ЭЦП для таможенного оформления

В настоящее время уже повсеместно используются электронные цифровые подписи или ЭЦП. Применение ЭЦП позволяет значительно ускорить реализацию различных видов документов, а это в свою очередь экономит время предпринимателей и бизнесменов. В статье рассмотрим порядок получения ЭЦП для таможенного оформления.

Что такое и для чего нужна ЭЦП

К основной задаче применения электронной подписи можно отнести защиту от подделки документов, направление которых происходит по каналам связи. Для того, чтобы получить подпись используется криптопреобразование информации, а также специальный закрытый ключ. Криптоподпись позволяет осуществить следующее:

  • проверить целостность документов;
  • идентифицировать направившее документ лицо;
  • гарантировать конфиденциальность информации.

Важно! Данный документ доступен для использования и юридическими и физическими лицами. ЭЦП является полным аналогом собственноручной подписи и придает юридическую значимость документу, такую же, как имеет бумажный документ, заверенный подписью руководителя и печатью компании.

Плюсы и минусы ЭЦП

Основным документом, регламентирующим порядок использования ЭЦП, права и обязанности сторон, является закон 63-ФЗ. Кроме того, согласно статьям 160 ГК РФ и 434 ГК РФ, действительными признаются документы не только на бумажном носителе, но и электронные.

Однако, использование ЭЦП имеет как преимущества, так и некоторые недостатки:

Преимущества использования ЭЦПНедостатки использования ЭЦП
Передача документов происходит по цифровым каналам связи и необходимость пересылки материальных носителей информации отпадает

Подлинность документа определяется независимо от того, что явилось источником загрузки информации

Подделка документа исключена (полностью создать аналогичную цифровую подпись невозможно, а достоверность личной подписи может быть установлена путем проведения экспертизы).

Лично поставить подпись в документе может поставить только определенное лицо, тогда как цифровую подпись можно передать иным людям (ЭЦП может быть утеряна, похищена)

Неразрывной связи с документами нет

Подпись можно поставить только с помощью программного обеспечения

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Виды ЭЦП

В РФ электронный документооборот предусматривает применение следующих видов ЭЦП:

  1. Простая. К данному виду подписи относят пары «логин – пароль», «код подтверждения и скретч-карта». Основной задачей такой подписи является подтверждение подписанта, к примеру, в случае через интернет-банк. Лицу приходит на телефон смс, содержащая одноразовый код. Если этот код введен, то платежный документ подписан электронной подписью и значит платеж прошел. Формирует простую подпись программа, в которой работает лицо. Данный вид подписи не несет никакой значимости и не имеет юридической силы. Такая подпись совершенно не подойдет для подписания документов, например, договоров или деклараций, в том числе и таможенных.
  2. Неквалифицированная электронная подпись более сложная, защищенная. Она является подтверждением того, что документ подписан конкретным лицом и дает гарантию, что в последствии изменения в документ не вносились. Данную подпись создает система, в которой происходит подписание документов, но работает она только в той системе, в которой была создана.
  3. Квалифицированная усиленная электронная подписьсамая защищенная, она зашифрована специальными сертификатами. Именно поэтому государственные органы могут принять ее на документах юрлиц.

Важно! Самой регламентированной на законодательном уровне ЭЦП является квалифицированная усиленная подпись. Программное обеспечение, которое используется для «работы» подписи имеет сертификат ФСБ.

Занимаются выдачей ЭЦП специализированные удостоверяющие центры (УЦ), которые прошли процедуру государственной аккредитации. Если документооборот компаниями ведется с помощью квалифицированной ЭЦП, то это говорит о том, что документы имеют юридическую силу (Читайте также статью ⇒ ЭЦП для онлайн касс).

Получение ЭЦП для таможенного оформления

Таможенный орган является одним из участников системы электронного документооборота. Участники внешнеэкономических отношений должны применять квалифицированную ЭЦП. Для ее получения нужно будет подготовить определенный пакет документов и оплатить установленную сумму в удостоверяющий центр.Порядок действий при этом будет следующим:

  1. Обращение в удостоверяющий центр и подача заявки на получение подписи. Сделать это можно лично посетив УЦ, либо через онлайн-форму.
  2. Подготовка необходимых документов, которые нужно будет приложить к заявке. На основании этих документов и будет изготавливаться сертификат подписи.
  3. Получение сертификата и документов, которые можно забрать, предоставив свои оригинальные документы.

УЦ выдаст сертификат ЭЦП, а также ключ. Ключ представлен особым кодом, записанным на электронный носитель. В качестве носителя может использоваться флешка, карта памяти или банковская карта с чипом. Для того, чтобы у владельца подписи появилась возможность подписывать документы, на компьютере необходимо установить криптопровайдер, который представляет собой посредническую программу между электронной подписью и ОС.

Использование ЭЦП для таможенного оформления деклараций

Применение ЭЦП в таможенных отношениях позволяет свести к минимуму волокиту с документами, а также существенно уменьшить срок перемещения товара через границу. Для лиц, имеющих ЭЦП, появляется возможность выполнения следующих мероприятий:

  • заполнение таможенных деклараций;
  • подготовка разрешительной документации;
  • подготовка сопроводительной документации для проводимых товаров;
  • подготовка транзитных деклараций, отчетных сведений, а также иных документов.

Удостоверяющий центр, который позволяет оформить электронную подпись можно найти в любом населенном пункте. Перечень УЦ можно посмотреть на официальном сайте Минсвязи. Кроме того, на данном сайте также представлена информация о том, имеют ли УЦ разрешение на предоставление подобных услуг.

Для таможенных органов применение ЭЦП возможно следующим образом:

  • производить оформление без бумажных документов;
  • ускорить процедуру таможенного контроля;
  • осуществить документальный контроль до момента поступления товара в таможенный орган;
  • и др.

Чтобы использовать ЭЦП для таможенного оформления деклараций, лицу в первую очередь потребуется получить сертификат, защиту, лицензию, ПО, а также наладить соответствующее взаимодействие с органом. Для того, чтобы воспользоваться возможностью сформировать и подать документы, использован может быть бесплатный сервис – «Личный кабинет участника ВЭД».

Срок действия ЭЦП для таможни

Итогом обращения лица в УЦ с заявлением является выпуск сертификата и электронного ключа. Срок действия такого ключа составляет 1 год, после чего потребуется прохождение процедуры продления.О продлении ЭПЦ следует позаботиться заранее и не дожидаться пока срок действия подписи подойдет к концу. Это связано с тем, что на процедуру продления уйдет некоторое количество времени, в течение которого владельцу может понадобиться электронная подпись (Читайте также статью ⇒ Как получить ЭЦП для налоговой).

Кроме того, если срок обращения за пролонгацией электронной подписи истечет, то продлить ее уже не получиться. Останется только заказать новую ЭЦП. Срок, в течение которого следует обратиться за продлением электронной подписи составляет 30 дней с даты окончания срока действия ЭЦП.

Документы, необходимые для получения ЭЦП

Как уже отмечалось выше, для того, чтобы документооборот с таможней проходил в электронном формате, потребуется получение ЭЦП. С этой целью обратиться нужно будет в удостоверяющий центр и предоставить необходимый пакет документов, перечень которых будет зависеть от статуса заявителя:

Для юридического лица (организация, как правило, получает ЭЦП на своего руководителя или главбуха)Для ИП
ИНН лица

Приказ о назначении

Паспорт физлица

Доверенность (если, например, за руководителя в УЦ обращается доверенное лицо)

Паспорт

СНИЛС

ИНН

Свидетельство о регистрации ИП

Доверенность (если за предпринимателя в УЦ обращается доверенное лицо)

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Где еще, кроме удостоверяющего центра можно получить ЭЦП?

Ответ: Получить ЭЦП возможно только через удостоверяющий центр. Это единственный  способ получения действительного сертификата. Однако, следует помнить, что не все УЦ могут оформлять ЭЦП. В РФ на сегодняшний день 456 удостоверяющих центров, среди которых есть и федеральные и региональные. Перечень центров, имеющих полномочия на оформления электронной подписи представлен на сайте Минсвязи.

Заключение

Таким образом, применение электронно-цифровой подписи возможно и для оформления таможенных документов. Это позволяет значительно ускорить прохождение процедуры таможенного контроля.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Юридическая Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Загрузка...
Adblock detector