Бухгалтерский учет издержек обращения

Издержками обращения у торговых предприятий выступают те расходы, без которых никак не обойтись, доставляя товар до покупателя. Данный материал поможет вам узнать, как происходит бухгалтерский учет издержек обращения и для чего и как они рассчитываются.

Учет подобных затрат основывается на постулатах ПБУ 10/99, содержащим только общие предписания. Торговым организациям зачастую приходится решать сложные вопросы, вытекающие из отраслевой специфики, самостоятельно. Об этих особенностях речь пойдет ниже.

Сущность издержек обращения и их группы

Издержки обращения (ИзО) – немаловажная составная текущих затрат. Не входящие в ИзО расходы покрывает прибыль торговой организации. ИзО определяются в RUB и в %. Соответственно, их отражение в отчетных формах и учете ведется в абсолютной сумме и в единицах относительных – в % к общему объему товарооборота (уровень ИзО). Читайте также статью: → «Бухгалтерский учет естественной убыли товаров»

Величина последнего свидетельствует о том, насколько эффективно функционирует торговая фирма. Качественнее отлажен бизнес там, где значение показателя ниже. ИзО обобщают в две группы по:

  1. Экономическим элементам.
  2. Затратным статьям.

Важно! Состав и статей, и элементов – стандартен. Торговая фирма вправе включить дополнительные статьи, если посчитает нужным.

Значение издержек обращения торговых фирм

Корректный учет ИзО важен, поскольку их участие в формировании финрезультата – почти решающее:

  • ИзО – одни из основных показателей итогового функционирования фирмы;
  • величина издержек напрямую оказывает влияние на размер дохода, полученного фирмой от продажи товаров. Поэтому их оптимизация – серьезный фактор возрастания прибыльности и рентабельности.
  • уровень ИзО – главный ориентир для определения торговой надбавки (ее минимальной величины);

От ИзО и их уровня зависит то, насколько фирма сможет конкурировать с компаниями, которые работают в той же сфере.

Разновидности издержек обращения в торговле

Систематизация ИзО предполагает их упорядочение по общим особенностям:

Классификационный

критерий

Виды Примеры
∑ товарооборота —        условно-переменные ИзО, связанные с сохранением товара, его упаковкой, рассортировыванием
—        условно-постоянные Аморт.;

Потраченные на аренду средства

—        смешанные Зарплата сотрудникам, прочие издержки
Состав —        комплексные Расфасовочные и упаковочные издержки, соблюдение условий сохранности
—        одноэлементные Рекламные траты
Место появления —        внутренние Обучение персонала и повышение его квалификации; зарплата
—        внешние Транспортировочные потери
Как относятся на издержки —        прямые Стоимость перевозки; затраты на упаковку товарных единиц, надлежащее хранение
—        косвенные Суммы на содержание управленческого персонала, рекламные расходы
Экономическая природа —        чистые Относятся к денежному обороту; реклама
—        дополнительные Траты на незапланированный ремонт; дополнительную фасовку
Учет в фирме —        явные Амортизация ОС; зарплата
—        неявные Возможности упущенные, к примеру, доход который можно было получить
Периодичность возникновения —        текущие Зарплата; содержание осн. средств, инвентаря
—        единовременные Оплата одноразовой работы
—        прочие Расходы на доставку
Уровень управляемости управляемые (дискреционные) Объем затрат устанавливается свободно, в зависимости от позиций фирмы
Неуправляемые

(недискреционные)

Налоги, взносы

Основы синтетического учета ИзО

Для ведения синтетического учета предназначен активный сч.44. По его дебету бухгалтер собирает суммы расходов, возникшие в процессе основной деятельности, а кредит рассчитанный для их списания. Сальдо по дебету показывает, какие ИзО на еще не проданные товары имеются на складе на конец отчетного периода.

В учете ИзО проводятся записи:

Дт Кт Пояснение
44 02 На амортиз. сумму ОС
05 На объем аморт. нематериальных активов
10 Списание материалов, пущенных на упаковку товарных единиц и содержание их в сохранности
60 За предоставленные услуги по поставке, охране
68 Начисление налогов, иных отчислений, относящихся на ИзО
70, 69 Заработок и социальные взносы сотрудников
71 Списание сумм, потраченных на командировки, представительские нужды
94 Сумма недостач и потерь от порчи ТМЦ (актуально для уменьшения налогов)

Списание расходов отражается так:

Дт 90.2                       Кт 44

Важно! По кредиту сч. 44 осуществляется списание издержек для определения конечного финрезультата – прибыли или убытка.

Ведение аналитического учета издержек обращения

Аналитический учет ИзО в торговых фирмах ведется по каждому их виду и по отдельным статьям. Перечень унифицирован и включает все возможные направления ИзО: от расходов на доставку до затрат прочих.

Торговые фирмы могут дополнять и изменять этот перечень. Но важно учитывать положения нормативных документов.  Аналитический учет охватывает разновидности издержек. К примеру, по дебету сч. 94 собирается информация об учетной стоимости товаров, которые отсутствуют. Сумма содержится на кредитах сч. 41 и 60.

Недостачи, возникшие при продаже товаров, обозначаются так:

Дт сч. 94                    Кт сч. 44

Утрата товаров из-за чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, списывается с кредита сч.44 на Дт сч. 99.

Бухгалтерский учет издержек обращения: особенности учета расходов по транспортировке

Издержки, возникающие в период доставки товара до складов фирмы, входят в состав ИзО.

Отражать их можно так:

  1. Включить в состав фактической с/с товара.
  2. Учесть на сч. 44 под наименованием «Расходы на продажу».

На чем остановиться – определяет торговая фирма. Но выбор обязательно следует обозначить в учетной политике. Когда выбирается второй способ, то объем транспортных издержек подлежит распределению между товарами проданными, и еще нет. Расходы, возникшие при доставке уже проданных единиц, списываются на сч. 90.2. Читайте также статью: → «Бухгалтерский учет ценных бумаг: проводки, ошибки, примеры»

Относящиеся к стоимости еще не купленных изделий (расходы) продолжают числиться до их продажи. Определяя ИзО на остаток товаров непроданных, следует использовать средний %. Его расчет и бухгалтерские записи рассмотрим на примере.

Пример 1. Итоги месячной деятельности фирмы:

Расходы по транспортировке, RUB Товары по учетным ценам, RUB Средний % ИзО Сумма ИзО на остаток товара
Остатки на начало месяца Издержки за месяц Всего Объем месячной реализации Остатки на конец месяца Всего
5 122,00 12 623, 65 17745,65,00 524 200,00 261 897,00 786 079,00 2,26 5918,87
1 2 3=1+2 4 5 6=4+5 7=3/6·100 8=7·5/100

 

Бухгалтерские записи:

Дт Кт RUB Пояснение
62 90.1 524 200 Отражение месячной выручки
90.2 41 252 140,20 С/с реализованных товаров списана
90.2 44 12623,65 Списаны транспортные издержки, относящиеся к товарам проданным
90.3 68 79962,71 Начисление НДС в ∑ продаж
90.9 99 179 473,44

 

(524 200-252 140,20-12 623,65-79 962,71)

Отражение финансового результата от реализации товара

Месячная прибыль торговой фирмы составила 179 473,44 руб.

Важно! Если ИзО списываются частично, затраты по доставке подлежат распределению между товаром реализованным и пока непроданным.

Особенности учета издержек обращения в аптеках

ИзО в аптеках – их объем в денежном выражении, необходимый для доставки медпрепаратов до потребителей, коими является население страны и разнообразные виды лечебных учреждений.

ИзО включают расходы на:

  • привоз медикаментов и их сохранность;
  • продажу лекарств;
  • зарплату сотрудников;
  • прочие.

Полная сумма расходов аптеки превышает ИзО. В состав последних, к примеру, не входят:

  • расходы представительские и командировочные, размер которых превышает норму;
  • суммы материальной помощи;
  • премии из спецсредств;
  • кредитные взносы;
  • штрафы и пени из-за неточной уплаты налогов;
  • оплата отпусков дополнительных.

Чтобы сократить размер издержек, необходимо:

  1. Совершенствовать организационные формы обеспечения населения лекарственными средствами, а именно, реализовать преимущественно готовые медпрепараты и не тратить средства на их изготовление.
  2. Использовать современные технологии, повышающие производительность труда фармацевтов.
  3. Снизить стоимость доставки и себестоимость лекарственных средств.
  4. Рационализировать товаропроводящие системы, ликвидировать дублирующие звенья в доставке медпрепаратов.

Аптеки отличаются высоким уровнем ИзО (20-25%) по сравнению с другими торговыми фирмами (6-9%). Тому есть объяснение:

  • значительный объем работы;
  • содержание штата сотрудников более высокой квалификации по сравнению с обычным магазином;
  • реализация товара проводится не большими партиями, а в дробном количестве.

Все издержки, понесенные аптекой, отражаются в учете и отчетных документах в том периоде, когда они фактически осуществлялись.

В оперативном бухучете (счета учета аналитического и синтетического), в ведомости накопительной и оборотной ИзО следует записывать только в абсолютных суммах – в RUB.

Главным отчетным документом по ИзО выступает отчет за соответствующий квартал. В нем издержки отражаются и в абсолютном выражении, и в %% к товарообороту.

Основы анализа ИзО в аптеках

Для качественного анализа необходимо использовать такие исходные данные:

  • плановые расчеты товарооборота и запасов оборотных активов;
  • суммы, предназначенные для оплаты труда;
  • пожелания руководства касательно минимизации уровня ИзО на основе использования опыта более рентабельных аптек;
  • результаты аналитической работы по изучению ИзО за предыдущий временной период.

Следует выделить факторы, зависящие от работы аптечных организаций, и те, на которые невозможно повлиять. Основной фактор, не подлежащий воздействию – цены. Их динамика сказывается на сумме товарооборота и на относительном уровне ИзО. Первоначально это касается розничных цен на медпрепараты. Читайте также статью: → «Бухгалтерский учет возвратной финансовой помощи от учредителя»

На уровень издержек влияет также изменение стоимости:

  • вспомогательных и стройматериалов;
  • энергии и топлива.

Смена тарифов на транспортировку, ставок по арендной плате – все это вызывает колебания размера ИзО в целом и по их отдельным статьям.

Факторы, зависящие от аптеки, таковы:

  • рост товарооборота по отдельным разновидностям медикаментов и в целом;
  • разумное распоряжение имуществом и оборотными активами;
  • применение экономичных методов касательно обслуживания клиентов;
  • содержание в сохранности наличного товара;
  • своевременные выплаты персоналу, расчеты с партнерами, оплата налогов;
  • уровень трудовой этики.

В процессе проведения аналитической работы:

  • определяется динамика ИзО по отношению с прошлым периодом;
  • устанавливаются факторы, влияние которых сказывается на изменении ИзО и товарооборота;
  • методами экономического анализа проводится расчет количественного влияния каждого фактора на товарооборот;
  • определяются резервы, использование которых посодействует снижению ИзО и возрастанию товарооборота;
  • разрабатываются мероприятия по поиску дополнительных возможностей увеличения доходов и снижения ИзО.

Важно! Самое главное в анализе – определить резервы, использование которых может реально уменьшить издержки; найти методы их внедрения в практику.

Топ 4 популярных вопросов

Вопрос № 1. Какие издержки считают дигрессивными, а какие – прогрессивными?

Ответ. Оба вида ИзО относятся к издержкам переменным, то есть, зависят от размера товарооборота. Но дигрессивные изменяются относительно меньшими темпами по сравнению с ним, а прогрессивные – растут в большей степени, чем товарооборот.

Вопрос № 2. Как рассчитать средний уровень ИзО?

Ответ. Этот показатель относится к качественным, его рассчитывают так:

Вопрос № 3. Маржинальные издержки – что это?

Ответ. Маржинальными издержками (МИ) называют прирост издержек за счет продажи дополнительной товарной единицы. Формула расчета:

где:

ΔИзП – прирост издержек переменных;

ΔТ – прирост товарооборота.

Вопрос № 4. Торговая фирма занимается и иными видами бизнеса. Как налоговый учет издержек вести правильно?

Ответ. Ведение налогового учета ИзО прямых и косвенных следует проводить по каждому направлению бизнесовой деятельности по отдельности.

Учет ИзО, методы калькулирования себестоимости – наиболее важные элементы системы управления бизнесом. Поэтому они должны быть под постоянным вниманием менеджеров фирм и компаний.