководителя, который должен в правовом порядке разрешить данную ситуацию от предложения перейти на другую должность до сохранения старого режима.

Вопрос №2. Может ли гибкий режим использоваться в индивидуальном порядке для конкретного работника по его просьбе?

Ответ: Конечно, может. Такой режим будет оформляться отдельным приказом за подписью генерального директора организации. Очень часто такой режим предлагают женщинам, у которых есть дети, в качестве социальной поддержки.