Бюджетный кодекс РФ 2019 последняя редакция с комментариями

Автор статьи

Виктория Ананьина

5 минут на чтение
Содержание Содержание

Министерство финансов решил изменить бюджетный кодекс РФ в 2019 году. В основном поправки носят юридико-технический характер. А именно изменения коснулись структуры кодекса, уточнение понятий, устранение внутренних противоречий и неточностей.

Общее понятие о бюджетном кодексе РФ

Бюджетный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

С помощью бюджетного кодекса РФ можно урегулировать следующие  отношения:

  • Отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • Отношения, которые возникают в процессе составления и рассмотрения различных проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждение и исполнение бюджетов, а так же контроль за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, то есть процессуальные бюджетные правоотношения.

К субъектам бюджетного правоотношения относятся такие участники как:

  • Страна Россия, субъекты РФ, Российская Федерация в целом; субъекты РФ; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования;
  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • кредитные организации;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, также иные хозяйствующие субъекты;
  • физические лица

Изменение структуры бюджетного кодекса РФ

За 17 лет, как существует бюджетный кодекс РФ, было принято более 130 законов. В новой редакции решили все изменения объединить в одну редакцию и сделать более удобным в применении. Бюджетный кодекс теперь не будет разделен на части. Он будет, состоят из 9 разделов и 33 главы.

В структуре бюджетного кодекса РФ в 2019 году внесено ряд изменений, которые представим в виде таблицы:

Наименование раздела Какие внесены изменения в 2019 году
Раздел 1 «Общие положения»Часть заменена на раздел и вводится отдельная глава об информационном обеспечении бюджетного процесса
Раздел 3 «Расходы бюджета»Создание отдельной главы для публичных обязательств, согласно которым должен формироваться расходов бюджета. Ранее данная глава находилась в 4 разделе.

 

В разделе 4 «Сбалансированность бюджета»Произведено объединение положений таких как: источники финансирования бюджета, эмиссия и обращение государственных  ценных бумаг, управление долгами, формирование Фонда национального благосостояния и Резервного фонда субъекта РФ и управлению ими;
Раздел 6 называется «Планирование бюджета»Ранее такого раздела не было, он появился только в 2019 году.  Он состоит из пяти глав и в него входят положения о составлении проектов бюджета
Раздел 7 «Исполнение бюджета»В данный раздел внесены новые главы такие как : единый казначейский счет, система бюджетных платежей и казначейское обслуживание.

 

В разделе 8 «Об учете и отчетности»В данном разделе внесена глава, которая содержит требования к отчетности, как о государственных, так и о муниципальных финансах.
Раздел 9В данном разделе теперь содержится информация об урегулировании вопроса бюджетного контроля и привлечение к ответственности за бюджетные нарушения

Приведем сравнительную таблицу, в которой покажем, как изменилась структура бюджетного кодекса РФ:

Структура кодекса в 2018 году Структура кодекса в 2019 году
5 частейЧасти отсутствуют
9 разделов9 разделов
30 глав33 главы
307 статей313 статей
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Изменения в терминологии бюджетного кодекса РФ

В новой редакции бюджетного кодекса РФ запретят использовать такие определения как:

  • получатель средств из бюджета – необходимо объединить не участников бюджетного процесса, которым выделяются средства из бюджета;
  • публичное обязательство – произойдет разделение по предоставлению средств отдельно на формирование расходов и отдельное выполнение долговых обязательств;
  • лимит долгосрочных договорных обязательств – необходим учет обязательств, которые выходят за рамки периода действия бюджета;
  • казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства — призвано обеспечить концепцию единого казначейского счета и системы бюджетных платежей.

По мимо запрета в использовании некоторых определений, из кодекса будут полностью исключены такие понятия как:

  • собственный доход;
  • межбюджетные отношения.

Произошла замена в терминологии:

Используемый термин в 2018 году Используемый термин в 2018 году
Главный распорядитель бюджетных средствГлавный распорядитель расходов бюджета
Распорядитель бюджетных средствРаспорядитель расходов бюджета
Получатель бюджетных средствАдминистратор расходов бюджета
Источник финансирования дефицита бюджетаИсточник финансирования бюджета
Кассовое обслуживаниеКазначейское обслуживание

Изменения в бюджетных правоотношениях

Так как бюджетные и автономные учреждения имеют только  отдельные бюджетные права  и обязанности и не относятся к участникам бюджетного процесса они активно принимают, участие в функционировании системы государственного и муниципального управления. Поэтому отдельные нормы законодательства, которые непосредственно имеют отношение к деятельности бюджетных и автономных учреждений, включены в состав определенных положений проекта.

Какие изменения коснулись доходов и расходов

Изменения в бюджетном кодексе РФ не прошли мимо и доходов и расходов бюджета. И так рассмотрим, какие изменения произошли в данных разделах.

Минфин предложил новый принцип распределения доходов бюджета, а так же уладить вопрос при зачислении доходов в бюджет таких платежей как: штрафов, неустоек и пеней. Такое решение позволяет:

  • формировать бюджет, в который ожидается поступление платежа, даже в том случае, когда законодательством не предусмотрено его распределение;
  • сокращение количества всех возможных изменений в области доходов;
  • установить единое описание в положениях о доходах и расходах бюджетов.

В новой редакции бюджетного кодекса РФ решили разделить публичные обязательства на две категории, а именно:

  • нормативно-правовые обязательства, которые возникаю из закона или иного нормативного правового акта;
  • договорные обязательства, которые возникают между соглашениями  сторон.

Читайте также:

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении.

Изменения в бюджетном бухучете.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Что представляет собой бюджетный кодекс РФ?

Ответ: Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Вопрос №2 Зачем Минфин решил изменить бюджетный кодекс РФ?

Ответ: Минфин решил изменить бюджетный кодекс РФ для того, что бы объединить в одном законопроекте все изменения, которые были за 17 лет. А за это время было принято 130 новых законов. Тем самым новая редакция станет более удобной в применении.

Вопрос №3 Какая структура стала в 2019 году бюджетного кодекса РФ?

Ответ: Бюджетный кодекс РФ стал на 25% меньше от предыдущей редакции, это утверждают разработчики. БК РФ в новой редакции состоит из 9 разделов, 33 глав и 313 татей.

Вопрос №4 Какие определения запрещены в новой редакции бюджетного кодекса РФ?

Ответ:  В 2019 году в бюджетный кодекс РФ были внесены ряд изменение, которые коснулись и терминологии бюджетного кодекса РФ. И так в новой редакции запретили использовать такие определения как: получатель средств из бюджета, публичное обязательство, лимит долгосрочных договорных обязательств, казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства.

Вопрос №5 Какие изменения коснулись раздела доходов и расходов в бюджетном кодексе РФ?

Ответ: Минфин предложил новый принцип распределения доходов бюджета, а так же уладить вопрос при зачислении доходов в бюджет таких платежей как: штрафов, неустоек и пеней. Такое решение позволяет: формировать бюджет, в который ожидается поступление платежа, даже в том случае, когда законодательством не предусмотрено его распределение; сокращение количества всех возможных изменений в области доходов; установить единое описание в положениях о доходах и расходах бюджетов.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Бесплатная юридическая консультация

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Рекомендуем похожие статьи
Добавить комментарий