Унифицированная форма Т-73. Акт о приемке работа. Образец заполнения

Предприятия могут заключать с наемными работниками договоры срочного характера, ограниченные сроками проведения и объемами работ. Потребность в найме работника на исполнение конкретной задачи возникает при отсутствии в организации работника соответствующей требованиям квалификации или необходимости проведения работ разового характера. При оформлении срочного договора оговариваются условия, сроки, порядок оплаты, ответственность и документ, подтверждающий исполнение работ.

Применение акта формы Т-73

Необходимость в составлении документа возникает при оформлении результатов труда однократно выполненной работы. Наем работника на исполнение разовой работы не должен нести признаки трудового договора неопределенного срока действия. Акт составляется по окончании исполнения работ или этапа по договору, имеющему:

  • Ограниченный срок действия – дату либо выход отсутствующего основного работника.
  • Характеристики срочного типа договора.
  • Определенный перечень задач.

Срочный договор заключается при исполнении сезонных, временных работ, при отсутствии основного работника либо в случаях, когда работы требуют определенных навыков, не имеющихся у сотрудников предприятия. Полный перечень работ, при которых применяется срочный тип договора, указан в ст. 59 ТК РФ.

При нарушении обязательств со стороны работника договор может быть расторгнут досрочно по инициативе работодателя. Основанием служит нарушение трудовой дисциплины, распорядка, правил охраны труда, неисполнения задач со стороны работника. Неисполнение обязательств со стороны работодателя оспариваются в трудовой комиссии и судебных органах.

Форма документа, свидетельствующего о выполнении задачи

Работы или задачи, выполненные по срочному договору, должны быть переданы исполняющей стороной и приняты заказывающей стороной. Для подтверждения факта передачи результатов труда используется акт формы Т-73 либо иной документ, разработанный предприятием.

Унифицированная форма утверждена Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1. Форма, применяемая в компании, должны быть утверждена в приложении к учетной политике в составе рабочих первичных документов. В бланки, разрабатываемые самостоятельно, включают обязательные реквизиты, необходимые для ведения бухгалтерского первичного учета. В форму необходимо внести:

  • Данные о предприятии и структурного подразделения.
  • Реквизиты документа – дату составления и номер, присвоенный по журналу регистрации.
  • Сведения о договоре, на основании которого произведены работы.
  • Информация о лице, исполняемом задании, сроках реализации.
  • Сведения о сторонах и лицах, ответственных за сдачу-приемку выполненных работ.

На основании составленного акта с работником производится расчет.

Сроки составления акта формы Т-73

При оформлении работника на исполнение конкретного задания стороны оговаривают срок исполнения и порядок приемки работ. Результат труда может приниматься по окончании работ или по частям, с составлением акта на каждый этап выполнения. Поэтапное оформление акта требуется для произведения выплат лицу. Форма составляется в 2 экземплярах, один из которых предоставляется работнику, второй передается в бухгалтерию для проведения расчета.

Составляет форму лицо, назначенное руководителем для проверки соответствия требованиям выполненных работ и приемки результата. Акт утверждает руководитель предприятия либо другое уполномоченное лицо (например, заместитель).

Порядок действий при составлении формы Т-73

На момент составления акта работы по договору (или их часть) должны быть выполнены. Заполнение формы не составляет труда. Все данные заносятся согласно запросу каждой позиции.

Порядок действий Пояснения
Заполнение реквизитов Вносятся сведения о предприятии, исполнителе, договоре
Присвоение номера и даты Осуществляется в программе или согласно журналу регистрации общих документов
Данные о видах работ Каждый из видов работ указывается обособленно с данными о количественном и стоимостном показателях
Осуществление приемки В акте должна быть запись об отсутствии претензий и приемке работ
Подписи и утверждение Документ подписывают стороны договора и утверждается руководителем

Далее документ передается в бухгалтерию для осуществления оплаты в соответствии с суммой, указанной в акте. Передачу документа в бухгалтерию осуществляет ответственное лицо, курирующее исполнение поставленной задачи.

Рекомендации по заполнению акта

Состав данных акта определен самим документом. Построчное заполнение документа по запросам обеспечивает полный состав требуемой информации. При внесении данных важными условиями являются:

  • Заполнение реквизитов компании в соответствии с учредительными документами.
  • Лица, указанные в документе, должны иметь право, установленное приказом или должностной инструкцией.
  • При замещении ответственного лица указываются данные сотрудника, временно исполняющего обязанности.
  • Данные исполнителя работ и подпись вносятся лицом вручную собственноручно.

Заполнение акта производится в ручном или электронном виде с использованием оригинальных либо подтвержденных сертификатами подписей лиц.

Использование электронных подписей при утверждении акта

Документы первичного учета разрешено формировать в электронном виде с использованием ЭЦП, за исключением носителей информации, требующих специальной защиты. В учете организации должен быть определен порядок ведения электронного документооборота и круг лиц, имеющих право на получение ЭЦП.

В документах внутреннего оборота часто используют простую электронную подпись (ПЭП), подтверждающей создание документа владельцем учетной записи, имеющего доступ к информационной системе. В случаях, когда необходима дополнительная защита информации на предмет отсутствия изменений после подписания электронной подписью применяется ЭЦП, выданная удостоверяющим центром.

При подписании акта Т-73 электронно-цифровой подписью возникают определенные сложности.

Условие составления акта Описание
Наличие ЭЦП
(см. → Как получить ЭЦП)
Обладать определенным видом сертификата ключа должны все стороны, участвующие в подписании документа
Вид ЭЦП исполнителя Исполнитель при подписании документа должен иметь усиленную ЭЦП, полученную в специализированным центре
Форма документа, предоставляемого исполнителю Для передачи образца документа исполнителю потребуется распечатанный акт на бумажном носителе заверить оригинальной подписью руководителя и печатью организации

Документ является основанием для проведения расчета с работником, что учитывается при обеспечении хранения документов. Формы Т-73, касающихся выплат работникам, требуют сохранности в течение 5 лет, а при отсутствии лицевых счетов – 75 лет. Длительность архивации учитывается при создании документов в электронном виде. Документы, подписанные ЭЦП, подлежат хранению в базах электронных документов одновременно с сертификатами, подтверждающими подлинность подписей.

Ошибки, возникающие при заполнении акта

Основные ошибки при составлении акта возникают при отсутствии обязательных реквизитов первичного документа.

Требование к документу Необходимые сведения
Данные о предприятии Вносится информация, позволяющая определить организацию, подразделение
Реквизиты акта Документы присваивается номер и дата составления
Данные о работнике и основании составления акта Указываются сведения о договоре (номере, сроке действия, дате составления) и исполнителе
Перечень работ Отражаются виды выполненных работ с указанием сумм, подтверждается соответствие результата требованиям
Данные об ответственных лицах Указываются лица, подтверждающие приемку и утверждение проделанных работ

Форма первичного документа, составленная с нарушением требований или полноты реквизитов, признается недействительным и не может служить основанием для включения суммы в подтвержденные расходы предприятия.

Особенности составления акта в обслуживающих программах

При проведении расчетов с работником, принятым по срочному договору на осуществление определенного объема работ учитывается тот факт, что наемное лицо обладает всеми правами наряду со штатными сотрудниками. Исполнитель по срочному договору имеет право на получение социальных гарантий, включая отчисления работодателя в фонды, дающие право на страхование. Расчет с работником производится в программе, сопровождающей начисление заработной платы.

Стандартные конфигурации программ по заработной плате форму акта не содержат. Бланк заполняют в офисной программе либо вносят документ в состав используемых форм. Для применяемой организацией программы требуется доработать перечень имеющихся форм путем создания внешнего печатного документа, данные в который будут заноситься из рабочей конфигурации. Бланк дополняется к перечню используемых форм через функцию дополнительных отчетов.

Ответы на распространенные вопросы читателей

Вопрос №1. Используется ли форма Т-73 при приемке работ по договору ГПХ?

Акт унифицированной формы Т-73 используется только при заключении срочного договора для приемки-передачи результата выполненных работ.

Вопрос №2. Может ли доверенное лицо подписать акт со стороны работника?

Интересы физического лица может представлять доверенное лицо. Для возникновения прав требуется оформление нотариально заверенной доверенности.

Вопрос №3. Является ли документ формы Т-73 основанием для предъявления претензий работодателю, включая обращение с иском в суд?

Акт формы Т-73 является полноценным документом для предъявления прав, подтверждающий факт проведения работ при условии наличия всех обязательных сведений. Дополнительно необходимо иметь договор, на основании которого были произведены работы.

Вопрос №4. Как осуществляется прекращение срочного договора при выполнении работ, подтвержденных актом Т-73?

Об окончании действия срочного договора работодатель оповещает работника. Факт окончания действия договора или исполнения работ не являются основаниями для прекращения трудовых отношений сторон. После составления акта издается приказ о прекращении срока действия договора.

Вопрос №5. Допускается ли продление срочного договора с лицом, если обстоятельства не позволили закончить работу, обозначенную соглашением?

Законодательство не содержит положений, позволяющих пролонгировать срочные договоры. Прямой запрет на составление дополнительного соглашения к договору отсутствует, но оптимальным вариантом является заключение нового договора. Оплату по первоначальному договору необходимо производить по фактическому результату.